Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Александр Свирский, увидевший Троицу

Преподобный Александр Свирский
ОЛЕГ ДАВЫДОВ

30 апреля православная церковь отмечает день памяти одного из своих самых знаменитых святых, Александра Свирского. Рождение, жизнь и посмертье этого человека исполнены чудес. При жизни он постоянно видел невидимое, а после смерти его взгляд пронзал так, что в Военно-медицинской академии, где он временно обретался, ему выкололи глаз.

В 1467 году молодой человек по имени Амос (будущий Александр Свирский) по пути на Валаам вышел к озеру, которое на современных картах называется Рощинским. Это в Ленинградской области, почти на границе с Карелией, в шести километрах от правого берега Свири. Красивое место. Путник восхитился, стал молиться и незаметно уснул. Вдруг голос: «Эй, человек! Ты идёшь на Валаам, но возвратишься сюда». И сильный свет обдал сновидца. Когда утром он продолжил свой путь, вдруг появился человек, который сказал, что тоже направляется на Валаам. Как бы провожатый. Довёл до монастырской пристани и растаял в ладожском воздухе. Конечно, это был ангел.

Александр Свирский родился в июле 1448 года в селе Мандера на берегу реки Ояти, впадающей в Свирь. Его родителей звали Степан и Васса. Они долго не могли зачать сына. Степан сердился на жену, а Васса молилась, поминая Авраама и Сару, у которых, как известно, тоже были проблемы с зачатием.

Неподалёку от Мандеры был монастырь, куда супруги отправились молиться о ребёнке. И провели там вместе «немалое время». Так сказано в житии Александра. И далее: «Однажды ночью, когда они стояли одни на молитве, было им некоторое явление божие».

Таинственный голос пообещал мальчика. Однако вопрос: где это видано, чтобы для зачатия надо было уединяться ночью в монастыре? И что это за монастырь, в котором мужчины и женщины молятся вместе ночами о чадородии? Очевидно, это был монастырь совместного проживания полов, мужеско-женский. Были такие на Руси. Таким, например, был Покровский Хотьков монастырь, куда вместе ушли родители Сергия Радонежского. Тот монастырь, где молились родители Александра Свирского, называется Введенским. И это напоминает о знаменитой Введенской Оптиной пустыни, в названии которой слово «оптина» указывает на совместное, оптовое, проживание мужчин и женщин, а «Введение» — на посвящение богу вымоленного ребёнка (о введении во храм рождённой после 50 лет бесплодного брака девы Марии см. здесь).

Александр был именно вымолен, и родители изначально считали его предназначенным богу. Однако они плохо представляли себе, что это значит. Они думали, что со временем сын женится, станет хозяином, наплодит детей. В общем, будет всё, как у людей. Однако этому не дано было сбыться. Как-то раз на Оять явились монахи с Валаама. И один из них повёл с юношей беседы о сладости жизни на святом острове. Расписывал преимущества отшельничества. Говорил: любовь родителей естественна, но Владыка повелевает взять крест на плечо и последовать за ним тесным и скорбным путём. Убеждал: поспеши сотворить доброе своё желание (уйти на Валаам), пока ещё не посеяны плевелы в сердце твоём и сластолюбие мира тебя не удерживает. Пугал: будешь подлежать укоризне Евангельского гласа вместе с теми, кто ради хозяйства и сладкого поятия жены отрекается от небесной пищи. В общем, сбивал парня с пути, который предназначали ему родители. И при этом просил держать их беседы в тайне: приходи сам, а нам не велено взимать чад от родителей и отводить в монастырь.

В результате Александр поступил очень хитро и крайне жестоко. Пришёл к отцу с матерью и попросил благословения сходить к знакомому, жившему километрах в пяти от их дома. Отец благословил. Прошёл день, другой, третий; малый пропал. Родители были в отчаянии. Что думать? Медведь задрал? Убили разбойники? А может, украли и продали в рабство? А в это время их сын шёл к Валааму. И по пути побывал на Рощинскоим озере, где услышал, что ему ещё предстоит на него вернуться.

Степан и Васса не могли себе даже представить, что их сын убежал. Объявили награду тому, кто даст сведения о его судьбе. И года через три получил информацию, что тот жив. Видели на Валааме. Слава богу! Отец двинулся в путь. Добрался до острова, пришёл к игумену: так, мол, и так, у вас тут мой ребёнок. А игумен ему: да есть такой, но надо обождать, может он захочет тебя видеть. Это как? Да вот так, у нас тут монастырь, иди пока в гостиницу. Степан покорился. Игумен же отправился к Амосу (он тогда ещё был послушником) и сказал ему, что родитель его разыскал. Повидаешься? Нет, отказался.

Услыхав, что сын не хочет видеть его, Степан взбеленился. Назвал игумена пронырливым старцем и пригрозил тут же, перед воротами монастыря, покончить с собой, если ему не покажут ребёнка. Это прозвучало убедительно. Игумен поспешил к жестокому юноше и уговорил показаться отцу. Степан ужаснулся, когда вместо своего отпрыска увидал измождённого доходягу. Обнял сына, заплакал, стал умолять вернуться домой. Но в ответ получил лишь избитые штампы о спасении души. И совет раздать имение нищим и самому уйти в монастырь. Отец посмотрел на сына, вздохнул и побрёл восвояси.

А как вы хотели? Ведь Васса с самого начала обещала посвятить дитя богу. Вопрос только: какому? Похоже, что на Ояти жил не совсем тот же бог, что на Валааме. А иначе зачем монаху было соблазнять парня, зачем бежать от родителей? Да и чем был плох монастырь на Ояти? Ничем не плох. Просто на Ояти живёт божество, благословляющее семью и деторождение. А на Валааме поселился бог отшельников, заставляющий мужчин бегать от женщин, презирающий семью и деторождение. Какой из этих двух богов вам больше по нраву, зависит от вашего темперамента. Александру по молодости больше нравился бог Валаама.

Святой провёл на острове семнадцать лет. Пришёл в 1467 году, семь лет был послушником, потом постригся, страшно изнурял своё тело, долго жил один в пещере на небольшом островке. И всегда помнил о Рощинском озере. Однажды он молился в ночи Богородице, и вдруг голос: «Изыди на показанное тебе место». И свет на юго-востоке, как бы указывающий туда, где он должен был поселиться. Пошёл к игумену, рассказал о видении, попросился уйти. Старец благословил, и в тот же день Александр отправился в путь.

На Рощинское озеро он пришёл в 1484 году, построил хижину на юго-восточной его оконечности, предался аскезе. Видимо, делал что-то неправильно, ибо вскоре у него развилась болезнь сердца. Дошло до того, что он уже совсем не мог стоять, а только лежал и молился. Но тут ему явился некто в человеческом облике, коснулся рукой груди, и болезнь отступила.

Кого-то может насторожить, что святой постоянно (я ещё многое опускаю) слышал голоса и видел видения. Действительно, с точки зрения современного человека это выглядит не совсем нормальным. Ведь наше воспитание направлено на то, чтобы построить экран между человеком и миром духов. Нас с детства учат не видеть, поощряют гордиться своей слепотой. Но есть люди, которые так и не смогли научиться невиденью. Таким и был Александр. Он постоянно что-нибудь видел. А опыт подсказывал ему, что не все существа, которых видишь, добры. Некоторые даже очень опасны. Поэтому он постоянно был начеку. Например, один раз в 1493 году он вышел из хижины, увидал некое существо в человеческом облике и очень напрягся. Пришелец приблизился и удивлённо спросил: «Ты чего?» Александр настороженно молчал. Тогда человек сказал: «Дотронься до меня, я плоть, а не дух». И точно: то был вовсе не дух, а дворянин Андрей Завалишин, из Москвы.

От него Александр и узнал, что государь Иван III давно уж захватил Новгород и раздавал своим людям его земли. Завалишину досталось поместье километрах в семнадцати от Рощинского озера. Иногда, охотясь, он замечал сияние над юго-восточным озёрным заливом. Но побывать там всё было недосуг. А тут олень, которого он преследовал, привёл его прямо к хижине божьего человека. Будто нарочно хотел открыть место, где тот жил. Привёл и исчез. И на этом закончилась спокойная жизнь святого.

Александр, конечно, просил Завалишина (впоследствии преподобного Адриана Ондрусовского) не раскрывать его тайну. Но тот не удержался, разболтал... В результате к пустыннику потянулись благочестивые люди, появились ученики, стали расчищать лес, строить кельи, возник монастырь. Что поделать? Александр нашёл такой выход: метрах в трёхстах к западу от того места, где он поселился изначально и где теперь толпились ученики, устроил себе так называемую отходную пустынь, чтобы уединяться. Это новое место оказалось гораздо более напряжённым, чем то, в котором он жил раньше. Здесь был эпицентр озёрного места силы. Здесь святому всё чаще стали являться духи — то в виде змей, то виде зверей, а то и в виде людей. И именно здесь в 1507 году случилось одно из самых знаменитых явлений в истории русской святости.

Как-то ночью преподобный молился в одиночестве, вдруг — яркий свет. И входят три ангела в светлых одеждах, у каждого в руке — посох. Что это было? Считается, что Свирскому отшельнику явилась сама Троица, причём в первый раз со времён Авраама в виде трёх ангелов. Для сравнения: когда Иоанн крестил Иисуса Христа, Троица явилась в виде самого Иисуса, Святого Духа, спускающегося на него в виде голубя, и голоса, говорящего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». А тут ангелы.

Когда вам, например, является ангел, вы видите образ, информацию, принимающую удобную для восприятия форму. У человека есть аппарат, преобразующий получаемые извне коды в определённые (местом и временем жизни) образы. Нечто вроде монитора, преобразующего цифровые коды в картинку. Только эти коды социокультурные. Скорей всего, Александр, обладавший православным декодером, увидел то, что много раз видел на иконах: трёх ангелов в светлых одеждах. Но ведь за картинкой стояла какая-то реальность. Какая же? Это можно понять, если вспомнить, что празднование христианской Троицы совпадает с народным праздником Русалий. Троица вобрала русальную обрядность (см. здесь). А Русалии — это праздник мертвецов, родителей, продолжающих жить в своих потомках. На Троицу, которая бывает на пятидесятый день после Пасхи, мёртвые (навь) приходят в мир яви, а живые приходят на кладбище, к умершим родным. Об этом подробней поговорим на Троицу, а сейчас просто взглянем на икону Александра Свирского и его родителей.

Эти трое и есть Троица, то есть единица движения жизни, структура, обеспечивающая смену поколений. Из этого естественного первоначала — мать, отец и дитя — можно вывести сколько угодно тринитарных теологий (в том числе и христианских). И все они так или иначе будут восходить к таинству зачатия и исхода ребёнка от родителей, каковой исход есть движение жизни, которое не только процесс смены поколений, но и залог их единства. Сейчас родители Александра лежат рядышком в Оятском монастыре, куда они оба ушли после того, как Степан попытался забрать сына с Валаама. Они святые, как и родители другого великого русского адепта Троицы, Сергия Радонежского (о нём здесь). Сергия и его родителей тоже часто изображают вместе на одной иконе. В таких иконах легко узнать изначальное и естественное представление о Троице как божестве рождения, родителей, Рода, текущего сквозь поколения. В конце концов, и Аврааму ангелы явились, чтобы возвестить о рождении сына.

В христианском календаре вслед за Троицей сразу идёт Духов день. И именно дух новой жизни увёл Александра с Ояти, именно он открыл перед ним божий мир. Ну, а то, что Степан с Вассой ужасно переживали по поводу бегства сына, это, что называется, мёртвые хватают живых. Ведь мир родителей может быть страшен. Есть семьи, в которых детей для того и рождают (и так воспитывают), чтобы в старости питаться их жизнью. Многие знают по опыту, как старики заживают век молодых. Обстоятельства рождения Александра намекают на то, что он был предназначен в жертву родителям, но сумел убежать. Хотя — можно ли убежать от себя? Троичную архетипику двух в одном беглец унёс с собой. И вот видит Троицу, единицу движения жизни, такт маховика, задающего её непрерывный поток в чреде поколений.

Но монахи из этого потока выпадают. Буквально выпадают в осадок, кристаллизуются, в частности, в виде мощей. Перед кончиной (1533) Александр сказал ученикам, чтобы они связали его мёртвое тело и затоптали в болото. Но святого, конечно, не послушали, похоронили по-христиански. На могиле сразу начались чудеса. В 1641 году при строительстве церкви вскрыли гроб и обнаружили, что тело совершенно нетронуто тлением. Как будто живой! Мощи положили открыто в новом храме. Они собирали толпы паломников. А в революцию затерялись. Обнаружились только в 1997 году в анатомическом музее петербургской Военно-медицинской академии. Там их показывали как удивительный образчик «естественной мумификации». Медики знали о силе этого странного тела, хотя и не знали — чьё оно. Иные хирурги перед сложными операциями приходили постоять рядом с ним. А некоторых тело пугало, им казалось, что мумия смотрит на них. Одна лаборантка, когда мертвец взглянул на неё, до того возбудилась, что проколола ему глаз. Позднее глаза святого залили гипсом.

Когда тело Александра нашлось, начался долгий процесс экспертизы, в ходе которого мощи замироточили прямо в рентгеновском кабинете. Трудно сказать, что было причиной: облучение или пение акафиста, которое облучению предшествовало. Но мнение учёных было едино: чудо! А вот священники усомнились. После церковного освидетельствования пошли разговоры: «Да те ли это мощи? Это какой-то еврей или татарин. Посмотрите на крайнюю плоть, он же обрезанный». Судмедэксперты объяснили: это не обрезание, это старческое, пусть попы пойдут в баню и посмотрят на крайнюю плоть стариков. Убедили. Но, строго говоря, все эти научные экспертизы чудесных предметов — чистая профанация. Что такое чудо? Для учёного — то, чего он не понимает, а для мистика — то, что он переживает. Совершенно разные вещи.

Вообще-то переживание чуда потенциально доступно любому. Даже финны, которым устраивают алкогольные туры вокруг Ладожского озера и зачем-то завозят в Свирский монастырь, мгновенно трезвеют, когда их подводят к мощам Александра. Вот шли по храму, как белые люди, — лопотали, рыгали, смеялись — и вдруг тишина. Пьяный пасынок природы при экспертизе мощей гораздо надёжней рентгена.

Источник: chaskor.ru

 

Протоиерей Димитрий Климов - о том, что происходит сегодня вокруг - и в душах.
28.02.2015

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

16.03.2014

"Пою детям стихиры Пасхи. «Мироносицы жены утру глубоку ...» Мама, почему ты плачешь? Ну как же, малыши, не плакать, хоть раз-то в году можно и поплакать, не всё же строить всех на подоконнике в шесть рядов..."

23.05.2013

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 95 лет со дня трагической гибели Михаила Дмитриевича Громогласова, священника и просветителя, принявшего мученическую смерть от рук большевиков.

20.03.2013

Отца Святослава (Соболькина) из села Клястицкого называют бессребреником. В 41 год нет у него ни кола ни двора. Только пять дочек, старшей Насте пятнадцать, младшей Злате 2 года, да изнурительный жертвенный труд без отдыха и выходных.

– Бессребреник – это громко сказано, – не согласен он. – Наверное, потому так говорят, что без денег храмы восстанавливаем.

Интервью с католическим монахом-отшельником, перешедшим в православие
28.01.2013

27 августа 2010 г.  Габриэль Бунге перешел из католичества в православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом.

24.01.2013

Почему именно около Ленина возникает такая густая атмосфера недоумений, сомнений, неясностей? Вокруг других политиков не возникает, а вот вокруг Ленина — да? Не потому ли Ильич так органично вписался в народную сказку, что в самой жизни, в быту вёл себя совершенно как оборотень?

22.01.2013

Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».

Рассказы сербского философа Павле Рака
5.12.2012

"Зимой помогал я Симеону в огороде. Поднимаем камень, а там гадюка с «рожком» лежит. И спит: зимний сон. Симеон: «Что же делать? Если камень назад положим, можно её задавить... А если так оставить, погибнет от холода». Взял Симеон змею, положил её в карман пальто, пока она немножко не согрелась. Потом зашевелилась и уползла".

19.07.2012

"Сергий Радонежский или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония".

Универсальная педагогика от протоиерея Алексея Уминского
13.07.2012

Дорогие родители! Ваш ребенок – не ваш ребенок. Он ваш постольку, поскольку вы отвечаете за него перед Богом. И вообще, посмотрите на него другими глазами. Увидьте в нем Бога, сына Божия. Каким он является, каким образом он реагирует на мир, что ему любо, а что не любо, на что он способен, а что вне его способностей?

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".