Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Иткуль. Священное озеро даиков

73-летний Риф Карымов ежедневно ходит за километр на озеро по воду. Фото Геннадия Ярцева
Текст: Виктор Рискин, Геннадий Ярцев

 

Поселению вокруг Иткуля несколько тысячелетий, но за это время немногое изменилось в жизни его обитателей.

Место между отрогами Уральских гор приглянулось кочующим народам. 7000 лет назад их привлекла сюда огромная, полная рыбы, чистейшая чаша озера и густые, населенные зверьем леса. А еще (и это главное!) древний смекалистый люд обнаружил здесь залегающие едва ли не на поверхности земли богатейшие запасы медных и железных руд. Так кочевники осели, освоив специальности металлургов и кузнецов. А другие народы быстро сообразили, что металлические наконечники стрел будут, однако, попрактичнее и понадежнее каменных и костяных.

Доисторический бартер

Сказать, что сразу стал налаживаться мирный товарообмен (мы вам – лошадей, быков и кедровые орехи, а вы нам – мечи из железа и стрелы из бронзы), было бы неверно. Не обузданные нормами отсутствующей цивилизации дикие племена нападали на трудолюбивых иткульцев и силой отбирали плоды труда тогдашних литейщиков.

Обо всем этом нам подробно, поминутно заглядывая в заветную тетрадку, рассказал учитель технологии, биологии, рисования, физкультуры и ОБЖ местной школы Фидоил Гайсарович Касымов. Кстати, в основной, то есть девятилетней школе на 40 учащихся приходится 12 учителей с совместителями. Но нас интересовали не основы безопасной жизнедеятельности и не приемы рисования с натуры, а другая ипостась педагога-универсала. А именно – краеведение и глубокое изучение истории здешних мест. 48-летний Фидоил Гайсарович – коренной иткулец. Более того, он знает, к какому именно племени принадлежал его род.

- А вот местные башкиры, живущие здесь более 300 лет, не знают своих корней, – сокрушается Касымов. – Поэтому я и стараюсь по мере возможностей воскресить историческую память.

Начну с того, что сегодня на берегу Иткуля живут потомки двух племен – сынрян и терсяков. Сынряне – пришлые. В XVI-XVII веках они кочевали недалеко от Тюмени в степях к западу от Тобола. К 1623 году занимали территорию по левобережью верхнего и среднего течения реки Исеть. А в 1688 году были вынуждены переселиться на нынешнее место. Одной из причин такой «эвакуации» стало проникновение вглубь Сибири промышленников Строгановых, а еще до них – казаков Ермака.

Однако окрестности Иткуля на ту пору уже были обжиты. Здесь прочно обосновалось племя сальютов. Отношения между местными и пришлыми сразу не заладились. Дело в том, что сынряне ходили под флагом старшего сына «презренного хана Сибири» Кучума – Алея. А он совершал набеги, брал пленных в рабство, обкладывал местных, в том числе и сальютов, данью. Нетрудно понять, с каким чувством восприняли коренные иткульцы, когда к ним на постой попросились недавние недруги. Отношения были, мягко говоря, натянутыми. А с приходом горнозаводчиков, которые стали обзаводиться собственной охраной – казачьим войском, и вовсе воцарилось прямо-таки военное положение.

Без казачьих пик трудно было выкупать (а вернее – отбирать) принадлежащие башкирам земли, богатые рудами и лесом. Между тем сальюты покорились России и стали верными вассалами.

Русские, в свою очередь, попросили сальютов приютить сынрян, чтобы те, как неприкаянные, не мешали добывать руду, рубить лес и ставить заводы. Так постепенно, говоря языком современной политики, непокорные народы удалось принудить к миру. Впрочем, выбора у них не было. В противном случае их или истребили бы, или отправили в еще более дальнюю резервацию.

Сегодня, разумеется, никаких разногласий между племенами нет…

Кому принадлежит озеро?

Глава Иткуля Светлана Загартдинова – конкретная сынрянка, а Фидоил… Нет, не сальют, но тоже коренной – племени терсяк из деревни Даутово. И живут дружно, благо общих хлопот хватает. При этом далеко не только исторических.

История их как раз объединяет. По версии Касымова, племена терсяков и сынрян имеют общих предков – даиков. А те, в свою очередь, вышли из ираноязычных кочевых племен саков, близких по культуре к скифам.

Именно даики дали имя озеру Иткуль. К слову «куль» (озеро) добавился слог – «ик», от самоназвания племени даик. В дальнейшем он видоизменился в «ит». В переводе означает «озеро даиков». По другой версии, Иккуль произносился как Ыйыккуль, то есть «священное озеро».

Светлана Загартдинова родилась 14 сентября, в один день с президентом России Медведевым. Но президентских амбиций у нее нет. Куда больше ее занимают проблемы Иткуля. Ради их решения Светлана Галимжановна получает второе по счету образование – юридическое. И тема диплома очень близка по службе – «Право собственности на природные ресурсы в России».

Проблем у Иткуля, действительно, хватает: формально собственником озера с окрестностями является государство, однако распоряжаются лесными угодьями и водными ресурсами кто ни попадя.

- Четкого разграничения границ владений нет, – поясняет глава. – Взять ту же аренду леса. Отведенные ему делянки арендатор вырубил и продал. А вот восстанавливать посадки не торопится. Отделался небольшим штрафом. Но леса-то на него не вырастишь! Аналогичная ситуация и с озером. Иткуль относится к особо охраняемым территориям. И что? Настоящего хозяина, который бы следил, контролировал и только затем уже брал, нет.

В результате озеро мелеет. И не только потому, что водоем стал питьевым источником для закрытого города Снежинска. Повлияли маловодные годы и пересохшие источники.

- Если в детстве мы дно видели, камушки считали, – вспоминает Светлана, – то нынче летом вода в нем была зеленой, грязной. Мы и сейчас пользуемся водой из озера: она самая вкусная в округе. Но только зимой, а летом качаем из скважин. Однако вода подземная не идет ни в какое сравнение с иткульской.

Коромысло для сынрян

На улице мы встретили Наиля Насиповича Мунирова. 67-летний иткулец стоял у ворот своего дома с памятной доской. На ней выбито имя – Мунирова Римма Мирасовна. Бывшая глава Иткуля погибла в ДТП 13 лет назад.

- До 50-летнего юбилея месяца не дожила, – обмолвился Наиль.

Затем коротко рассказал о деревенском житье-бытье. Работы, как водится в абсолютном большинстве малых поселений, здесь нет. Когда-то был участок Уфалейского леспромхоза, где и трудился Наиль. А сегодня нет ничего. В том числе и газа с водопроводом. Голубое топливо привозят баллонами, а воду носят ведрами из того самого озера. Признаться, мы не сразу поверили. Однако в это самое время на центральной улице поселка появился пожилой человек с коромыслом на плечах. Мы его остановили, познакомились. 73-летний Риф Карымов нес два ведра.

- Носить приходится издалека, – сказал он. – От озера до дома больше километра. Зато вода хорошая, чистая. Нам со старухой на сутки хватает.

Как выяснилось, тропку к озеру проложили не только Муниров с Карымовым, но едва ли не все жители поселка. Даже имеющие скважины предпочитают иткульскую воду.

Та, что из-под земли, – жесткая и с привкусом. Ни обед сварить, ни в бане помыться. Разве что на хозяйственные нужды ее берут. А вот старики Карымовы и этого блага лишены – у них скважины нет.

…За несколько тысячелетий до нашей эры на берегу горного озера поселились древние металлурги. Они ели озерную рыбу, пили, стирали и мылись иткульской водой. Похоже, традиции сынрян сохранились до наших времен почти в первозданном виде.

Источник: mediazavod.ru

 

10.06.2014

"Не было никогда такого города – Волгоград. За ним нет истории и нет смысла. Это название-негатив, название-заместитель, название-суррогат, название-никакое... Сталинград – это стало главное слово войны. За словом Сталинград стоял главный смысл войны: мы все-таки превозмогли, мы сильнее, мы переломили хребет фашистскому зверю..."

Из писем экологов
2.04.2014

Рассуждать о законности или незаконности аннексии Крыма можно было бы, если бы мы жили, скажем, в Канаде или ещё в каком-нибудь правовом государстве. Сейчас речь должна идти лишь о том, как вообще сохранить эту уникальную экосистему.

27.02.2014

Участившиеся в последние годы мощные летние наводнения и обильные зимние снегопады, особенно в Европе, заставляют задаться вопросом: в чём их причина?

Экологические размышления
22.10.2013

Вы не замечали, что современное человечество погрязло в мусоре? А ведь внешняя среда – это проявление внутреннего хаоса... Какой смысл говорить о великой русской душе, о наших талантах и способностях, если мы несем с собой тонны виртуального и реального хлама?

Гарри Каспаров - о науке истории и ее фальсификациях
28.10.2012

"Активная работа по переписыванию российской истории началась почти сразу после подавления так называемого пугачевского бунта. К этому приложили руку и Екатерина II, и Александр I, и Николай I. При последнем, кстати, существовал даже специальный департамент, занимавшийся созданием исторических «подлинников». Представляете? Фальсификация, поставленная на поток".

Аркадий Малер - о переименовании улиц
4.07.2012

"Памятник - это моральная оценка, это символ того, что данный человек является для нас ориентиром в чем-то очень важном и мы должны быть ему благодарны. И если государство сохраняет какой-то памятник, значит, оно признает эту моральную оценку".

Обыкновенная ученическая тетрадка стала ключом к судьбе необычного человека
24.05.2012

...Ей следовало разоблачить английского агента. Был ли это настоящий англичанин, внедренный в советские военные органы, или «крот», работавший на Интеллидженс сервис, неизвестно. Но разоблачить лазутчика требовалось во что бы то ни стало. За это нелегкое дело и взялась офицер контрразведки Анастасия Томилова.

Фрагменты интернет-дневника инвалида Второй мировой войны
10.05.2012

Этот дневник представляет интерес и ценность как документальный ресурс, из которого можно почерпнуть правдивую информацию о Великой Отечественной войне и быте солдат и военнопленных того времени. Но не только. ЖЖ Дмитрия Ломоносова - один из немногих источников реальной информации о том, как живут ветераны Великой Отечественной сейчас.

О Петре Кудряшеве (1797-1927), удивительном человеке и незаурядном литераторе
18.04.2012

Кудряшев знал башкирский, киргизский (казахский), татарский и калмыцкий языки. Он был одним из первых южноуральских краеведов, который изучал жизнь и традиции многонационального края. Занимаясь литературным творчеством, Кудряшев одновременно возглавлял в Оренбурге тайное общество, целью которого были захват власти в городе и поднятие "народного бунта".

12.04.2012

«Златоуст за один день» – увлекательный автобусный маршрут. Он сочетает элементы промышленного, культурно-познавательного и экологического туризма.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".