Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

«ТЮЛЮКСКИЙ РЕФЛЕКТОР». СЕРГЕЙ СЕМЯННИКОВ

Село Тюлюк. Фото Сергея Белковского
СЕРГЕЙ БЕЛКОВСКИЙ
Журналист

 

Вряд ли на Урале есть другое село, так подробно воспетое в стихах. Челябинский поэт Сергей Семянников сделал вещь уникальную – написал десятки стихов об одном селе и его жителях – с именами и даже с фамилиями. Получился поэтический репортаж про Тюлюк.

Назвал свою книгу «Тюлюкский рефлектор». Почему так? Может быть, вот почему:

 

Селенье находится в чаше.

Поэтому волны с небес

Сгущают сознание наше,

Усиливая интерес.

 

И чуткого сердца детектор

Внимает энергии звезд:

Работает чудо-рефлектор,

Хотя схематически прост…

 

Летние месяцы Сергей Леонидович вот уже двенадцать лет проводит в этом селе, расположенном вдоль горной речки Тюлюк, в «чаше» среди гор. Сюда трудно дозвониться из города, здесь время как бы замедляет свой ход.

«Чудо-рефлектор» сначала стал подсказывать отдельные образы и строчки, появились стихи. Каждое лето – по десять-двадцать. Со временем собралась целая книжка, которая увидела свет благодаря другу поэта бывшему сенатору генерал-лейтенанту авиации Василию Дмитриевичу Ключенку. Прошлым летом он и бывший начальник ЧВАКУШа генерал-майор Игорь Иванович Вишняков приезжали к Семянникову в Тюлюк. Сергей Леонидович собрал за столом генералов и героев своих стихотворений, познакомились, поговорили, повспоминали.

От книжки, точнее, от ее тиража, уже почти ничего не осталось. Можно было ее приобрести и в Тюлюке на почте. Одна бабушка, рассказывали, попросила: «Дайте мне книгу нашего поэта под пенсию». Так и сказала: то есть захотела приобщиться к стихам в долг, – значит, не хлебом единым… И это в деревне!

 

…Живу на Карла Маркса,

Дом с номером «один».

Ловлю сигналы с Марса

Антенною седин…

 

После такой подсказки найти дом Сергея Леонидовича мне было уже легко. На столе – пишущая машинка, привезенная с войны Федором Макаровичем Строканем. Когда-то поэт познакомился с ныне уже покойным военным разведчиком, подружился, написал стихотворение об этом человеке, вошедшее в первую книгу Семянникова «Время есть…». На этой старой пишущей машинке и рождаются тюлюкские строчки.

В Тюлюке у Сергея Леонидовича есть прозвище – Пушкин или Писатель. Если у кого-то нет прозвища, пояснили ему местные жители, значит человек этот малоуважаем, значит про него нечего сказать. Так что Семянников, конечно, не обижается. И прозвища других тоже «вводит» в свои стихи. А еще прозвища «спасают» – в деревне много однофамильцев, и можно просто спутать одного человека с другим.

 

…Я приезжаю летом не в село,

Где всё душе сулит добрососедство,

Я возвращаюсь возрасту назло

В почти уже забытое мной детство…

 

– Детство я проводил в Курганской области, у прадеда в деревне, – вспоминает поэт, – и когда впервые прошелся по тюлюкским улицам, посмотрел на дома, пришло ощущение: а ведь здесь по большому счету ничего не поменялось со времени, когда я был мальчишкой. И это ощущение меня вдохновило, стало давать новые мысли и чувства. До жизни в Тюлюке я ничего подобного не писал.

Есть в «тюлюкском цикле» стихотворение, касающееся вещи, на которую мог бы обратить внимание только поэт или философ, одним словом, внимательный и мудрый человек. Называется оно «Русский молчок».

 

Настораживает то,

Что про эти годы

Не сложил еще никто

Песни или оды.

Не такой, что бракодел

Пишет ради денег,

А такой, чтобы запел

Каждый современник…

 

Ведь действительно: всегда жизнь в России отражалась в песнях. И вдруг:

 

…Неожиданно – молчок.

Объяснишь едва ли…

 

– А знаешь, как эти мысли пришли, – говорит Сергей Семянников, – ходил по лесу, собирал грибы, листья под ногами шуршали, птички чирикали, и вдруг – эти мысли. Понял: душа народная спит, не отзывается на лживое время. Вспомни, сколько последняя война родила настоящих песен! Оказывается, и беда бывает «правдивой»…

А вот еще одно открытие, другого рода:

 

…Что в мире этом бесконечном

Тебе лишь нужен закуток,

Где сердце думает о вечном

И смотрит больше на восток…

 

– «Закуток» – это Тюлюк? – спрашиваю.

– Это образ, конечно. Речь о том, что для душевного счастья, для душевной гармонии человеку не нужны огромные пространства, как это ни покажется кому-то странным.

А еще, продолжает поэт, в деревенской глуши многое воспринимается по-особому, не как в городе. Суеты нет, фальши.

Так и эти стихи «пришли»: слушал, как вдали у кого-то играл аккордеон и под него пелась «Рябина кудрявая». Слушал и понимал, что здесь эта песня поется так, как дышится – легко и естественно. Сегодня здесь ее место.

Кстати, о воздухе. Вспоминаю ­– один мой знакомый, прямо скажу, не любитель стихов, взял книгу – «рефлектор» полистать. Вернул со словами: «Как чистым воздухом подышал».

– Цикл стихов о Тюлюке растет, – говорит поэт, – может, удастся выпустить новую книжку про это село и его жителей.

Тюлюк, как самобытное село, любят туристы. Возможно, когда-то сюда поведет еще один очень редкий маршрут – поэтический.

 

Вокруг

"В «Денискиных рассказах» нет ни одного сюжета, который бы происходил со мной на самом деле. Всё это сочинил мой отец. Это и понятно: иначе каждый сможет стать детским – да и не только детским – писателем..."

Два публикуемых ниже очерка В.В.Белковского (1933-1996) – это своеобразные фотомемуары, в которых рассказывается о становлении легендарного Челябинского фотоклуба и советской фотошколы в целом, о взаимоотношениях советских и зарубежных фотохудожников в 60-70 годы прошлого века.

В круге

"Алгебра" и "гармония" Сергея Семянникова

«Сегодня часто вспоминается строка С. Есенина – "В своей стране я словно иностранец". Для русского писателя она топорщится колючей проволокой и ограничивает территорию самовыражения. Однако стихи пишутся. Возможно, уже не для современников…»

Беседа с Сергеем Семянниковым

"Талант – размытое понятие. Критериев четких нет. Но по-моему «талант» сродни совести. Есть талант – должна быть совесть".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".