Как «напрячь» Дмитрия Когана?
Культурной жизни области пошло бы на пользу, если бы у художественного руководителя фестиваля «Дни высокой музыки» появился конкурент. А еще лучше – несколько конкурентов.
В Челябинской академии культуры и искусств выступил перед студентами Дмитрий Коган. Дмитрия Павловича представили сначала как «доверенное лицо Владимира Путина», затем как «советника губернатора Михаила Юревича по культуре» и лишь в третью очередь как «известного скрипача». Да и сама встреча была не со скрипачами, а с будущими менеджерами в сфере культуры и специалистами по связям с общественностью. «Хороших скрипачей и виолончелистов хоть отбавляй. А талантливых менеджеров остро не хватает», – расставил приоритеты Дмитрий Коган.
«Депутат менее коррупционен, чем санитарка»
Беседа получилась несколько странной. Сначала студенты, как это всегда бывает, стеснялись задавать вопросы. Тогда руководство академии попросило подняться с места кого-нибудь, кто из Озерска (этот город Коган посетил во время «Дней высокой музыки»). «Планируете по окончании вуза остаться в городе?» – «Нет, у нас всего один театр, кукольный». – «У вас есть и драматический. Для маленького города это очень хорошо! Почему же вы не хотите остаться в Озерске?» – «Хочется балет посмотреть. Поеду в Екатеринбург». «А у нас вообще ни одного театра нет! А кинотеатр купил бизнесмен, и теперь город не может его обратно выкупить», – поднялась девушка из Кыштыма. – «Так у вас есть замечательный Бажовский фестиваль!» «Дополнительное образование загибается. Детских театров на «Серебряной маске» все меньше». – «Дополнительное» в ближайшем будущем станет «предпрофессиональным».
Сам Дмитрий Коган мало интересовал студентов. У них ведь свои заботы: например, как устроиться на практику в областное министерство культуры. Поэтому солировали министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин и проректоры академии по учебной и концертной работе. А Дмитрий Павлович играл на этом «концерте», увы, только вторую скрипку. Лишь один вопрос касался его лично: «Почему вы пошли в политику?»
Разумеется, прежде чем отнимать время у скрипки сначала в угоду менеджерской (Коган – художественный руководитель самарской филармонии), а затем политической деятельности, Дмитрий Коган трезво оценил свои исполнительские возможности. И в то же время, я думаю, что как музыкант, дающий мастер-класс студентам струнного отделения, Коган был бы гораздо более убедителен, чем как пропагандист. Вот некоторые цитаты из его выступления. «Коррупция непобедима, пока санитарка берет 200 рублей с больного, чтобы поднести стакан воды. Депутат даже менее коррупционен, чем она, потому что он пролоббировал какие-то акции». Или: «Если полуразвалившуюся музыкальную школу приватизируют, что плохого? (Да то, что детишки там бесплатно учиться скрипке вряд ли смогут. – Авт.) А вот если оперный театр приватизируют – я против».
«Камераты-2012» не будет
О музыке на этой встрече было сказано меньше, чем о политике, но было несколько важных вещей. Дмитрий Коган заявил, что его фестиваль «Дни высокой музыки» будет и в 2012 году:
- Мне очень важно, чтобы за первым фестивалем последовал второй. Тогда можно будет говорить о регулярности.
А вот любопытные цифры. Первый фестиваль обошелся области в 11 миллионов рублей. В 2012 году на реализацию всех остальных культурных инициатив предусмотрено 8 миллионов рублей. По словам министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина, эта цифра не меняется уже много лет, поскольку нет необходимой правовой базы для ее повышения. Реальная же потребность области в разы больше. Так, например, в нынешнем году в министерство культуры поступило заявок на 48 миллионов.
А ведь кроме плановых заявок существуют и внеплановые расходы, когда Челябинск попадает в обойму каких-нибудь мировых турне. Выручают дополнительные вложения губернатора. В прошлом году они, по словам Алексея Бетехтина, составили порядка 50 миллионов рублей. Какие проекты вошли в дополнительное финансирование? Сабантуй, привоз картин из Третьяковской галереи, театр Пикколо, Гергиев и другие. Топовым проектом стали, естественно, «Дни высокой музыки». Не стал ли этот фестиваль для нашей области слишком тяжелым бременем, «финансовым пылесосом»?
- Если бы «Дни высокой музыки» проводились за счет других мероприятий, то вы были бы правы. А так как это дополнительное финансирование, слава богу, что такой фестиваль есть, – пояснил А. Бетехтин.
Нетрудно проследить закономерность, на какие проекты выделяется финансирование. Очень многие из них как-то связаны с авторитетными столичными культурными организациями или знаменитостями. Это оправдано. А что же местные таланты? Наши культуртрегеры, какими бы замечательными и квалифицированными ни были, мало интересуют распорядителей кредитов. Их место – в восьмимиллионном бюджете. А значит, «Камерата», единственный оставшийся в Челябинской области (а фактически – уже умерший) международный театральный фестиваль, не будет проводиться и в 2012 году. Это подтвердил и Алексей Бетехтин:
- Они расслабились, не хотят работать и привлекать спонсоров.
И десерт, и закуска
Не будем спорить о том, хорошо ли работает оргкомитет «Камераты». Лучше посмотрим, насколько хорошо работает Дмитрий Коган. «Дням высокой музыки» быть в начале осени, а худрук не готов озвучить не только конкретные имена и коллективы, но даже концепцию фестиваля. Не считать же таковой вот это:
- Дни не должны быть загружены интеллектуальной и слишком высокой музыкой. Должна быть и высокая, и легкая музыка. И десерт, и закуска.
Можно, конечно, порассуждать над тем, как подобная установка коррелирует с названием фестиваля («Дни ВЫСОКОЙ музыки»), но суть не в этом. Только к апрелю-маю Дмитрий Коган будет готов говорить о стратегии фестиваля. А это значит, что фестивальная афиша будет верстаться «с колес», и в состав именитых исполнителей (гастрольные графики которых вообще-то расписаны на годы вперед) сможет затесаться какой-нибудь сомнительный для фестивального формата коммерческий проект типа Петра Дранги.
Справедливости ради стоит отметить, что Коган намерен включить в программу фестиваля мастер-классы для одаренных детей из музыкальных школ – несомненный шаг вперед по сравнению с прошлым годом. Но кто их будет проводить – тоже пока не ясно. О чем это все говорит? О том, что и сам Дмитрий Коган расслабился. Он твердо знает: сколько попросит, столько и дадут, что предложит, то и утвердят. Как «напрячь» Дмитрия Когана, а заодно суметь протолкнуть хоть что-то помимо высокой (и «не слишком высокой») музыки?
Нашим местным уважаемым деятелям культуры стоит четко уяснить: они ничего не смогут пробить, пока не найдут в столичных театральных (музыкальных, артистических) кругах высокого покровителя. К примеру, искусствовед Елена Шипицына связывает надежды на проведение биеннале с фигурой Марата Гельмана. Дай бог, чтобы все получилось, Гельман составил бы достойную конкуренцию Дмитрию Когану. Быть может, «Камерату» спасет Евгений Миронов?
Источник: mediazavod.ru
16.11.2012
|
Интервью с Юрием Бобковым
21.11.2011
|
Интервью с писателем Павлом Басинским
20.10.2011
|
Интервью с Александром Пантыкиным
23.09.2011
|
Интервью с поэтом и ученым Александром Городницким
19.09.2011
|