Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Интервью в связи с юбилеем

Интервью в связи с юбилеем
ЮРИЙ БОБКОВ
Главный режиссер челябинского театра «Манекен»
Текст: Олеся Горюк

 

Юрию Бобкову, главному режиссеру челябинского театра «Манекен», 17 ноября исполнилось 60 лет. Из них 40 лет отдано родному театру, 25 лет Юрий Бобков его художественный руководитель. Срок, если сравнивать с другими театрами Челябинска, да и страны, по нынешним меркам фантастический.

Сплошь и рядом видна другая картина: режиссеры приезжают, не приживаются, уезжают, и вместе с ними навсегда уходят из репертуара театра поставленные спектакли. Верность Юрия Бобкова одному коллективу породила уникальную ситуацию: в репертуаре «Манекена» 40 (!) названий. Причем все они – коллекционные, задуманные по принципу «сегодня без этого спектакля жить нельзя». Своими мыслями о театре и времени, в котором мы живем, радостями и печалями Юрий Бобков поделился с нашим корреспондентом.

 

- Ощущаете ли вы свой возраст?

- Буду кокетничать, если скажу, что совсем не ощущаю. К тому, что меня дергало в 50, сегодня отношусь чуть спокойнее, мудрее.

- Но есть вещи, которые вас «дергают» и теперь – это видно по спектаклю «Чацкий-Камчацкий».

- Мы никогда раньше не занимались ни сатирой, ни публицистикой. Больше тяготели к общефилософским понятиям. Но такое сейчас время. Не зря же стали популярны стихи Быкова. Люди почувствовали, что так жить нельзя, что мы приходим в социальный тупик и не видим путей, как из него выбраться. Так давайте хотя бы скажем об этом.

Рядом с «Чацким-Камчацким» у меня лежит пьеса Островского «Дикарка», которую мы уже начали репетировать. Там нет никакой социальщины. Я хочу, чтобы на сцене была деревенская атмосфера, много натурального сена. Чтобы зритель почувствовал себя так, как будто оказался на воле. У меня такое чувство возникает, когда приезжаю к матери в Кисегач.

- Наверное, оно возникало у вас и в детстве.

- У меня было потрясающее детство, совершенно нестандартное для сегодняшнего ребенка. Я жил в деревне Чумаково Новосибирской области. Она наполовину состояла из ссыльных. Поэт Наум Коржавин там жил, нашими соседями были ссыльные немцы. В три года я научился говорить по-немецки, болтая с соседским пацаном.

Воспитывала меня ссыльная монашка, которую родители Христа ради приютили. Ссыльных разбирали на работы, а она ничего не умела, маленькая, хиленькая. Она мне читала Библию, и у меня остались в голове картины Гефсиманского сада, где Иуда предает Христа. Там были и учителя из ленинградских «бывших». В городе бы я этого ничего не получил, а там такое невероятное окружение.

- Кисегач – единственное место, куда вы любите приезжать?

- На моем счету больше 20 заграничных поездок. Но это исключительно со спектаклями на фестивали. На испанском побережье пожил, на американском побережье во Флориде пожил, в океане поплавал.

На «отдых» же я никуда не езжу. А зачем? Там пьесы трудно читать. Да и климат здесь мягче. Помню, мечтали мы о солнце, а когда приехали во Флориду, побежали от него стремглав – кто в тень, кто под кондиционеры. А на Кисегаче солнце ровно такое, какое надо.

- Чего не хватает «Манекену», помимо финансирования?

- К сожалению, именно в это все и упирается. Меня сейчас преследует образ подводной лодки. Туда ни один капитан лишнего человека не возьмет, потому что кислорода не хватит. Но он не может взять и меньше. А теперь представьте, что из подводной лодки выкинули половину экипажа. Она не сразу потонет, будет телепаться, пока матросики бегают от одной работы к другой. Но потом обязательно кто-то не добежит. Вот и мы сейчас в таком самочувствии. Утром у нас два детских спектакля. А вечером те же самые люди играют взрослый. А еще им надо в детском садике сыграть.

Есть статистика: ни один театр больше 30 процентов от общего бюджета не зарабатывает. Мы зарабатываем 50 процентов. Если бы наши 50 стали 30, все вопросы отпали бы. Тогда мы будем развивающимся театром, который что-то может поставить, кого-то пригласить.

Вообще пропорции невероятные, идиотские. Почему-то все с гордостью говорили, что открытие Большого театра стоит 150 миллионов рублей. В переводе на нас это 16 лет жизни коллектива. А там покуражились один вечер. Представляете соотношение? Замок в деревне Грязи – вот образ нашего времени.

- Как вы отмечаете юбилей?

- Никак. То, что делают сегодня с «Манекеном», – это чума, убийство, а пировать во время чумы – грех. Я хотел сделать антиюбилей с горящими бочками перед театром, с полевой кухней. С пожарными не договорились. А банкетировать не буду – неприлично.

- Легко ли вам находить общий язык с сегодняшней молодежью?

- Как и в любой семье, ребенок может взбрыкнуть. Есть те, кто брыкается. Ну невозможно, говорят, молодому мужчине жить на восемь тысяч. Несколько актеров играют спектакли, но уже не в штате. Говорят по-разному, но про одно: надо спасаться. Заводят свой бизнес. Другие не то чтобы взбрыкивают, но бесконечно ищут себе подработки – в школах, детских садиках. Строим репертуар и обязательно учитываем, что такие-то люди уедут на Север играть маленькие спектакли для детей.

- Есть ли у вас внуки?

- Двое. Обе мои дочери, Маша и Лена, живут в Москве, обе сейчас приехали, одна – с внуком, вот я сейчас от него. Разбил очередную подарочную тарелочку, которую я из Германии привез. Я тяготею к тому, чтобы вокруг были они все. Когда дочери находились со мной, условий для жизни не было. Взрослые девочки жили в маленькой комнатке на двухэтажных кроватях. 10 лет назад у меня появилась квартира. Думаю: какое счастье, мы все там будем жить. Вот комната для одной дочери, вот – для другой. И в этот момент они собрались и уехали. Но приезжают часто – летом, на Новый год.

- И последнее. Будет ли продолжение у международного англо-русско-грузинского проекта?

- Ни у нас, ни у грузин денег нет, а англичане сейчас ищут. Если мы поставим этот спектакль, то по замыслу сыграем его и в Грузии, и в Англии, и в Челябинске.

Источник: mediazavod.ru

 

16.11.2012

Визит в Челябинск Великой княгини Марии Владимировны Романовой начался с экскурсии по Кировке. Затем она побывала в краеведческом музее, в саду камней, галерее «Каменный пояс» и на торжественном обеде у губернатора. Программу первого дня визита завершала встреча в ЮУрГУ.

О "Днях высокой музыки" и финансировании культуры на Урале
29.02.2012

"На какие же культурные проекты выделяется финансирование? Очень многие из них как-то связаны с авторитетными столичными культурными организациями или знаменитостями. Это оправдано. А что же местные таланты? Наши культуртрегеры, какими бы замечательными и квалифицированными ни были, мало интересуют распорядителей кредитов".

Интервью с писателем Павлом Басинским
20.10.2011

"Неприятие насилия – это, конечно, хорошо. Но где грань между насилием и разболтанностью? Толстой-то ведь сам себя ограничивал. Он не принимал внешнего насилия, но над собой он такое насилие производил!"

Интервью с Александром Пантыкиным
23.09.2011

"Я считаю, что каждый человек талантлив и каждому человеку дан некий дар. Некоторые этот дар распознают, развивают и употребляют по назначению, а другие его закапывают, в результате чего получают массу проблем".

Интервью с поэтом и ученым Александром Городницким
19.09.2011

Он очень любит шутить о своем возрасте. «Милые дамы, кто хочет сфотографироваться с чучелом барда, милости прошу на сцену». Аккомпаниатор Городницкого, 28-летний Михаил Гантман, рад каждому дню, проведенному в обществе мэтра: «Никогда не знаешь, чего от него ждать. Он такие байки и анекдоты рассказывает, что их записываешь – и потом в любой компании ты король с этими историями».

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".