От учебного проекта - к жизненному успеху
Задачи важнее их решений.
Решения устаревают.
Задачи требуют новых решений.
Нильс Бор
Учебный проект – это возможность получить гарантированный результат всем основным участникам образовательного процесса.
Ученик раскрывается как исследователь и творец, заслуживающий поощрения.
Педагог имеет возможность воплотить в жизнь самые интересные педагогические идеи, работать в формате учителя-исследователя.
Родитель получает возможность полноценно общаться с ребёнком, выступить соавтором проекта, воспитывать через совместную продуктивную деятельность, а не путём назиданий и нотаций.
Проектная деятельность всегда гарантирует успех, потому что если она правильно организована, то неизбежно приводит к значимому результату, хотя часто не к тому, который предполагался в начале работы. Важно разглядеть побочные, попутные или случайные явления (процессы, эффекты), с которыми мы встречаемся. При таком вдумчивом подходе к работе мы всегда достигнем важного, а часто и практически значимого результата. К сожалению, в педагогической практике встречается иной подход, когда изначально поставленная цель непременно должна быть достигнута, даже средствами фальсификации, подтасовок. В этом случае ни успеха в работе, ни жизненного успеха для юного творца гарантировать мы не можем. Наоборот, мы наблюдаем, как школьник разочаровывается не только в проектной деятельности, но и в тех людях, которые его к этой деятельности призвали (педагоги, родители, учёные ВУЗов). Главное условие для достижения жизненного успеха через проектную деятельность – это честность, добросовестность, основательность и отказ от лишней суеты и показушной эффективности. При этих условиях школьник не утрачивает интерес к проектной деятельности, получает значимые, иногда неожиданные результаты, завоёвывает авторитет в детско-взрослом профессиональном сообществе, что является хорошей базой для его карьеры.
Проектная деятельность естественным образом формирует и развивает такие ключевые компетенции, как информационная и коммуникационная. Эта деятельность способствует формированию прогрессивных (интеллектуальных) молодёжных сообществ, из которых вырастают корифеи высоких технологий и просто неординарные личности. У школьника, занимающегося проектной деятельностью, формируются чрезвычайно полезные привычки, которые обеспечивают ему преимущество в конкурентной среде современного мира. Это привычки: рационализировать, оптимизировать, изобретать, находить нестандартные решения, во всём находить скрытый, неиспользованный ресурс. Такой человек в любой сфере деятельности продуцирует идеи, что выводит команду, в которой он работает, на передовые позиции. Деятельность такого человека в коллективе можно сравнить с поведением катализатора в химической реакции, способного весьма сильно ускорять процессы, которые иногда кажутся вообще невозможными (столь медленно они идут).
Проектная деятельность в школе – это территория творческой свободы, потому что нельзя регламентировать исследовательскую или изобретательскую деятельность, а достигнутый результат этой деятельности сам за себя говорит и всегда оправдывает усилия ученика, учителя и родителя. Очевидно и то, что в этой деятельности тлетворное влияние всяких проходимцев от образования, якобы заботящихся о всеобщем благе, весьма мало.
Успех в жизни человека возможен, главным образом, через раскрытие его индивидуальности, через опору на его непохожесть на других. Эта идея находит своё отражение в личностно-ориентированном подходе, который в полной мере не может быть реализован на уроке, но на уроке может родиться идея того, чему школьник или группа школьников посвятят себя после уроков. Поэтому важно организовать уроки, а точнее учебные занятия, так, чтобы, изучая уже известные и очевидные факты, дети задавили себе вопросы по поводу того, что не нашло отражение в учебниках, практикумах, хрестоматиях. Педагогический опыт нас убеждает в том, что школьники часто обращают внимание на те моменты, которые у взрослых и очень компетентных людей интереса не вызывают. Именно такие моменты могут стать точками роста для учащихся, отправным моментом познания того, что ещё никем не познано. Любая идея, даже ошибочная, априори, в процессе своего развития может стать источником нового знания или основой практически значимого результата. Работа с идеями не гарантирует их немедленное воплощение, но гарантирует формирование личности, способной оказывать влияние на окружающий мир.
Для многих педагогов серьёзная проблема – это поиск темы проекта, которую он может предложить учащимся. Не менее важная проблема – условия (материальные и не только), которые необходимы для реализации проекта. Опыт работы Центра научно и технического творчества МАОУ лицея № 77 и предметной лаборатории «Химия плюс», возникший на базе этого центра, позволил нам выработать правила достижения успеха в проектной деятельности.
Во-первых, надо внимательно выслушать самих школьников. Они могут предложить вам то, что весьма актуально, например, исследования в области генной инженерии. Это сложно, но даже в школе можно изучать, скажем, активность уреазы (фермент) в генетически модифицированной и немодифицированной сое. Опыты с этим объектом вполне осуществимы в школьной лаборатории. При этом учащийся ощущает себя частью сообщества учёных, занятых в одной из передовых областей современной биологической науки. Таким образом, суть первого правила состоит в том, что дети, занимаясь относительно несложными исследованиями, чувствуют себя приобщёнными к делам большим и важным.
Во-вторых, целесообразно выбирать небольшое число тем, но таких, работа над которыми может вывести детей с разными стартовыми знаниями к ситуации успеха, позволит объединить их вокруг небольшого числа проблем, но с большим числом возможных приложений результатов исследования (проекта). Например, объединив школьников с разными предметными предпочтениями вокруг исследования гемоглобина, мы получили 11 проектов. Проекты были представлены на различных интеллектуальных состязаниях (физика, химия, биология, экология, медицина и. т. д.). Только за один учебный год по этому направлению было получено одиннадцать высших наград регионального и четыре высших награды федерального уровня.
В-третьих, для эффективной проектной деятельности мы используем формат разновозрастных и разноуровневых групп, когда каждый участвует в судьбе каждого. Такой подход исключает узости знания, но облегчает перенос приёмов, методов исследования или решения технических задач из одной работы в другую, что позволяет эффективно использовать невосполнимый ресурс – время, обеспечивает быстрое вхождение в тему новичков и быстрый прогресс знаний, умений, навыков (компетенций) всех участников школьного академического сообщества. Важно и то, что в этих условиях эффективно осуществляется внутренняя экспертиза работ, происходит частая генерация новых тем, идей, подходов на стыке наук, направлений.
В-четвёртых, для решения задач воспитания, мы ориентируем школьников на проектную деятельность по направлениям, имеющим гуманистическую направленность. Мы верим, что, занимаясь исследованиями в сфере экологии, борьбы со СПИДом, раком, по проблеме голода или нераспространения ядерного оружия, наш школьник проникнется идеями добра, человечности, сострадания к людям и животным, научится любить и поддерживать всё живое.
В-пятых, мы стараемся увязать темы исследования или проекта учащихся с их будущей деятельностью в ВУЗе, а наших выпускников, которые обучаются в ведущих университетах страны, мы рассматриваем в качестве членов школьного академического сообщества. Влияние, помощь и потенциал студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, РХТУ им. Д. И. Менделеева и других ведущих ВУЗов страны на наших юных творцов трудно переоценить. Открытость школьного академического сообщества, функционирующего на базе предметной лаборатории «Химия плюс», позволяет собрать целую армию интеллектуалов города Челябинска и из других городов вокруг идеи служения науке, прогрессу, человечеству. Примечательно и то, что в настоящее время сфера деятельности предметной лаборатории «Химия плюс» распространяется на разные регионы России, а также на страны ближнего зарубежья. Не вызывает сомнения, что наличие у школьника друзей-единомышленников далеко за пределами школы и города будет способствовать его реализации в жизни, вхождению в элитные круги творцов прогресса. Мы на это искренне надеемся.
Есть у нас проблемы? Да, есть, но это проблемы роста. Проблемы связаны с противоречиями, выходящими далеко за пределы педагогической теории и практики. Ясно, что они, эти противоречия, разрешатся со временем. На сегодняшний день важно отметить то, что в предметной лаборатории «Химия плюс», в школьном академическом сообществе лицея № 77 г. Челябинска интересно детям, учителям, родителям, и люди работают не пропорционально вознаграждению, а в соответствии с потребностью разума и души к творчеству, к созиданию доброго, нужного, правильного.