Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Как «напрячь» Дмитрия Когана?

Олеся Горюк - о "Днях высокой музыки" и финансировании культуры на Урале
ОЛЕСЯ ГОРЮК
Журналист

 

Культурной жизни области пошло бы на пользу, если бы у художественного руководителя фестиваля «Дни высокой музыки» появился конкурент. А еще лучше – несколько конкурентов.

В Челябинской академии культуры и искусств выступил перед студентами Дмитрий Коган. Дмитрия Павловича представили сначала как «доверенное лицо Владимира Путина», затем как «советника губернатора Михаила Юревича по культуре» и лишь в третью очередь как «известного скрипача». Да и сама встреча была не со скрипачами, а с будущими менеджерами в сфере культуры и специалистами по связям с общественностью. «Хороших скрипачей и виолончелистов хоть отбавляй. А талантливых менеджеров остро не хватает», – расставил приоритеты Дмитрий Коган.

«Депутат менее коррупционен, чем санитарка»

Беседа получилась несколько странной. Сначала студенты, как это всегда бывает, стеснялись задавать вопросы. Тогда руководство академии попросило подняться с места кого-нибудь, кто из Озерска (этот город Коган посетил во время «Дней высокой музыки»). «Планируете по окончании вуза остаться в городе?» – «Нет, у нас всего один театр, кукольный». – «У вас есть и драматический. Для маленького города это очень хорошо! Почему же вы не хотите остаться в Озерске?» – «Хочется балет посмотреть. Поеду в Екатеринбург». «А у нас вообще ни одного театра нет! А кинотеатр купил бизнесмен, и теперь город не может его обратно выкупить», – поднялась девушка из Кыштыма. – «Так у вас есть замечательный Бажовский фестиваль!» «Дополнительное образование загибается. Детских театров на «Серебряной маске» все меньше». – «Дополнительное» в ближайшем будущем станет «предпрофессиональным».

Сам Дмитрий Коган мало интересовал студентов. У них ведь свои заботы: например, как устроиться на практику в областное министерство культуры. Поэтому солировали министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин и проректоры академии по учебной и концертной работе. А Дмитрий Павлович играл на этом «концерте», увы, только вторую скрипку. Лишь один вопрос касался его лично: «Почему вы пошли в политику?»

Разумеется, прежде чем отнимать время у скрипки сначала в угоду менеджерской (Коган – художественный руководитель самарской филармонии), а затем политической деятельности, Дмитрий Коган трезво оценил свои исполнительские возможности. И в то же время, я думаю, что как музыкант, дающий мастер-класс студентам струнного отделения, Коган был бы гораздо более убедителен, чем как пропагандист. Вот некоторые цитаты из его выступления. «Коррупция непобедима, пока санитарка берет 200 рублей с больного, чтобы поднести стакан воды. Депутат даже менее коррупционен, чем она, потому что он пролоббировал какие-то акции». Или: «Если полуразвалившуюся музыкальную школу приватизируют, что плохого? (Да то, что детишки там бесплатно учиться скрипке вряд ли смогут. – Авт.) А вот если оперный театр приватизируют – я против».

«Камераты-2012» не будет

О музыке на этой встрече было сказано меньше, чем о политике, но было несколько важных вещей. Дмитрий Коган заявил, что его фестиваль «Дни высокой музыки» будет и в 2012 году:

- Мне очень важно, чтобы за первым фестивалем последовал второй. Тогда можно будет говорить о регулярности.

А вот любопытные цифры. Первый фестиваль обошелся области в 11 миллионов рублей. В 2012 году на реализацию всех остальных культурных инициатив предусмотрено 8 миллионов рублей. По словам министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина, эта цифра не меняется уже много лет, поскольку нет необходимой правовой базы для ее повышения. Реальная же потребность области в разы больше. Так, например, в нынешнем году в министерство культуры поступило заявок на 48 миллионов.

А ведь кроме плановых заявок существуют и внеплановые расходы, когда Челябинск попадает в обойму каких-нибудь мировых турне. Выручают дополнительные вложения губернатора. В прошлом году они, по словам Алексея Бетехтина, составили порядка 50 миллионов рублей. Какие проекты вошли в дополнительное финансирование? Сабантуй, привоз картин из Третьяковской галереи, театр Пикколо, Гергиев и другие. Топовым проектом стали, естественно, «Дни высокой музыки». Не стал ли этот фестиваль для нашей области слишком тяжелым бременем, «финансовым пылесосом»?

- Если бы «Дни высокой музыки» проводились за счет других мероприятий, то вы были бы правы. А так как это дополнительное финансирование, слава богу, что такой фестиваль есть, – пояснил А. Бетехтин.

Нетрудно проследить закономерность, на какие проекты выделяется финансирование. Очень многие из них как-то связаны с авторитетными столичными культурными организациями или знаменитостями. Это оправдано. А что же местные таланты? Наши культуртрегеры, какими бы замечательными и квалифицированными ни были, мало интересуют распорядителей кредитов. Их место – в восьмимиллионном бюджете. А значит, «Камерата», единственный оставшийся в Челябинской области (а фактически – уже умерший) международный театральный фестиваль, не будет проводиться и в 2012 году. Это подтвердил и Алексей Бетехтин:

- Они расслабились, не хотят работать и привлекать спонсоров.

И десерт, и закуска

Не будем спорить о том, хорошо ли работает оргкомитет «Камераты». Лучше посмотрим, насколько хорошо работает Дмитрий Коган. «Дням высокой музыки» быть в начале осени, а худрук не готов озвучить не только конкретные имена и коллективы, но даже концепцию фестиваля. Не считать же таковой вот это:

- Дни не должны быть загружены интеллектуальной и слишком высокой музыкой. Должна быть и высокая, и легкая музыка. И десерт, и закуска.

Можно, конечно, порассуждать над тем, как подобная установка коррелирует с названием фестиваля («Дни ВЫСОКОЙ музыки»), но суть не в этом. Только к апрелю-маю Дмитрий Коган будет готов говорить о стратегии фестиваля. А это значит, что фестивальная афиша будет верстаться «с колес», и в состав именитых исполнителей (гастрольные графики которых вообще-то расписаны на годы вперед) сможет затесаться какой-нибудь сомнительный для фестивального формата коммерческий проект типа Петра Дранги.

Справедливости ради стоит отметить, что Коган намерен включить в программу фестиваля мастер-классы для одаренных детей из музыкальных школ – несомненный шаг вперед по сравнению с прошлым годом. Но кто их будет проводить – тоже пока не ясно. О чем это все говорит? О том, что и сам Дмитрий Коган расслабился. Он твердо знает: сколько попросит, столько и дадут, что предложит, то и утвердят. Как «напрячь» Дмитрия Когана, а заодно суметь протолкнуть хоть что-то помимо высокой (и «не слишком высокой») музыки?

Нашим местным уважаемым деятелям культуры стоит четко уяснить: они ничего не смогут пробить, пока не найдут в столичных театральных (музыкальных, артистических) кругах высокого покровителя. К примеру, искусствовед Елена Шипицына связывает надежды на проведение биеннале с фигурой Марата Гельмана. Дай бог, чтобы все получилось, Гельман составил бы достойную конкуренцию Дмитрию Когану. Быть может, «Камерату» спасет Евгений Миронов?

Источник: mediazavod.ru

 

16.11.2012

Визит в Челябинск Великой княгини Марии Владимировны Романовой начался с экскурсии по Кировке. Затем она побывала в краеведческом музее, в саду камней, галерее «Каменный пояс» и на торжественном обеде у губернатора. Программу первого дня визита завершала встреча в ЮУрГУ.

Интервью с Юрием Бобковым
21.11.2011

"То, что делают сегодня с «Манекеном», – это чума, убийство, а пировать во время чумы – грех. Я хотел сделать антиюбилей с горящими бочками перед театром, с полевой кухней. С пожарными не договорились. А банкетировать не буду – неприлично".

Интервью с писателем Павлом Басинским
20.10.2011

"Неприятие насилия – это, конечно, хорошо. Но где грань между насилием и разболтанностью? Толстой-то ведь сам себя ограничивал. Он не принимал внешнего насилия, но над собой он такое насилие производил!"

Интервью с Александром Пантыкиным
23.09.2011

"Я считаю, что каждый человек талантлив и каждому человеку дан некий дар. Некоторые этот дар распознают, развивают и употребляют по назначению, а другие его закапывают, в результате чего получают массу проблем".

Интервью с поэтом и ученым Александром Городницким
19.09.2011

Он очень любит шутить о своем возрасте. «Милые дамы, кто хочет сфотографироваться с чучелом барда, милости прошу на сцену». Аккомпаниатор Городницкого, 28-летний Михаил Гантман, рад каждому дню, проведенному в обществе мэтра: «Никогда не знаешь, чего от него ждать. Он такие байки и анекдоты рассказывает, что их записываешь – и потом в любой компании ты король с этими историями».

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".