Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Правильное питание: взгляд из Индии

Правильное питание: взгляд из Индии
Текст: Екатерина Антропова

 

«Полный супермаркет товаров, а есть нечего» — эта мысль обычно посещает тех, кто, решив сесть на диету, отправляется за продуктами. Это может быть диета, связанная с отказом от консервантов и продуктов, содержащих ГМО, или переход в вегетарианство, или же смена пищевых привычек, которая часто происходит с людьми, всерьёз практикующими йогу или пытающимися следовать советам аюрведы — индийской народной медицины. Менять привычки трудно, особенно когда не вполне ясно, что твоему организму нужно, а что нет. Но можно попробовать прислушаться к заповедям здоровья, появившимся задолго до нашей эры.

Аюрведа — это масштабная система индийской медицины, принципы которой были сформулированы в VIII веке до нашей эры. Аюрведу широко практикуют, собственно, в Индии, Непале, Шри-Ланке, а с недавних пор она стала модной на Западе. С санскрита слово «аюрведа» можно перевести как «знание жизни», и это не случайно: аюрведа даёт указания не только по лечению больных, но и по построению всей жизни в целом, при этом опираясь на особую философскую систему.

Так, аюрведа верит, что всё в мире состоит из пяти элементов: воздуха (ваю), огня (теджас), воды (джала, ап), земли (притхви) и пространства (акаша). Из этих элементов состоим и мы. Они группируются в три «доши» — составные части конституции человека.

В организме каждого человека присутствуют все три доши, но какие-то из них преобладают, поэтому мы все разные. Понять, какой тип доши наиболее выражен в вашем организме, можно здесь. Человек, в теле которого сбалансированы все три доши, — счастливчик, поскольку у него всё в порядке со здоровьем, нет проблемы лишнего веса или болезненной худобы и тело работает как прекрасно отлаженный механизм. Но таких везунчиков очень мало. Обычно в организме человека преобладают две доши либо одна доша. Так, вата создаёт в организме сухость и холод, питта — тепло, едкость и влажность, а капха — влажность (слизь) и холод. Все эти свойства нужны нашему телу: вата отвечает за передвижение элементов по системам организма, питта — за преобразование одних тканей в другие и за выработку тепла, капха — за стабильность тканей и жидкостей, а также за смазку суставов. Однако переизбыток какой-либо доши нарушает равновесие. Скажем, люди с чрезмерно активной капхой могут страдать от излишней тучности, избытка жидкости в теле, слизи в лёгких, а обладатели интенсивной вата-доши — напротив, быть очень худощавыми, периодически терять аппетит и жаловаться на сухость кожи.

Чтобы выровнять природный баланс, человеку лучше избегать пищи, которая его дошу подпитывает (здесь подобное усиливает подобное: например, раздутую, возбужденную вату еще больше усилит сухая и холодная пища). Основа йогического рациона (или просто вегетарианского) – это разнообразные каши в сочетании с овощами. Людям капха-конституции подходят легкие, сухие и горячие по свойствам злаки: пшено, кукурузная крупа, прожаренный рис, греча, для вата-конституции – более питательные - пшеница, рис, овес, рожь. Для питта-конституции полезны наиболее тяжелые и охлаждающие: разновидности ячменя, бурый рис, пшеница, овес все, кроме пшена, обладающего свойством вызывать изжогу. Впрочем, это можно скомпенсировать добавлением сладостей и большого количества топленого масла. Чтобы понять, какую именно дошу усиливаете вы, можно попробовать в течение недели вести пищевой дневник, а потом посмотреть, какой тип еды в нем преобладает. Для того чтобы не запутаться, есть диетические рекомендации для различных типов дош, которые лежат, например, тут.

Также существуют общие рекомендации по режиму и приему пищи. С одной стороны, пищеварительный огонь в желудке особенно сильно разгорается в районе полудня, поэтому основной прием еды должен располагаться примерно между 11:00 и 15:00. С другой стороны, у каждого свой режим дня, и иногда лучше ориентироваться на свой распорядок, главное, чтобы он не был скачущим. За четыре часа до сна есть не стоит, потому что еда переваривается плохо, зато в спящем желудке хорошо размножаются бактерии, провоцирующие расстройства и образование токсинов (токсины утром дадут знать о себе противным запахом изо рта). По этой же причине лучше избегать подгнивших, подпорченных продуктов. Также в немилости дрожжевой хлеб (из-за того, что термофильные дрожжи, содержащиеся в нем, подавляют нормальную микрофлору кишечника и стимулируют процессы брожения). Еда с консервантами, ГМО и химическими красителями, а также еда, повторно разогретая и несвежая (приготовленная, допустим, вчера), не приветствуется, потому что она несет в себе мало жизненной энергии.

Определенную роль играет то, насколько желудок наполнен едой. Его объем при принятии пищи растягивается в среднем до трех литров. Предполагается, что после обеда желудок должен быть на треть заполнен пищей, на треть — жидкостью, а треть должна быть пустой, чтобы оставалось пространство для метаболизма. С жидкостью — свои тонкости: запивать можно чрезмерно сухие продукты, а в целом аюрведа не советует пить чай после еды, как это принято: это заливает пищеварительный огонь. Есть лучше медленно, стараться прожевывать пищу, превратив трапезу в обстоятельный процесс, не отвлекаясь на телевизор и компьютер, — в этом йога и аюрведа едины.

Но в то же время между пищевыми рекомендациями аюрведы и йоги существует значительная разница. Если в аюрведе человек — пациент, он скорее пассивен, а все манипуляции над собой проделывает под контролем специалиста, то в йоге все несколько иначе. Человек подвергает свое тело серьезному воздействию с помощью упражнений, пытаясь достичь гармонии ума и тела, и это, конечно, нельзя сбрасывать со счетов. Кроме того, аюрведические традиции позволяют есть мясо, чего йоги обычно не делают по причинам этическим (йоги не едят мяса потому, что соблюдают ахимсу – ненасилие по отношению к себе и окружающему миру), к которым добавляются еще и практические. Мясо делает тело более жесткими и создает сложности при ежедневной практике пранаямы. Мясо долго переваривается и закисляет кровь, а задержки дыхания, используемые в пранаяме, также кровь «закисляют» - поэтому в рацион вводится «ощелачивающее» свежее молоко и сладкие фрукты. Если же говорить о тонком плане, то считается, что эмоции поедаемого животного (боль и ужас перед смертью) могут так или иначе сказываться на состоянии человека, чего людям, занимающимся медитацией, совсем не нужно.

Для тех, кто занимается духовными практиками, рекомендуется своя диета, которая называется «саттвичной». Это значит, что пища подобрана по доше (типу конституции), а также не возбуждает животные инстинкты, то есть не побуждает человека к изматывающей активности, сексу, сну, ненависти или зависти, не туманит мозг и не возбуждает чувства.

И для ваты, и для питты, и для капхи существует своя саттвичная диета. Существуют продукты, которые несут особенную энергетическую ценность, — среди них молоко, мёд, финики, гхи. Есть огромная палитра специй, чтобы разнообразить овощные и крупяные блюда. Кстати, о специях: аюрведа и хатха-йога предостерегают от горячащих и сексуально возбуждающих специй и продуктов (лук, чеснок и т.д.), поскольку те оказывают тамасичное и раджасичное влияние на ум. Практика кундалини-йоги системы йоги-Баджана, во многом построенная на высвобождении энергии из сексуального центра, напротив, такую пищу только приветствует.

Понятно, что соблюдать все рекомендации по йогически-аюрведическому питанию трудно: их много, они порой выглядят необычно и к ним надо привыкнуть. Но хотя бы часть правил можно сделать основой своего режима питания, а часть рецептов — добавить в свою личную поваренную книгу.

Панир (домашний сыр)

Панир готовится из молока жирностью более 3,5%, причём лучше, если это молоко натуральное или по крайней мере пастеризованное. Литр молока доводится до кипения, после чего огонь убавляется, а в кастрюлю добавляется сок одного лимона. Сыворотка отделяется от белка, после чего будущий сыр аккуратно процеживают через марлю и оставляют стекать (также можно положить под пресс). На следующее утро нежный пресный сыр будет готов. Срок хранения у него маленький. Кстати, в процессе приготовления в домашний сыр можно добавить зелень или специи. У этого несложного и вкусного рецепта только один недостаток: из литра молока панира получается немного.

Кичри

Кичри – это рис, приготовленный с овощами и с пророщенным машем или красной чечевицей (и маш, и красная чечевица, в отличие от прочих бобовых, легко усваиваются и образуют меньше газов). Варится кичри, исходя из пропорций 1 чашка длинных зерен риса на 1 чашку пророщенного маша. Маш, он же мунг дал - несколько экзотичный для России вид бобовых. Правда, экзотичный он только на первый взгляд – при ближайшем рассмотрении окажется, что продавцы корейских салатов давно торгуют маринованными ростками маша, предлагая их доверчивым покупателям как ростки сои. Впрочем, для кичри маш должен быть другим – сухим мелким круглым зерном зеленого или коричневого цвета. Маш нужно замочить на сутки и дать ему немного проклюнуться. Что касается последовательности добавления ингредиентов, то советы дают разные. Ну, например, такой: поставить кастрюлю (1 литр воды + маш) вариться на 10 минут. Тем временем обжарить в топленом масле (гхи) специи - например, асафетиду, имбирь и семена тмина, после чего в этой же сковороде обжарить рис. Потом содержимое сковороды отправить в кастрюлю, огонь уменьшить, и добавить овощи (помидоры, цветную капусту, картошку, лук, морковку, тыкву – список можно продолжить) и соль. Когда крупы – овощи провариваются не в пример быстрее – сварятся, блюдо готово.

Гхи (топлёное масло)

Этот вид масла у поклонников аюрведы и у практиков йоги в большом почете: он полезен для всех трех дош и, в отличие от сливочного масла, всеми усваивается одинаково хорошо, поскольку не имеет молочного белка. И еще гхи очень удобно в хранении — оно долго не портится и может храниться даже при комнатной температуре.

Топленое масло можно приготовить самостоятельно — вытопить из сливочного в сковородке, подогревая ее на слабом огне. Стандартная двухсотграммовая пачка сливочного масла вытапливается за 10—15 минут. Затем масло аккуратно сливается в какую-нибудь емкость с широким горлом, а когда оно застынет, с его поверхности надо снять вытопленный белок.

Лепёшки из проращённых злаков

Это очень интересная замена обычному дрожжевому хлебу, которая творится из проращенного маша, пшеницы или ржи. Готовится просто, если вы счастливый обладатель блендера или на худой конец мясорубки. Злаки замачиваются на ночь, потом вода сливается, и они просто ставятся в теплое место — прорастать. Как проклюнутся (за сутки должны), можно ссыпать их в мясорубку/блендер, попутно добавляя туда же зиру, корицу или кориандр, перец, соль и даже орехи — все зависит от желания повара. Масса смалывается, после чего из нее делаются лепешки и жарятся на сковородке в гхи.

Салат из проращённых злаков

Злаки проращиваются по той же схеме. Для одной порции салата понадобится примерно горсть проращенных зерен, а также кубик свежего имбирного корня длиной сантиметра в три. Имбирь нарезается тонкими полосками и смешивается с зернами. Затем туда же добавляется сок лимона, специи (по вкусу) и приглянувшиеся овощи. Салат получается острым и кислым, прекрасно стимулирует аппетит.

Кхир

Кхир — это национальное индийское сладкое блюдо, которое в идеале должно быть жидким (хотя на кулинарных сайтах кхир часто преподносят как более плотный пудинг). На 100 граммов риса басмати понадобится около полутора литров молока и 10 столовых ложек сахара, лучше коричневого. Промытый рис, залитый половиной молока, варится в кастрюле на медленном огне и регулярно помешивается, пока не дойдет до кипения. Затем огонь гасится, рис разминается, чтобы не было комков, и затем конфорка зажигается снова: в кастрюлю выливается оставшееся молоко, сахар, и все это томится и мешается на медленном огне, пока смесь не станет густой — это значит, что она готова.

Литература:
Сокращённый вариант книги «Фундаментальные основы аюрведы» Матхура Мандала даса (Михаила Мезенцева), который лежит у него же на сайте.

Доступный для скачивания вариант книги Роберта Свободы «Пракрити».

Источник: chaskor.ru

 

Самые необычные имена, которые давали детям в СССР
21.09.2012

Саши, Сани и Шурики были и будут всегда. По статистике в России во все времена, не исключая и советские, мальчиков чаще всего называли и называют Александрами. Но после событий 1917 года в обиход вошли имена, которые в святцах никак не найти.

Интервью с К.А. Ямиловым, музыкантом и педагогом, создавшим в Челябинске уникальный Музей музыкальных инструментов и этнографии
8.08.2012

"В нашей коллекции есть инструменты, которых в России всего несколько штук. Есть неаполитанские мандолины, американская мандолина очень хорошего качества. Есть афганский рубок, редчайший старинный инструмент. Старинная флейта из черного дерева, русские свирели. Есть белый баян – авторская работа".

Аркадий Малер - о переименовании улиц
4.07.2012

"Памятник - это моральная оценка, это символ того, что данный человек является для нас ориентиром в чем-то очень важном и мы должны быть ему благодарны. И если государство сохраняет какой-то памятник, значит, оно признает эту моральную оценку".

Отрывок из книги «Домашние средства аюрведы»
2.07.2012

Аюрведическая традиция включает в себя знания о том, какая пища подходит для конкретного человека, как правильно готовить пищу, каких сочетаний пищи следует избегать, какие привычки питания нужно вырабатывать и от каких желательно избавляться.

9.04.2012

«Голодание сном» или ночное бдение - известная йогическая практика, основанная на Аюрведе, древнеиндийской медицинской науке. С точки зрения физиологии, эта практика обновляет ткани мозга, а с позиций духовности - позволяет лучше познать себя. В результате этой практики мы достигаем победы над «тамасом» - своей инертностью и ленью.

6.03.2012

Как поститься без вреда для организма, кому лучше не менять привычный режим питания, как правильно «выйти» из поста и не опасно ли быть вегетарианцем круглый год?

24.02.2012

Народ, живущий у подножия горы Имбабуро, сумел преодолеть многие испытания: кровавую войну с инками, испанскую колонизацию и разрушительное землетрясение 1868 года. Теперь индейцы отавалос не только живут и здравствуют, но и задают тон на мировом рынке моды.

О происхождении, облике, месте жительства и т. д.
30.12.2011

Согласно одной из версий, “прапрадедом” современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым, как русские морозы, нравом.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".