Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Я сослан в XX век

Я сослан в XX век
АЛЕКСЕЙ ЛОСЕВ
Философ, филолог
Текст: Елена Новоселова

 

Масштабом личности и мысли сравнить Алексея Лосева в советский период философии не с кем. Говорят о нем просто: "Глыба. Сфинкс. Тайный монах". Его спутница жизни и ученица Аза Тахо-Годи, автор культового для любого гуманитария учебника "Античная литература", рассказывает о том, каким был Алексей Федорович в жизни.

 

Шапочка Мастера

– Аза Алибековна, это правда, что Лосев был одним из прототипов булгаковского Мастера?

– Преувеличение. Речь идет, собственно говоря, не о самом Мастере, а о его знаменитой черной шапочке с буквой М. Лосев тоже носил черную шапочку. Многие считали, что это академическая традиция. Но это была монашеская скуфья, которую он надел после тайного пострига 3 июня 1929 года. У Булгакова был друг Павел Сергеевич Попов, университетский товарищ Алексея Федоровича. Попов курсировал между двумя этими полюсами - Булгаковым и Лосевым - и мог описать Михаилу Афанасьевичу лосевскую судьбу и облик.

– Вы упомянули тайный постриг Лосева. Что это было за явление – тайное монашество?

– В ХХ веке монашество в миру было распространено и у нас, и на Западе. Что касается Алексея Федоровича, то с его стороны это, конечно, был своеобразный протест. Сколько в России канонизировано теперь новомучеников - и все они оттуда - из 20-30-х годов прошлого века. В это тяжелое и страшное время Лосев и его супруга Валентина Михайловна, тоже ученый, астроном, принимают монашеский постриг, выразив тем самым единение веры и разума.

– Это его решение вопроса о верующем ученом?

– Для Лосева вера и разум всегда были едины. По апостолу Павлу: "Верою разумеваем". Это единение веры и разума было не только в христианстве. Еще Аристотель говорил о том, что философия начинается с удивления перед величием мира, а затем переходит и к его познанию.

С юности Лосев считал, что мир можно познавать только целостно: высший синтез науки, философии, религии, искусства и нравственности. Особенно он подчеркивал пятую составляющую, о которой обычно забывают.

– Интересно, как Лосев отреагировал на изобретение водородной бомбы?

– На политические темы Алексей Федорович разговоров не вел, но тогда сказал, что это страшная трагедия для ученых, особенно для верующих. Выбор страшен.

– На днях прошла презентация второго издания вашей книги "Алексей Лосев" в серии"ЖЗЛ" (интервью взято в феврале 2008 г. – Прим. ред.). Чем оно отличается от первого, вышедшего в 1997 году?

– Главный корпус текста, естественно, сохранился. Я не хотела существенно его менять, тем более что недавно завершила работу над собственными мемуарами, где вновь пишу о Лосеве. Там будет много того, чего здесь нет. Обновлены всевозможные ссылки, сноски. Ведь с тех времен появилась новая литература, связанная с лосевской тематикой. Зачастую, увы, с фактическими ошибками, в том числе в ряде печатавшихся воспоминаний. Поэтому мне (и не только мне) пришлось выступить в качестве критика таких публикаций. Я включила в это издание и краткую летопись жизни и творчества Алексея Федоровича, а также историю создания "Дома А.Ф. Лосева". После смерти Алексея Федоровича дом захватили всякие коммерческие организации. Над кабинетом Лосева обосновался даже какой-то шаман, якобы исцелявший от разных болезней. Нам, т.е. Культурно-просветительскому обществу "Лосевские беседы", хотелось сделать дом философским центром. Но мы натолкнулись на большое сопротивление. На дом претендовали бездна людей: и иностранных, и своих собственных, вплоть до каких-то сахарозаводчиков и уральских миллионеров. Столько было борьбы, пока тогдашний префект А.И. Музыкантский не помог. В итоге возникла известная москвичам Библиотека истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева".

 

Человек будущего

– Ваша книга начинается с того, что прошлое для Лосева "было тем ушедшим, счастливым миром, боль об утрате которого была мучительна". Алексей Федорович был человек прошлого, настоящего или будущего?

– Прошлое всегда было с ним. Но это вовсе не значит, что он был человеком прошлого. Лосев его великолепно знал: и как ученый, и как философ, и как человек церковный. Прошлое для него было открыто начиная с античности.

В настоящем он чувствовал себя одиноким. Потому что людей, с которыми он мог общаться, было мало. Соответствующие ему уходили, гибли, умирали в водовороте советского века. А после того как Алексея Федоровича арестовали и отправили на Беломорканал, их стало еще меньше. Когда он вернулся, от него испуганно шарахались. Я могу просто по пальцам перечислить тех, кто оставался при Лосеве.

Что же касается будущего. Идеи-то лосевские - на стыке философии и филологии (он заканчивал Московский университет по двум отделениям). Его важнейшие научные труды посвящены философии языка и философии имени. Крупные современные ученые считают, что своими книгами Алексей Федорович вошел в ХХI век.

– Все ученики Лосева вспоминают его огромную фигуру, похожую на каменного сфинкса за столом... А каково жить с гением в одной квартире? Походил ли он на тех оторванных от мира сего мыслителей, которые варят в кастрюле часы, а яйцо держат в руке?

– Никогда не был рассеянным, всегда был очень собран. Терпеть не мог никаких халатов, шлепанцев. С утра у него должен был быть отглаженный костюм и галстук. Он говорил: "Не умеют теперь галстуки-то завязывать: покупают готовые. А я вот покажу, как надо". И виртуозно демонстрировал. Не выносил расхлябанности. Поначалу он, сидя в своем кресле с львиными подлокотниками, всегда в пледе, мог показаться отрешенно суровым. Таким и запечатлели его известные фотохудожники. Например, Юрий Рост. Но когда начинал говорить, становилось ясно, что он очень общительный, живой собеседник.

 

Уроки политграмоты актрисы Яблочкиной

– Как строился его день?

– Некоторые даже упрекали Алексея Федоровича: почему у вас все так строго распределено, день расписан поминутно. Ночью он не спал, страдал бессонницей, потому что привык еще с лагерных времен обдумывать и сочинять книги в уме. Свои ночные мысли записывал на отдельных листочках карандашиком, а потом уже их диктовал. Вставал поздно. С часу до пяти работал за столом. Потом был часовой перерыв, а в шесть приходили аспиранты заниматься древнегреческим, латинским, сравнительной грамматикой индоевропейских языков. Вот за этим столом (Аза Алибековна поглаживает скатерть) собирались около 15 человек. В эти годы Алексей Федорович в институт уже не ездил, но у него были официальные занятия по программе кафедры общего языко-знания. Посторонних я не пускала. Все аспиранты записывались: вот у меня списки - более 600 душ! В восемь вечера мы обедали. А в девять или позже приходили те, кто хотел побеседовать с Лосевым. Иногда засиживались до полуночи. Я помню, кто-то из наших молодых приятелей говорил: "Ну не может не быть у вас, Алексей Федорович, немецкой крови. Такой вы аккуратный и педантичный". А Лосев обычно отвечал: "Немецкой нет, но возможна шведская". Так рождался миф. Почему-то считается, что если русский человек, так должен быть каким-то неуверенным в себе и обязательно расхлябанным.

Может быть, это монашеская собранность?

– Нет, он был собран и прежде, еще учась в гимназии. От деда-протоиерея могло что-то передаться.

Но, с другой стороны, отец был очень "живой человек". "Вот от кого ко мне перешла страсть, - смеялся Лосев, - только страсть к науке, музыке, размаху, а не та, что была у отца, математика, музыканта, дирижера Войскового хора и "гуляки праздного". Он бросил семью, когда мальчику было всего три месяца. Но Алексей Федорович не стеснялся своего отца, очень весело говорил о его увлечениях.

– Видно, что человек был с чувством юмора...

– Отлично помнил анекдоты, любил их рассказывать и слушать. Рассказывал "в лицах". Например, о Яблочкиной, знаменитой актрисе Малого театра, которая должна была посещать уроки политграмоты.

– Не спать ночью - эта привычка, говорят, передалась и вам?

– Ночью я читаю. Вот недавно перелистывала интереснейшую книгу Александра Чудакова и нашла замечательный кусок. Одного ссыльного, бывшего лагерника, спрашивают: "Ты знавал философа Лосева на Беломорканале?" А он отвечает: "Философа не знал, а вот песню про него пели: "Тачку тяжко везем по гробам, // Лучше б Лосев молчал про пиво, // Что давали в Египте рабам". Видно, Алексей Федорович там рассказывал, что даже рабам, которые пирамиды строили, давали пиво (это ж древнейший напиток) для укрепления духа и тела. Советские заключенные не могли об этом и мечтать.

– Культовый учебник Тахо-Годи "Античная литература" известен многим поколениям гуманитариев. К сожалению, сейчас эпоха "агрессивных программистов", которые не понимают, зачем нужно массу времени и сил тратить на зубрежку мертвых языков. Что им можно возразить с философским спокойствием?

– Это примета времени, но примета временная. Потому что есть нечто вечное. А есть то, что уйдет. И эти умники когда-то окажутся в хвосте у новых технарей, ведь техника будет развиваться все дальше. Хотя Владимир Соловьев говорил, что прогресса быть не может. Ведь технический прогресс - это же не прогресс человека, его души, сердца, ума. То, что связано с гуманитарными науками, со словом - это вечное, ведь вначале было Слово, и Слово было "Бог". Слово помогает человеку приблизиться к образу Божьему. Ни в одном европейском языке слово "образование" не связывается, как в русском, с "Образом". Во французском - это "наставление", в немецком - "постройка", в латыни - "выращивание". В русском "образование" - это то, что помогает человеку приблизиться к Идеалу. И это только благодаря слову!

 

За такие оттенки надо ставить к стенке!

– В одном из интервью вы сказали, что в "Диалектике мифа" Лосев развенчал мифы социалистического государства...

– В двух словах этого не объяснишь, книгу нужно читать, причем лучше в издании 2001 года, где шрифтом выделены места, вставленные вопреки цензуре. Тут же помещено так называемое Дополнение к "Диалектике мифа". Уже в 1929 году Алексей Федорович хотел обновить "Диалектику мифа", "учитывая современность". "Дополнение" - очень смелая книга. Она вся пронизана анализом настоящего и будущего советской власти. Сейчас в Интернете спокойно эти опасные страницы висят. Но в 1920-е годы "Дополнение" никто бы не разрешил печатать.

– Лосева арестовали за "Дополнение"?

– Арестовали-то по церковным делам: якобы он состоял в монархической церковной организации. В "Диалектике мифа" все было вроде бы строго научно: чем миф отличается от метафоры, от аллегории - чистая филология с философией. Но вот в чем штука: когда уже цензура разрешила книгу печатать, Алексей Федорович подумал: а почему бы не включить туда самые опасные страницы. Он этого хотел, хотя и знал, чем все закончится. Супруга Лосева пошла в издательство, якобы для того, чтобы сверить типографские листы с оригиналом, привлекла к этому делу служащую и, пока сравнивала текст, вставила в книгу "вредные" страницы. Валентина Михайловна была очень храбрым человеком!

– Правда ли, что Горький назвал Лосева "малообразованным"?

– Что там сказал! Это напечатано было в "Известиях" и "Правде". Подлинники публикаций находятся вот в этом архивном шкафу (указывает на книжный шкаф у дверей). Статья называется "О природе". Кто же, по мысли пролетарского писателя, портит эту природу? Есть такие: неграмотные, безмозглые люди. И эти людишки не понимают ничего советского, не видят нашей великой стройки. Одним словом, слепые. Им остается только повеситься. Но Лосев дожил до 1988 года, продолжал свои философские труды, несмотря на то, что действительно ослеп в лагере на лесоповале.

– А сохранился ли рукописный подлинник этой статьи?

– Мы специально разыскивали его в архивах. Есть машинописный текст с поправками рукой Горького. Он мог писать все это спокойно, потому что до этого на ХVI съезде партии в своем отчетном докладе Лазарь Каганович назвал Лосева "классовым врагом". Я читала стенограмму съезда. Там любопытные ремарки. Например, драматург Киршон кричит: "За такие оттенки надо ставить к стенке"! К слову, его самого расстреляли в 1937 году.

 

Мысль веселится

– Не так давно вышел двухтомник художественных произведений Алексея Федоровича "Я сослан в XX век". Как вы считаете, в нем Лосев больше писатель или все-таки остается философом?

– И философ, и писатель. Здесь нет противоречия. Даже в сложнейших трудах Лосева масса настоящих художественных пассажей. Например, читаешь о позитивистах и их отношении к материальному миру и натыкаешься на "прославление материи" - своеобразную похвальную речь или оду. Ироническую, невероятно озорную.

– То есть присутствует явная игра языковыми средствами...

– Да не просто игра, это мысль веселится сама! Даже из ГУЛАГа он пишет жене: "У меня все время рождаются сюжеты в духе Гофмана или Эдгара По". Читайте об этом в книге Елены Тахо-Годи "Художественный мир прозы А.Ф. Лосева".

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4581 от 6 февраля 2008 г. и на сайте www.rg.ru

 

 

Вокруг

Роберто Бартини - человек-загадка

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

Отец Георгий Чистяков о Симоне Вейль

Во Франции именем Симоны названы улицы больших и малых городов, школы и лицеи. Ее сочинения и посвященные ей книги в каждом крупном магазине занимают по две полки и больше. Мало это или много – для девушки, которая прожила 34 года, а свои главные творения написала в течение последних двух лет?

Воспоминания Елены Вержбловской (детство, духовный путь, арест, гибель и прощание с любимым)

"...Я вижу каким-то внутренним зрением, как около сердца светится огонек, он делается все ярче и ярче и похож на голубую звезду. Как сквозь воду я слышу глухой стук. Что это? А-а, это звук от ударов, это бьют меня, но я больше не чувствую ни боли, ни страха. Мне хорошо..."

Дежурить под мостом, спасая самоубийц; рисковать здоровьем, чтобы уничтожить рак; искать в мусоре деньги на благотворительность… Кто они, эти люди - герои или чудаки? Одно точно: мир без них был бы хуже.

"Пиаф словно переходила на «ты» с каждым своим слушателем, заглядывала в глаза и в душу, забыв об условностях хорошего тона, пыталась рассказать самое сокровенное о себе ... Простые человеческие чувства востребованы везде и всегда. Возможно, будь она чуть лучше воспитана, не стала бы великой Пиаф..."

В круге

Григорий Померанц об убийстве отца Александра Меня

"Свастика в Индии до сих пор остается мирным религиозным символом. Ненависть, ищущая освящения, легко превращает образ духовного движения в фашистский знак".

Даниил Гранин - о П.Л. Капице

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

«Внешняя парадность была ему абсолютно чужда, и, представляясь, он никогда не говорил: «Профессор, член-корреспондент… », а говорил: «Иосиф Абрамович, генетик». Он интересен тем, что в его судьбе одинаково большое место заняли и наука, и война».

Эварист Галуа - революционер и математический гений

Немного найдётся в истории науки легенд, которые по своей романтичности могли бы сравниться с тем, что рассказывается о жизни и смерти Галуа. История его жизни так впечатляет, что очень легко прочесть слишком много между строк его писем. Хотелось бы наконец разобраться в событиях, приведших Галуа к дуэли, чтобы пролить свет на драму, отразившуюся в письмах.

Кирилл Шишов - о Леониде Оболенском и его эпохе

Воспоминания и размышления К.А.Шишова о Леониде Оболенском возникли как следствие тридцатилетнего общения и многочисленных бесед. Представляя собой рассказ о жизни Оболенского, они одновременно являются замечательной попыткой осмысления опыта эпохи, увиденной сквозь призму одной судьбы, одной души - души "последнего князя" страны Советов.

В 1907 году в труппу Мариинского театра был принят восемнадцатилетний Вацлав Нижинский. Невысокий, всего 160 см, со слишком мускулистыми ногами и лицом фавна, он вышел на сцену, и очень быстро стало ясно, что в театре новый премьер. Нижинский в совершенстве чувствовал стиль и виртуозно перевоплощался. Он был утонченно грациозен.

Интервью с профессором кафедры философии ЧелГУ, доктором философских наук А.Б.Невелевым

"Если бы удалось поднять человека, не отрицая все другие ценности, на новый уровень, когда человек осознал бы себя любящим вообще, тогда в плане обновления и спасения человечества главное было бы совершено. Нужно сместить акцент с того, ЧТО мы любим, на то, что мы ЛЮБИМ. Эта смена акцента в человеке занимает философию с самого ее возникновения".

Интервью в связи с 85-летием (2007)

"Мы не можем задавать вопросов высшим силам. Но каждый должен делать на своем месте то полезное, что он может. Маленькие ручейки сливаются в большую реку. Каждый, кто чем-то занимается, должен в меру своих сил все выполнять. По совести".

Спутница жизни и хранительница наследия А. Ф. Лосева вспоминает

"...И только много позже я поняла, что античность — совсем не ясная, не прекрасная, это только так кажется непосвященным. Она полна настоящих страшных бездн, и, чтобы ею заниматься, много сил надо потратить".

Мераб Мамардашвили. Размышления

Человеческое предназначение есть следующее - исполниться в качестве Человека. Стать Человеком.

Интервью с философом А.М. Пятигорским

Я не хочу критиковать систему высшего образования — это совершенно безнадежное дело...

Интервью с философом А.Б.Невелевым

Анатолий Борисович Невелев – философ не кабинетный, и философствование для него – не умствование ради умствования, не «разминка мозгов», но нечто, без чего немыслимо само пребывание человека в мире.

Галереи

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".