Иткуль. Священное озеро даиков
Поселению вокруг Иткуля несколько тысячелетий, но за это время немногое изменилось в жизни его обитателей.
Место между отрогами Уральских гор приглянулось кочующим народам. 7000 лет назад их привлекла сюда огромная, полная рыбы, чистейшая чаша озера и густые, населенные зверьем леса. А еще (и это главное!) древний смекалистый люд обнаружил здесь залегающие едва ли не на поверхности земли богатейшие запасы медных и железных руд. Так кочевники осели, освоив специальности металлургов и кузнецов. А другие народы быстро сообразили, что металлические наконечники стрел будут, однако, попрактичнее и понадежнее каменных и костяных.
Доисторический бартер
Сказать, что сразу стал налаживаться мирный товарообмен (мы вам – лошадей, быков и кедровые орехи, а вы нам – мечи из железа и стрелы из бронзы), было бы неверно. Не обузданные нормами отсутствующей цивилизации дикие племена нападали на трудолюбивых иткульцев и силой отбирали плоды труда тогдашних литейщиков.
Обо всем этом нам подробно, поминутно заглядывая в заветную тетрадку, рассказал учитель технологии, биологии, рисования, физкультуры и ОБЖ местной школы Фидоил Гайсарович Касымов. Кстати, в основной, то есть девятилетней школе на 40 учащихся приходится 12 учителей с совместителями. Но нас интересовали не основы безопасной жизнедеятельности и не приемы рисования с натуры, а другая ипостась педагога-универсала. А именно – краеведение и глубокое изучение истории здешних мест. 48-летний Фидоил Гайсарович – коренной иткулец. Более того, он знает, к какому именно племени принадлежал его род.
- А вот местные башкиры, живущие здесь более 300 лет, не знают своих корней, – сокрушается Касымов. – Поэтому я и стараюсь по мере возможностей воскресить историческую память.
Начну с того, что сегодня на берегу Иткуля живут потомки двух племен – сынрян и терсяков. Сынряне – пришлые. В XVI-XVII веках они кочевали недалеко от Тюмени в степях к западу от Тобола. К 1623 году занимали территорию по левобережью верхнего и среднего течения реки Исеть. А в 1688 году были вынуждены переселиться на нынешнее место. Одной из причин такой «эвакуации» стало проникновение вглубь Сибири промышленников Строгановых, а еще до них – казаков Ермака.
Однако окрестности Иткуля на ту пору уже были обжиты. Здесь прочно обосновалось племя сальютов. Отношения между местными и пришлыми сразу не заладились. Дело в том, что сынряне ходили под флагом старшего сына «презренного хана Сибири» Кучума – Алея. А он совершал набеги, брал пленных в рабство, обкладывал местных, в том числе и сальютов, данью. Нетрудно понять, с каким чувством восприняли коренные иткульцы, когда к ним на постой попросились недавние недруги. Отношения были, мягко говоря, натянутыми. А с приходом горнозаводчиков, которые стали обзаводиться собственной охраной – казачьим войском, и вовсе воцарилось прямо-таки военное положение.
Без казачьих пик трудно было выкупать (а вернее – отбирать) принадлежащие башкирам земли, богатые рудами и лесом. Между тем сальюты покорились России и стали верными вассалами.
Русские, в свою очередь, попросили сальютов приютить сынрян, чтобы те, как неприкаянные, не мешали добывать руду, рубить лес и ставить заводы. Так постепенно, говоря языком современной политики, непокорные народы удалось принудить к миру. Впрочем, выбора у них не было. В противном случае их или истребили бы, или отправили в еще более дальнюю резервацию.
Сегодня, разумеется, никаких разногласий между племенами нет…
Кому принадлежит озеро?
Глава Иткуля Светлана Загартдинова – конкретная сынрянка, а Фидоил… Нет, не сальют, но тоже коренной – племени терсяк из деревни Даутово. И живут дружно, благо общих хлопот хватает. При этом далеко не только исторических.
История их как раз объединяет. По версии Касымова, племена терсяков и сынрян имеют общих предков – даиков. А те, в свою очередь, вышли из ираноязычных кочевых племен саков, близких по культуре к скифам.
Именно даики дали имя озеру Иткуль. К слову «куль» (озеро) добавился слог – «ик», от самоназвания племени даик. В дальнейшем он видоизменился в «ит». В переводе означает «озеро даиков». По другой версии, Иккуль произносился как Ыйыккуль, то есть «священное озеро».
Светлана Загартдинова родилась 14 сентября, в один день с президентом России Медведевым. Но президентских амбиций у нее нет. Куда больше ее занимают проблемы Иткуля. Ради их решения Светлана Галимжановна получает второе по счету образование – юридическое. И тема диплома очень близка по службе – «Право собственности на природные ресурсы в России».
Проблем у Иткуля, действительно, хватает: формально собственником озера с окрестностями является государство, однако распоряжаются лесными угодьями и водными ресурсами кто ни попадя.
- Четкого разграничения границ владений нет, – поясняет глава. – Взять ту же аренду леса. Отведенные ему делянки арендатор вырубил и продал. А вот восстанавливать посадки не торопится. Отделался небольшим штрафом. Но леса-то на него не вырастишь! Аналогичная ситуация и с озером. Иткуль относится к особо охраняемым территориям. И что? Настоящего хозяина, который бы следил, контролировал и только затем уже брал, нет.
В результате озеро мелеет. И не только потому, что водоем стал питьевым источником для закрытого города Снежинска. Повлияли маловодные годы и пересохшие источники.
- Если в детстве мы дно видели, камушки считали, – вспоминает Светлана, – то нынче летом вода в нем была зеленой, грязной. Мы и сейчас пользуемся водой из озера: она самая вкусная в округе. Но только зимой, а летом качаем из скважин. Однако вода подземная не идет ни в какое сравнение с иткульской.
Коромысло для сынрян
На улице мы встретили Наиля Насиповича Мунирова. 67-летний иткулец стоял у ворот своего дома с памятной доской. На ней выбито имя – Мунирова Римма Мирасовна. Бывшая глава Иткуля погибла в ДТП 13 лет назад.
- До 50-летнего юбилея месяца не дожила, – обмолвился Наиль.
Затем коротко рассказал о деревенском житье-бытье. Работы, как водится в абсолютном большинстве малых поселений, здесь нет. Когда-то был участок Уфалейского леспромхоза, где и трудился Наиль. А сегодня нет ничего. В том числе и газа с водопроводом. Голубое топливо привозят баллонами, а воду носят ведрами из того самого озера. Признаться, мы не сразу поверили. Однако в это самое время на центральной улице поселка появился пожилой человек с коромыслом на плечах. Мы его остановили, познакомились. 73-летний Риф Карымов нес два ведра.
- Носить приходится издалека, – сказал он. – От озера до дома больше километра. Зато вода хорошая, чистая. Нам со старухой на сутки хватает.
Как выяснилось, тропку к озеру проложили не только Муниров с Карымовым, но едва ли не все жители поселка. Даже имеющие скважины предпочитают иткульскую воду.
Та, что из-под земли, – жесткая и с привкусом. Ни обед сварить, ни в бане помыться. Разве что на хозяйственные нужды ее берут. А вот старики Карымовы и этого блага лишены – у них скважины нет.
…За несколько тысячелетий до нашей эры на берегу горного озера поселились древние металлурги. Они ели озерную рыбу, пили, стирали и мылись иткульской водой. Похоже, традиции сынрян сохранились до наших времен почти в первозданном виде.
Источник: mediazavod.ru
10.06.2014
|
Из писем экологов
2.04.2014
|
27.02.2014
|
Экологические размышления
22.10.2013
|
Гарри Каспаров - о науке истории и ее фальсификациях
28.10.2012
|
Аркадий Малер - о переименовании улиц
4.07.2012
|
Обыкновенная ученическая тетрадка стала ключом к судьбе необычного человека
24.05.2012
|
Фрагменты интернет-дневника инвалида Второй мировой войны
10.05.2012
|
О Петре Кудряшеве (1797-1927), удивительном человеке и незаурядном литераторе
18.04.2012
|
12.04.2012
|