Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Я верю в тех, кому некомфортно"

Павел Лунгин рассказывает о своем новом фильме "Дирижер"
ПАВЕЛ ЛУНГИН
Кинорежиссер
Текст: Оксана Головко

 

В конце марта на экраны выходит новый фильм Павла Лунгина «Дирижер». В чем-то он продолжает идею «Острова»: покаяние стало основной темой этой картины. Но «Дирижер» — это фильм о нашей современности. И так мучительно узнавать в героях — себя… 

Изначально была музыка — пасхальная оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Музыка прекрасная, современная и вечная одновременно. Она произвела на меня огромное впечатление.

С владыкой Иларионом мы познакомились после «Острова», тогда еще он был епископом Венским. И стали думать, как бы ввести эту музыку в формат кино?

У него была сначала классическая идея: снять, например, фрески, положить на них музыку. Есть прекрасные забытые фрески в православных монастырях Сербии, Греции. Я сказал, что мне это не очень интересно. Для меня гораздо важнее рассказывать истории, душу раскрывать у людей. И мне пришла в голову такая мысль: пусть музыканты и их дирижер будут главными героями картины, и в этом случае музыка зазвучит в фильме естественно, она получит право войти в сюжет. Феллини в «Репетиции оркестра» сделал из оркестра такого коллективного героя. И хотя наш фильм совсем не похож на его работу, это тоже кино про музыку, с музыкой, и музыканты становятся его главными героями.

Мы с владыкой решили пойти на довольно смелый эксперимент: попробовать положить музыку на простое бытовое современное действие. Чтобы она внутренне и внешне сопровождала развитие событий. И мне кажется, произошло некоторое чудо: действие и музыка слились во что-то качественно иное. Получился фильм про дирижера — ведь музыка звучит именно у него внутри. И только в конце картины мы видим, как ее исполняют на концерте в Иерусалиме.

Мы с владыкой много работали над сценарием, потом были съемки. Это как военная операция, когда все надо делать быстро и четко. Но он приходил и на съемки тоже — когда мы снимали сцену исполнения «Страстей по Матфею» музыкантами Большого симфонического оркестра под управлением Федосеева и хором Третьяковской галереи. Потом был долгий период монтажа, оформления музыкального, звукового сопровождения. И здесь митрополит Иларион серьезно работал над картиной. Давал какие-то советы, делал замечания. Я с ним иногда соглашался, иногда нет. Но каких-то больших расхождений у нас не было, просто обсуждались технические нюансы. В главном, в смысловом плане наши позиции совпадали.

Еще один герой картины — город. Было очень сложно снимать Иерусалим. Я, честно говоря, удивлен, что получилось. Даже против воли практически все, кто приезжают туда, сталкиваются с удивительным явлением — «синдромом Иерусалима», когда с людьми начинают происходить разные необыкновенные события. Кто-то обретает веру, кто-то наоборот — разуверяется, с людьми случаются истерики, нервные срывы... Там колоссальное энергетическое поле, которое нельзя не почувствовать.

Все говорят, какой Иерусалим прекрасный! На самом деле он совершенно некрасивый. Город весь из светлого камня, старых зданий там осталось очень мало, например, полуразрушенный замок — уже от крестоносцев. Это город, который постоянно уничтожали. Он разрушался, распахивалось место, где стоял Храм…. И снова строили, и снова разрушали…

Во время съемок город ускользал из рук, и я не понимал, будет ли он жить в фильме. Мы ходили, ездили, ездили, ходили, снимали какими-то кусочками. Пытались показать, что это не просто город, что в нем есть еще что-то иное... Мы пытались передать мистическую сущность Иерусалима. В конце все получилось — просто благодаря документальной съемке.

История, рассказанная в фильме, наверное, могла развернуться и в другом месте — в Рязани, в Тюмени… Но так явно она бы не прозвучала. Мне кажется, что Иерусалим — это то место, где очень многое обнажается и где с людьми происходят разные внутренние открытия и преображения. Это все-таки вечный город, даже город городов. Место, которое овеяно потрясающей тысячелетней историей. Неслучайно люди туда ездят и ездят, и, уезжая, вновь хотят вернуться.

Другой главный герой — человек известный, успешный, духовный, интеллектуальный (его роль исполняет литовский актер Владас Багдонас). Он прекрасный дирижер. Он действительно посвятил себя музыке. Вроде бы ему не в чем каяться. А оказывается, что за всей этой его духовностью, интеллектуальностью, непробиваемой уверенностью в жизни — скрываются жесткость, холод, равнодушие, эгоизм. Он вдруг осознает, что на самом деле подавляет все вокруг себя, что он потерял сына из-за своего упрямства, что музыканты из его оркестра — несчастливы. Открытие, которое он делает, — первый шаг к покаянию.

Мне кажется, способность к покаянию — это главное человеческое свойство. Это то, что отличает людей от животных. В той мере, в какой человек испытывает стыд, кается, вспоминает и оценивает себя, в той мере он и человек. Есть известное высказывание Тертуллиана, что душа по природе христианка. Душа — это тот орган, который болит и не позволяет тебе делать то, что, может быть, хочется и что тебе выгодно. Это все единый комплекс того, что я для себя условно называю «человеческое». Поэтому тема покаяния всплыла сама собой.

Покаяние затронуло и другую героиню — певицу оркестра, которую замечательно играет Инга Оболдина. Она — единственная верующая в фильме, точнее — показывающая свою принадлежность к Православию. Но она свела его к внешнему: соблюдению обрядов, правил. Ей кажется, будто этого достаточно, чтобы быть верующей христианкой. На самом деле в душе у нее чего-то не хватает. Она окружила себя инструкциями и предписаниями, как мы это часто видим: Православие превращается в систему внешних предписаний, а душа остается твердой, злой, непрощающей, ломающей других. Она желает удержать мужа, который ее не любит. Ревность в ней — разрушающая, сжигающая. Она оправдывает для себя эту ревность тем, что брак священен, что он — навсегда. Вроде бы должно быть ее жалко, вроде бы она — жертва. Но жертва очень часто является палачом: в семейных отношениях, в дружеских... Ведь тот, кто как бы «всем жертвует» для другого, на самом деле отнимает у него свободу, волю и счастье в конечном итоге. Переход от жертвы к палачу и от палача к жертве — он очень тонкий. В этой истории видно, как героиня «душит» своего мужа, каждым жестом, прикосновением показывая, что он принадлежит ей. В итоге она, пусть косвенно, становится причиной смерти женщины, в которую влюбился ее муж. И когда та погибает, певица потрясена, совершенно раздавлена этим. Наступает момент глубокого покаяния. Видно, что потом, уже за кадром, она возьмет детей погибшей, что она внутренне приняла этих детей.

Я сделал фильм о том, что меня волнует, мучает мою душу. Может быть, я не до конца осознаю это, но какое-то чувство вины мне свойственно. Но сегодня внутренняя рефлексия, сомнения — не в чести. Нам все время навязывается образ человека, который не имеет ни сомнений, ни слабостей. Постоянно говорится, что нужно быть победителем, шагать от победе к победе, от покупки к покупке со счастливым лицом под девизом «Я этого достоин!» Этакое бесконечное потребление, которое должно давать чувство самоудовлетворения, повышенной комфортности. Но множество людей, у которых есть душа и которые не могут все время ощущать себя победителями, не вписываются в эту бодрую картинку. Но они не могут и говорить о том, что их волнует. Люди загоняют свои проблемы внутрь, пытаясь не увидеть их, подобно больному, который не ходит к врачу, потому что боится узнать, чем он болен.

Мне кажется, что люди, которые что-то сделали в этой жизни, — написали, придумали, изобрели, — были подвержены мучениям, депрессиям, сомнениям. В этом смысле фильм сделан для тех, кто не совсем вписывается в этот счастливый мир, под барабанную дробь шагающий к собственному комфорту. Я верю в тех, кому некомфортно.

Источник: Журнал «Фома»

 

Протоиерей Димитрий Климов - о том, что происходит сегодня вокруг - и в душах.
28.02.2015

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

Интервью с младшим сыном Андрея Тарковского
26.10.2014

"У отца была чрезвычайная интуиция. Даже, как говорят, женская, огромная, удивительная интуиция. Благодаря ей он все схватывал, даже не понимая иногда суть вопроса, не говоря на языке. Мама была человеком эмоциональным. Они друг друга дополняли. За сильным человеком должна быть сильная женщина".

16.03.2014

"Пою детям стихиры Пасхи. «Мироносицы жены утру глубоку ...» Мама, почему ты плачешь? Ну как же, малыши, не плакать, хоть раз-то в году можно и поплакать, не всё же строить всех на подоконнике в шесть рядов..."

27.05.2013

Как-то ночью преподобный молился в одиночестве, вдруг - яркий свет. И входят три ангела в светлых одеждах, у каждого в руке - посох. Что это было? Считается, что Свирскому отшельнику явилась сама Троица, причём в первый раз со времён Авраама в виде трёх ангелов.

23.05.2013

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 95 лет со дня трагической гибели Михаила Дмитриевича Громогласова, священника и просветителя, принявшего мученическую смерть от рук большевиков.

20.03.2013

Отца Святослава (Соболькина) из села Клястицкого называют бессребреником. В 41 год нет у него ни кола ни двора. Только пять дочек, старшей Насте пятнадцать, младшей Злате 2 года, да изнурительный жертвенный труд без отдыха и выходных.

– Бессребреник – это громко сказано, – не согласен он. – Наверное, потому так говорят, что без денег храмы восстанавливаем.

Интервью с католическим монахом-отшельником, перешедшим в православие
28.01.2013

27 августа 2010 г.  Габриэль Бунге перешел из католичества в православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом.

22.01.2013

Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».

Рассказы сербского философа Павле Рака
5.12.2012

"Зимой помогал я Симеону в огороде. Поднимаем камень, а там гадюка с «рожком» лежит. И спит: зимний сон. Симеон: «Что же делать? Если камень назад положим, можно её задавить... А если так оставить, погибнет от холода». Взял Симеон змею, положил её в карман пальто, пока она немножко не согрелась. Потом зашевелилась и уползла".

19.07.2012

"Сергий Радонежский или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".