Предисловие к книге
– Когда пора начинать
заниматься с ребенком математикой?
– В шесть еще, пожалуй, рановато,
а в семь пятнадцать уже самое время.
– Папа, ты хочешь на завтрак тор с маслом? – сын смотрит хитро, ждет реакции. Разговор про математические бублики был вчера, значит, придумал шутку еще вечером и ждал утра, чтобы порадовать папу...
Сыну пять лет, и он еще не знает, что математику можно – учить, что ею нужно – заниматься, ему еще не объяснили, что математика – трудна и скучна, хотя и необходима, ему еще не сообщили, что математика нравится только жутко умным, а большинство нормальных людей – “гуманитарии”, которых цифры и формулы повергают в ужас. Он ничего этого не знает, он математику просто любит, играет в нее и живет ею. Впрочем, об этом он тоже не знает. Потому что математика – она просто есть.
Арифметика начинается с первого шага, с растопыренных пальчиков, с лестницы во дворе. Геометрия сидит в коробке пластилина, в палочках и камешках, в мухе, ползущей по стеклу. Алгебра – в разноцветных кубиках. Время живет в песочных часах, а в циферблате – тригонометрия и шестидесятеричная система счисления. Теория вероятностей катается с кубиком по игровому полю и подмигивает из прогноза погоды на завтра. Пропорции и проценты прячутся в банке с мукой, а готовый пирог распадается на дроби.
Математика превращает мир вокруг нас в Страну Чудес, полную всяких интересностей и неожиданностей. Так получилось, что моим проводником по этой волшебной стране стал Александр Попов, автор книги, которую вы держите в руках. Александр Евгеньевич вел в моем классе уроки математики и сумел увлечь меня математикой настолько, что остановиться я уже не могу – она стала частью моей жизни.
Александр Евгеньевич не преподавал нам предмет, а щедро делился тем, чем жил сам. Он не давал готовых ответов, но учил нас задавать вопросы. Он признавал только живую математику, которую не найдешь на сухих страницах учебников. Живая математика – лишь та, которую ты прожил сам, идя своим собственным путем, день за днем совершая открытия, большие и маленькие. И показать, подсказать тебе этот путь сможет только тот, кто и сам продолжает по нему идти. Александр Евгеньевич всю жизнь идет дорогой математики и берет в попутчики своих учеников.
Я пытаюсь вспомнить, понять, в чем же состояла “методика преподавания Попова”, каковы были его “педагогические приемы”, и прихожу к выводу, что слова “Попов” и “методика” просто не уживаются в одном предложении, что его стиль нельзя препарировать, разложить на составляющие и издать в формате методических указаний.
Вот и “Мамаматематика” - не учебник, не задачник и не методическое пособие, а, пожалуй, источник вдохновения для увлеченных родителей. Эта книга о том, как перестать учить детей математике. Мама первая знакомит ребенка с миром, и точно так же, держась за мамину руку, можно увидеть, потрогать и полюбить математику. А потом играть и дружить с ней, открывая что-то новое каждый день. Эта книга – приманка, она – коробка ассорти, которую только открой, как сразу хочется попробовать всего и сразу. Открывайте и пробуйте: задачки, примеры, идеи, догадки. Только не ищите в книге ответов, их там нет, потому что в математике, да и вообще в жизни, вопросы гораздо важнее ответов.
Ответы придут, никуда не денутся, а вопросы – вот они перед вами россыпью, прямо под этой обложкой. Почитайте сегодня пару страниц, а завтра...
Звенит будильник, наступило утро, начался новый день, началась – мамаматематика.
Николай Бродский,
профессор University of Tennessee,
США
Скачать в форматах .doc (Microsoft Word) или .pdf (Adobe Reader):