Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"...научиться слушать тишину..."

"...научиться слушать тишину..."
ЮРИЙ КУКЛАЧЁВ
Клоун
Текст: Наталья Богатырёва

 

Первое, что приходит на ум при имени Юрия Куклачёва, – это определение «клоун с кошками». Он первым в российском цирке начал выступать с пушистыми и мяукающими домашними любимцами, которых, считается, дрессировать невозможно. Впрочем, как говорит Юрий Дмитриевич, он кошек и не дрессирует вовсе, а просто присматривается к ним и развивает те способности, которые в них заложены. И делает это с любовью и терпением. Так он воспитывал и собственных детей. И однажды понял, что этот принцип: не «прессовать» живое существо, а помочь найти ему самого себя, реализоваться в жизни и обрести счастье – это же универсальный принцип гуманной педагогики! Так родились «Уроки доброты» Юрия Куклачёва: педагогическая система, включающая и его спектакли в Театре кошек, и его книги.

«Мои книги – это вызов “осквернителям детства”, агрессивной и навязчивой рекламе, которая формирует общество квалифицированных потребителей. Я ничего не придумываю нового, я беру все в трудах признанных ученых: Павлова, Бехтерева, Аносова. И придумываю на их основе рассказы. Такие, чтобы ребятам было интересно их читать», – говорит Юрий Куклачёв. Недавно он рассказал о своих «Уроках доброты» преподавателям педагогических вузов и колледжей, учителям и школьникам, которые собрались на Международной конференции «Мировая словесность для детей и о детях» в Московском педагогическом государственном университете.

– Юрий Дмитриевич, как Вы стали клоуном?

– У отца был фронтовой друг дядя Вася. Он был парторгом на заводе, но тайно читал Библию. И вот он однажды меня спросил: «Для чего ты пришел в этот мир? Кем ты хочешь стать, чтобы жизнь была счастливой?» Я всю ночь не спал, думал, какие же профессии мне нравятся? Сначала решил: буду летчиком. Книжки начал читать про самолеты. Потом покачался на качелях, меня замутило, и понял – не мое. Тут отец принес телевизор, и я впервые увидел Чарли Чаплина. Вскочил, начал делать, как он: двигаться, припрыгивать. Кто-то улыбнулся. И у меня такая радость на сердце: оказывается, я тоже могу рассмешить человека! «Нашел! Бабуля, себя нашел!» И решил: завтра же пойду заниматься… балетом! Какая тут связь: клоун и балет? А дело в том, что Чарли Чаплин прекрасно танцевал. И я тоже решил научиться красиво двигаться, ощущать свое тело в пространстве. И пять лет занимался балетом в коллективе художественной самодеятельности. Но чтобы стать клоуном, мне надо было поступить в цирковое училище. А меня туда не брали, говорили: данных нет. Но я сказал себе: всем докажу, что я клоун! И вспомнил, что ведь можно, как и балетом, в народном цирке бесплатно заниматься! Меня приняли. Я по 20 часов в день занимался! И одновременно пытался поступать в цирковое училище – не брали! С горя поступил в полиграфическое, на печатника, окончил, работал в издательстве «Молодая гвардия». А параллельно продолжал заниматься в народном цирке клоунадой. И вдруг – смотр художественной самодеятельности, посвященный 50-летию советской власти. И я стал первым клоуном Советского Союза и всем доказал, что могу быть клоуном и смешить зрительный зал. Как лауреата, меня взяли на работу в Цирк на Цветном бульваре, где меня увидел директор циркового училища и пригласил учиться. Но все четыре года меня пытались исключить как профнепригодного, потому что в первый год я покалечил ногу, на костылях ходил, во второй были проблемы со спиной. И на меня, как на инвалида, составляли бумаги на отчисление. Это был ужас. А я продолжал репетировать. Меня отстоял директор училища: «Мальчик будет учиться, у него сердце клоуна».

– А как Вы начали выступать с кошками?

– Первого котенка подкинула судьба. Мы с женой увидели в парке беспомощный серый комочек и принесли домой. Именно Кутька стал моим первым партнером на цирковой арене. Наш номер был такой: я выходил с большой конфетой «Кис-кис», говорил несколько слов, открывал ее, и оттуда выпрыгивал котенок. А потом появилась кошка Стрелка, с которой мы объездили весь мир.

– Что подтолкнуло Вас к писательству?

– Году в 1982–1983-м мы были на гастролях в Париже, и журналисты меня спросили: «Какая у вас мечта?» Я говорю: «Провести уроки доброты». Тут же французское Министерство образования собрало семь тысяч человек во Дворце спорта, и я рассказал им о том, как нахожу общий язык с кошками. Открытый урок получился, который позже включили в учебники французского языка. Я приезжаю домой и – в наше Министерство образования. А мне говорят: «Ну, Юрий Дмитриевич, доброта – это для детского сада. Нам сейчас важен космос, точные науки…» Не сложилось тогда. Но наступили 1990-е. Открылись «окна демократии», и вся грязь и нечисть со всего мира хлынула в нашу страну. И я подумал: чем могу помочь детям? В тот год мы с женой на Пасху поехали в Израиль, были у Гроба Господня в момент сошествия Благодатного огня. И я спросил: «Господи, что я могу сделать?» И голос внутри ответил: «Пиши!» Как – пиши? Я никогда этого не делал! Долго искал слова для своих книг, ведь хотел рассказать в них, как научиться сдерживать себя, не озлобиться, как искать в жизни хорошую цель и преодолевать трудности. Рассказать, что настоящая любовь – такая энергия, которая не может находиться в замкнутом пространстве. Дари любовь! Отдавай ее – улыбкой, движением, мыслями, помыслами. Мне хотелось рассказать, как важно научиться слушать тишину, то есть говорить с самим собой. Тогда мне пришла мысль написать книгу «Бойцы армии добра и милосердия». О том, как бороться с жестокостью, как воспитывать доброе поколение.

– Вы счастливый человек?

– Очень счастливый! Меня любят мои кошки, меня любит жена – мы уже 45 лет вместе!

Источник: Читаем вместе

 

6.10.2013

Алла Дмитриевна Фехнер, внучка челябинского купца В.М. Колбина, родилась и выросла на Урале. Ее «Невыдуманные рассказы» – это целый мир, в котором явления природы, живые существа, ее населяющие, и человек неразделимы. Одно является продолжением другого. Трудно представить себе более увлекательное семейное чтение.

31.01.2013

Знаменитый клоун попал в ЧОКБ во время гастролей Московского цирка в Челябинске в 1979 году. Ему стало плохо на одном из представлений. Бригада врачей диагностировала у актера проблему с сосудами. Оказали экстренную помощь и положили в отдельную палату. Гастроли цирка в это время продолжались, билеты на Никулина были проданы на месяц вперед, ежевечерних представлений никто не отменял.

12.10.2012

"То, что дети и подростки сейчас читают гораздо меньше, чем лет тридцать назад, - это уже аксиома, это всем очевидно, и незачем приводить данные социологических исследований. А вот на вопрос «почему» простого и однозначного ответа нет".

О книге, воспитании и детском чтении
18.07.2012

"Если в семье есть культ чтения, если в процессе повседневной жизни родители, просто за столом на кухне, в присутствии ребенка обсуждают интересные им книги, то ребенок обязательно почувствует тот эмоциональный фон, который царит в семье".

Рекомендации родителям от Анастасии Отрощенко
13.11.2011

"Составлять списки книг на определенный возраст – занятие неблагодарное. И все же попробую восстановить в памяти, что было интересно моим детям в 6-7 лет".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".