Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Нечитающие дети: компьютер ли виноват?

Нечитающие дети: компьютер ли виноват?
ВИТАЛИЙ КАПЛАН

То, что дети и подростки сейчас читают гораздо меньше, чем лет тридцать назад — это уже аксиома, это всем очевидно, и незачем приводить данные социологических исследований. А вот на вопрос «почему» простого и однозначного ответа нет.

То есть версий-то много, и самая распространенная — во всем виноват компьютер. Вместо того, чтобы читать хорошие добрые книжки, дети уткнулись в монитор и играют в стрелялки-убивалки, чатятся в социальных сетях, скачивают прикольные видеоролики (и хорошо еще, если не порнуху). А мне кажется, это все-таки не причина, а следствие чего-то более серьезного.

Но сразу оговорюсь: я в этой теме не могу считаться профессиональным экспертом. Не занимался исследованиями детского чтения, не проводил статистически достоверные опросы. Такие исследования делали специалисты — например, сотрудники Российской государственной детской библиотеки. Я же сужу по своему многолетнему опыту общения с детьми — и с детьми, занимавшимися у меня в литературном объединении «Кот в мешке», и со своими учениками в школе (давно это было, в конце 80-х годов прошлого века), и с детьми моих друзей и знакомых, и с друзьями этих детей...

Тема для меня важная. «Котом в мешке» я руковожу уже 17 лет, и давно заметил, что с каждым годом количество литературно одаренных детей снижается. Почему снижается, ясно: да потому, что существует практически стопроцентная корреляция между количеством читающих детей и количеством пишущих.

Все очень просто: желание написать что-то свое — будь то стихи или рассказ, или сказка... да хоть драма в трех действиях — возникает именно как реакция на прочитанное. Прочитал, впечатлился, вдохновился... и попробовал сделать не хуже. Кто не любит читать — тот не захочет и сочинять.

Почему же не любят? На мой взгляд, проблема куда серьезнее, чем появление новых информационных технологий. Главное — это то, что происходит с родителями современных детей.

А с родителями вот что происходит: во-первых, они сами перестали читать. Перестали по разным причинам. Например, так много работают, что уже и не до чтения. Приходят домой поздно вечером, усталые... и максимум, на что способны их измученные мозги — это на телевизор или видео. Или перестали читать, потому что не находят в нынешнем колоссальном потоке литературы ничего достойного, ничего близкого сердцу и уму. Им кажется, всё сплошь чернуха-депрессуха. На самом деле, конечно, не сплошь, но ведь не каждый станет перерывать груды словесной руды... Или просто изменились интересы, все мысли крутятся вокруг быта, карьеры, обустройства личной жизни... а прежние, юношеские увлечения кажутся наивными, идеалистическими.

Можно еще и еще выискивать причины, но главное — те, кому примерно от 30 до 50 лет (то есть поколение родителей), сами уже в массе своей не читают. Отдельные заядлые книголюбы погоды не делают.

А раз не читают — то и дети их, скорее всего, читать не станут. Ведь этим делом можно только заразиться... и заражение чаще всего происходит именно в семье. Нечитающие родители могут сколько угодно твердить детям о пользе чтения, могут сколько угодно заставлять их читать — результат будет нулевым, а то и отрицательным. Так можно воспитать только ненависть к чтению. А вот когда ребенок видит, что мама с папой что-то увлеченно читают, обсуждают, спорят, ищут какие-то книги, что-то у кого-то берут почитать, что-то кому-то дают — вот тут и собственный интерес возникнет. Его остается лишь умно поддержать.

Но, кроме «во-первых», есть и «во-вторых», еще более серьезное. Это стиль отношений между родителями и детьми, и шире — стиль отношений в семье.

Для того, чтобы ребенок начал увлеченно читать, нужно вообще сформировать у него интересы, которые можно удовлетворить чтением. А для этого нужно, чтобы в семье люди вообще разговаривали друг с другом о чем-то ином, помимо быта.

Нужно, чтобы родителей волновали какие-то неутилитарные темы — тонкости человеческих отношений, красота природы, устройство мироздания, история своей страны и других стран, социальная справедливость, вера... то есть душевное и духовное, проще говоря. Причем обо всем этом мама с папой должны разговаривать не только между собой, но и с детьми — естественно, учитывая их возраст, их особенности. В этом случае и у ребенка возникают различные неутилитарные интересы, а удовлетворить эти интересы лучше всего чтением книг (кино в этом отношении хуже тем, что не дает такого простора для воображения, сопереживания и сотворчества).

Но с такими отношениями сейчас плохо. Все стало слишком плоским, слишком приземленным, слишком заточенным под зарабатывание денег. Любить детей, конечно, не перестают — против природы не попрешь! — но выражается эта любовь чаще всего в виде материальной заботы: чтобы были накормлены, одеты, чтобы не стыдно было перед соседями. Разговаривать на отвлеченные темы некогда, да и непонятно, зачем. Потому, кстати, и компьютеры с интернетами покупаются — это чудесный способ избавиться от необходимости общения с подросшим чадом. Пусть, мол, сидит дома, за экраном, а не бегает по улице, где наркоманы-маньяки-террористы на каждом шагу... Из этой же серии мода затыкать маленьких детей мультиками по видаку или аудио-сказками. Лишь бы не мешал, лишь бы не вертелся под ногами...

Этот дефицит родительского общения в итоге оборачивается куда худшими вещами, чем нелюбовь к чтению. Например, нелюбовью к людям — просто потому что не научились вовремя любви. Или тупостью — потому что не научились вовремя думать. Или безверием — потому что родителям (может быть, даже и верующим) некогда было говорить с детьми о вере.

А из некогда получается никогда.

Источник: Журнал «Фома»

 

6.10.2013

Алла Дмитриевна Фехнер, внучка челябинского купца В.М. Колбина, родилась и выросла на Урале. Ее «Невыдуманные рассказы» – это целый мир, в котором явления природы, живые существа, ее населяющие, и человек неразделимы. Одно является продолжением другого. Трудно представить себе более увлекательное семейное чтение.

Заметки Виталия Каплана
4.03.2013

Напомню банальность. Существует «закон маятника» - это когда борьба за правое дело неизбежно переходит в свою противоположность. Не только в политике, а вообще во всех сферах жизни, - в политике просто заметнее. Тут и опыт кровавых революций, и опыт некровавых...

О книге, воспитании и детском чтении
18.07.2012

"Если в семье есть культ чтения, если в процессе повседневной жизни родители, просто за столом на кухне, в присутствии ребенка обсуждают интересные им книги, то ребенок обязательно почувствует тот эмоциональный фон, который царит в семье".

16.07.2012

"Ощущение инаковости никуда не ушло, но соединилось с поэзией. Что Брэдбери - не только прозаик, но и поэт, я тогда не знал, стихи его у нас в советское время, кажется, не переводились. Но любой его рассказ виделся мне (да и сейчас видится) стихотворением в прозе".

Юрий Куклачёв - о цирке, кошках и "уроках доброты"
16.04.2012

«Мои книги – это вызов “осквернителям детства”, агрессивной и навязчивой рекламе, которая формирует общество квалифицированных потребителей».

Рекомендации родителям от Анастасии Отрощенко
13.11.2011

"Составлять списки книг на определенный возраст – занятие неблагодарное. И все же попробую восстановить в памяти, что было интересно моим детям в 6-7 лет".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".