Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

«Угол смещения» и «прецессор» челябинского писателя

«Угол смещения» и «прецессор» челябинского писателя
СЕРГЕЙ СЕМЯННИКОВ
Текст: Сергей Белковский

 

В одном из первых стихотворений Сергей Семянников назвал себя «оптимистическим пессимистом», поэтому и название его новой книги «Угол смещения» – символично. В разговоре со мной он заметил: «Двигаться вдоль дороги в России как-то не получается. История нас толкает вперед, и мы движемся по зигзагу, "из кювета в кювет"… Хотя у каждого, в зависимости от силы личности, устремленности и желания свой "угол смещения"».

Есть этот угол и у самого автора «полустихов», как он назвал свои социальные строки с комментариями, собранные в четвертой книге. По словам профессора ЧелГу Вячеслава Михнюкевича, чья статья открывает сборник, поэт как бы «стремится своей поэзией компенсировать глобальное несовершенство мира». Задача, понятно, непосильная, но в ходе ее решения происходят открытия, рождаются интересные образы и мудрые мысли. С некоторыми, думаю, полезно познакомиться и другим людям.

Его книги я читаю не спеша: листаю страницы, цепляюсь за какую-нибудь строку и иду дальше: знаю, будет интересно. Хотя сейчас, говорят, не до стихов. Издать книгу очень трудно, не в последнюю очередь, из-за финансов. Поэтому тем, благодаря кому она появилась на свет, нужно сказать спасибо: и от поэта и от его читателей. Тираж небольшой – 500 экземпляров, но книга оригинально оформлена и «одета» в хорошую обложку.

На страничке «от автора» поэт горько замечает: «Художественное слово, как один из элементов нервной системы общества, подвергается рыночной анестезии. Отсутствие критики перемешивает критерии. Неразбериха оценок  плодит полуграмотных борзописцев. Их количество теснит качество. Мизерные тиражи  книг делают бессмысленными усилия всех. Тем не менее, организуются  какие-то конкурсы или даже премии, которые дурачат и без того растерянного читателя. Тот перестает читать. Процесс выедает сам себя. Такого русская литература еще не знала…»

А вот еще одно признание: «Сегодня часто вспоминается строка С. Есенина – «В своей стране я словно иностранец». Для русского писателя она топорщится колючей проволокой и ограничивает территорию самовыражения. Однако стихи пишутся. Возможно, уже не для современников…»

Есть в книге несколько страниц, далеких от поэзии. Поэт просто воспользовался правом автора, чтобы «застолбить» или сообщить следующее: «12 февраля 2007 года я подал заявку на изобретение  нового  силового узла, который назвал «Прецессионным  преобразователем  движения». В основу названия лег термин  из астрономии, используемый  конструкторами с 1982 года…»

Как это ни странно, именно термин стал камнем преткновения для прохождения первой заявки.

Помню, позвонил ему, чтобы узнать: «Слышал, ты изобрел какой-то новый двигатель?»

– Это, пожалуй, громко сказано, да и патента пока нет. Хотя изобретение не простое. Идея преследовала меня около десяти лет и вылилась в ноу-хау, которое я назвал ПРЕЦЕССОРОМ. Это устройство, преобразующее возвратно-поступательное движение во вращательное и наоборот, которое, возможно, создаст серьезную конкуренцию традиционному кривошипно-шатунному механизму.

– А чем он плох? Насколько мне известно, со времен братьев Черепановых все конструкторы паровозов, а потом и автомобилей используют его в двигателях, особенно не жалуясь.

– Так думал и я, пока вплотную не заинтересовался этой проблемой, погрузившись в мир двигателестроения, который значительно раздвинул границы моих познаний. Оказывается уже сто лет, как автомобилисты ищут иные кинематические схемы ДВС. Открытия в области электроники, современные материалы плюс экологические проблемы подталкивают к поиску новых решений. Например, еще в 1916 году русские инженеры А.Микулин и Б.Стечкин применили для передачи усилия от поршня механизм так называемой «косой шайбы». Устройство позволяло расположить цилиндры параллельно валу, что уменьшало габариты и создавало другие преимущества для поршневых машин. Но тогдашние технологии не позволили реализовать их до конца. После 1970 года стало преобладать понятие «качающаяся шайба», использованное мной и в заявке. Но обо всем этом я узнал значительно позже…

Тогда, три года назад я его спросил: ты не думаешь о том, что твое ноу-хау кто-нибудь уже «изобрел»?

– Я не исключаю такой возможности: в отличие от дураков, у людей умных мысли не то, что «расходятся», а я бы сказал, разлетаются! Причем, зачастую бесплатно. Тем не менее, если говорить серьезно – все может быть. Для этого и существует процедура экспертизы, которая определит степень моих притязаний.

Началось все просто. В одной из книг я прочитал о том, что пытливые умы давно стараются избавить ДВС от коленвала, как от самой тяжелой, дорогостоящей и трудной в изготовлении детали. Но тот обосновался намертво и не намерен сдаваться. Меня «заело», и, как теперь модно выражаться, процесс пошел! Пошел сам по себе, особенно не спрашивая, как и стихи, которые давно пора бы бросить, да разве они дадут… Одним словом, в 2005 году родилась идея, ради которой я оставил кресло председателя Правления челябинского отделения СП России, изучил сложную компьютерную программу и стал создавать виртуальную модель устройства, чтобы убедиться в его работоспособности.

В феврале 2007 года подал заявку на изобретение. После чего три года провел в борьбе с бюрократией, «ратующей» о инновационной экономике. Помогали друзья. Назову самого отзывчивого – это художник Юра Егаков.

Тем не менее, первую заявку отстоять не удалось. 22 марта 2010 г. подал новую. Убрал «спорный» термин, убрал красивое название «прецессор» и уже, честно говоря, ни на что не надеялся…

Сергей Семянников подарил мне новую книгу. Через день позвонил: есть еще одна новость – получил решение о том, что изобретение запатентовано. Не прошло и четырех лет… Хотя как раз, прошло.

 

Вокруг

"В «Денискиных рассказах» нет ни одного сюжета, который бы происходил со мной на самом деле. Всё это сочинил мой отец. Это и понятно: иначе каждый сможет стать детским – да и не только детским – писателем..."

Два публикуемых ниже очерка В.В.Белковского (1933-1996) – это своеобразные фотомемуары, в которых рассказывается о становлении легендарного Челябинского фотоклуба и советской фотошколы в целом, о взаимоотношениях советских и зарубежных фотохудожников в 60-70 годы прошлого века.

Вряд ли на Урале есть другое село, так подробно воспетое в стихах. Челябинский поэт Сергей Семянников сделал вещь уникальную – написал десятки стихов об одном селе и его жителях – с именами и даже с фамилиями. Получился поэтический репортаж про Тюлюк.

В круге

Беседа с Сергеем Семянниковым

"Талант – размытое понятие. Критериев четких нет. Но по-моему «талант» сродни совести. Есть талант – должна быть совесть".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".