Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

«Я не выбрасывал кашу из окна…»

Денис Драгунский: "Я рос как бы внутри «Денискиных рассказов», так что в детстве я не мог взглянуть на них со стороны, оценить их. Но когда я повзрослел, я понял, как точно они передают внутренний мир мальчишки 8-10 лет, и как здорово – хотя скромными неброскими штрихами – там описана наша жизнь начала 1960-х годов".
ДЕНИС ДРАГУНСКИЙ
Политолог, писатель, журналист
Текст: Сергей Белковский

 

Для меня, мальчишки конца 60-х годов, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского – это биография ребят из нашего двора. Мы не просто выросли на этих рассказах, – некоторые их сюжеты почти буквально повторяли сюжеты из нашей жизни. По крайней мере, нам так казалось тогда или же нам хотелось в это верить.

И вот, у меня появилась возможность задать несколько вопросов тому самому «Дениске» – сыну классика детской советской литературы Виктора Драгунского. Встретиться с Дениской, спустя сорок лет, думаю, будет интересно и многим читателям – и потому, что все мы «родом из детства», и потому, что детство многих советских людей прошло под знаком этих историй – про Дениску и его друга Мишку… и совсем не важно, что жили они в Москве…

– Как вы думаете, чем актуальны и близки рассказы вашего отца сегодняшним и Денискам и Мишкам? Или сюжеты, в которых нет интернета, Барби и роботов, уже не трогают юные души?

– «Денискины рассказы» продолжают читать и сегодня – я это вижу по постоянным переизданиям. Читателям – особенно детям – интереснее всего переживания героев, их радости и обиды, – отвечает Денис Викторович. – Привлекает юмор, веселые приключения, неожиданные повороты сюжета, сжатые и остроумные диалоги. Хорошая книга и без интернета хороша, а плохую, скучную – никакие технические новинки не спасут.

– Насколько для вас «Денискины рассказы» – рассказы о собственном детстве? Когда они были ближе вам – тогда, когда вы были мальчишкой, или спустя многие годы?

– В «Денискиных рассказах» нет ни одного сюжета, который бы происходил со мной на самом деле. Всё это сочинил мой отец. Это и понятно: иначе каждый сможет стать детским – да и не только детским – писателем: бери бумагу и записывай, что тебе рассказывают твои дети, или соседи, сослуживцы, родственники. Но так не бывает. Писатель должен всё придумать сам. Но – на твердой основе жизни. Вот эта основа в «Денискиных рассказах» – это сама атмосфера школы, двора, коммунальной квартиры. Все детали, весь дух того времени – всё передано удивительно точно, говорю вам честное слово. И ребята – Дениска, Мишка и Аленка – реальные люди, и учительница Раиса Ивановна тоже (ее на самом деле так звали). Только сами приключения – выдуманы. Так что я не выбрасывал кашу из окна! Меня все время именно об этом спрашивают. Нет, не выбрасывал. Да и не мог. Мы жили в подвальной комнате, окно было так высоко, что я только на цыпочках мог дотянуться до подоконника. Как уж тут кашу выбросишь!

Я рос как бы внутри «Денискиных рассказов», так что в детстве я не мог взглянуть на них со стороны, оценить их. Но когда я повзрослел, я понял, как точно они передают внутренний мир мальчишки 8-10 лет, и как здорово – хотя скромными неброскими штрихами – там описана наша жизнь начала 1960-х годов.

– Какой из «Денискиных рассказов» для вас самый памятный, самый дорогой?

– Мне больше всего нравится рассказ «Девочка на шаре», потому что в нем говорится о самой первой любви, когда мальчишка еще не понимает, что это – любовь. Но чувствует необычность и важность своих переживаний. И его папа понимает это тоже, и они с папой понимают друг друга без слов.

– Современные родители нередко отдают сегодня своих детей на откуп ТV, мультфильмам и т.д. Как вы к этому относитесь?

– Что касается «мультвоспитания», то я тут старомоден и непреклонен. Воспитание должно быть безо всяких «мульт»! Мама и папа должны побольше общаться со своим ребенком, разговаривать с ним, отвечать на его вопросы, интересоваться его жизнью. Должны вместе с ребенком делать какую-нибудь домашнюю работу. Еще ребенок должен общаться со своими ровесниками – не только в школе, но и во дворе, и дома тоже. Если ребенок смотрит мультфильмы 30 минут в неделю – а мне кажется, это выше крыши, более чем достаточно, – то практически всё равно, что он смотрит. Хоть про зайчиков, хоть про инопланетян, хоть про Мальчиша-Кибальчиша. А если он проводит полдня, прилипнув к экрану, – то это просто ужасно! И опять же неважно, что он смотрит.

Если после обеда мама и папа убирают со стола и моют посуду, а шести-восьмилетний ребенок в это время смотрит мультики – очень вероятно, что из него вырастет моральный урод, безнравственный и жестокий человек. Даже если мультики только про Цветик-Семицветик и доброго котенка.

Поэтому надо учить родителей не мультики выбирать, а побольше времени проводить с детьми. Нагружать детей делом – начиная с пяти лет самое позднее.

P.S. А еще Денис Драгунский прислал фотографию из своего детства – таким он был, когда писались «Денискины рассказы» и когда все вокруг думали, что это – про него. А оказалось – про нас, его сверстников.

К детскому снимку Денис Драгунский сделал такой комментарий: Я вырос, стал журналистом и писателем, хотя писать начал поздно – в 57 лет. Но у меня уже вышло восемь книг рассказов. Мишка – по образованию математик, окончил Мехмат МГУ. Сейчас у него свой небольшой бизнес. Мы продолжаем общаться.

 

Вокруг

Наконец-то я понял, чем умный человек радикально отличается от глупого. Образованность и сообразительность тут ни при чем. Умный человек обладает историческим мышлением. Глупый человек лишен его начисто.

"Мой отец чеченец и мама чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз. Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне. Её и только её я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше".

О семье Артамкиных, в которой родилось сразу пять девочек, заговорили чуть более четырех лет назад. Российские врачи отказывались вести эту беременность. Помогли врачи английские. Затем Артамкины перестали быть «информационным поводом» и стали почти обычной московской семьей. Или все-таки не совсем? На вопросы отвечает глава семейства Артамкиных Дмитрий.

Два публикуемых ниже очерка В.В.Белковского (1933-1996) – это своеобразные фотомемуары, в которых рассказывается о становлении легендарного Челябинского фотоклуба и советской фотошколы в целом, о взаимоотношениях советских и зарубежных фотохудожников в 60-70 годы прошлого века.

Вряд ли на Урале есть другое село, так подробно воспетое в стихах. Челябинский поэт Сергей Семянников сделал вещь уникальную – написал десятки стихов об одном селе и его жителях – с именами и даже с фамилиями. Получился поэтический репортаж про Тюлюк.

В круге

Исповедь матери шестерых детей

"Проснётся ребёнок, я скажу, что я его люблю, что я рада, что он у меня родился. Прижму его к себе, приласкаю. Такие методы. А наказывать детей за что? За то, что я, урод, их покалечила, и они выплёскивают свою боль в криках и истериках? Как воообще можно наказывать того, кто вверил тебе свою жизнь? Наказания детей - это же проявление нашей беспомощности! Давайте хотя бы отдавать себе отчёт в этом!"

"Алгебра" и "гармония" Сергея Семянникова

«Сегодня часто вспоминается строка С. Есенина – "В своей стране я словно иностранец". Для русского писателя она топорщится колючей проволокой и ограничивает территорию самовыражения. Однако стихи пишутся. Возможно, уже не для современников…»

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".