БАБУШКА-СЛОВЕСНОСТЬ
Первая книга этой серии – «МамаМатематика». Первая потому, что «мама» – это объявление миру о рождении в новом человеке мысли. Перед вами вторая книга – «БабушкаCловесность». Она о таинстве слова, о его истории, о игре со словом. Написал книгу замечательный учитель Сергей Викторович Ефремцев. Он чародей и выдумщик. Идите за ним след в след, и слово со страниц этой книги заговорит с вами. Счастья вам, вашим открытиям в Слове. Спасибо огромное Сергею Викторовичу за его волшебство.
Третьей книгой будет «ПапаФизика», она вас познакомит с закономерностями нашего мира. А пока наслаждайтесь «БабушкойСловесностью».
Александр Попов,
Сергей Ефремцев
БАБУШКА-СЛОВЕСНОСТЬ
(фрагменты)
ПОКАЗАНИЯ
Прямо показано папам, мамам, бабушкам и дедушкам, заглядывающим на 10-15 лет назад и вперед.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Ни в коем случае не давать в руки:
1) «методистам»;
2) лицам, не имеющим прививки от «стандарта»;
3) людям, считающим, что бабушкам не нужно вязать носочки и читать внукам сказки.
ПРЕДИСЛОВИЕ
(или ответы на возможные вопросы)
«Что это за книжка?»
Это не учебник, не пособие, не сборник тестов для поступающих в вузы, не упражнения для сдачи ЕГЭ. Тогда что же? Это книжка для семейного чтения и обсуждения. Это приглашение к диалогу, сотрудничеству, творчеству всех неравнодушных бабушек и дедушек, мам и пап, дядюшек и тетушек – всех, кто хотел бы испечь добрый каравай, как хотим этого мы. Поищите в заветных сундуках, в памяти своей поищите… найдите хотя бы одно зернышко! Глядишь, и десяток наберется. А десяток – это целый каравай. С десятью припёками. Без ГМО, которые, к сожалению, становятся стандартом.
Многие папы сегодня не знают, о чем говорить с ребенком, не хотят почему-то. Может быть, все-таки появятся интересные темы? Интересные для всех.
Если вы заботливая бабушка или мама, тогда смело принимайтесь за дело!
«Делать» – это значит посвящать (не учить, а посвящать) ребенка Речи.
«Зачем это… и нужно ли?»
Посмотрите вокруг, прислушайтесь к разговорам в транспорте («оплатите за поездку», «остановите на остановке», «предъявите ваше право на проезд», «обилечивайтесь»), на улицах города ( «в течение города», «я попутала», «досвидос», «словимся»), даже в семье (в каждой свои экзерсисы)… «Запал» 90-х (когда смело и решительно транжирили, разбазаривали все ресурсы, в том числе языковые) исчезнет окончательно через несколько лет, через несколько лет будут востребованы грамотные люди, специалисты. Будут востребованы владеющие словом, умеющие вести диалог и убеждать. Владеющие тайной. Вы сегодня таких людей встречаете? Часто?
Да, конечно, молодая мама, которая объясняет своему трехлетнему сыну, что «дядя за рулем – козел», вряд ли возьмет в руки эту книжицу. Без надобности…
«В чем суть? Почему такое странное название?»
Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно вспомнить о проблемах (а они есть!) общения с детьми или внуками… Если вы понимаете их речь, если вы, как сейчас говорят, «в теме», с легкостью находите общий язык с «поколением, которое выбирает «Pepsi», то эта книжка… все равно полезна. Хотя бы потому, что поможет на время отвлечь ребенка от компьютера, найти прелесть в живом, а не виртуальном общении. Многим бабушкам, мамам и папам даже удобнее, когда ребенок «при деле»: не мешает, вопросов не задает… Кто его воспитает? Интернет? Вы там бывали и знаете, что это такое…
А мальчик (или девочка) сидит «за ящиком» (или «в ящике») и свой мир выстраивает. Из двух десятков деталей. По американской модели. Спайдермен, Человек-Паук, Супермен… на этом ребенка не воспитаешь.
К психологам уже сейчас обращаются с такими, например, вопросами:
«Мой шестилетний ребенок буквально ассоциирует себя с Черепашкой-Ниндзя. Не вредно ли это?»
«Сын хочет, чтобы у него были такие же способности, как у Человека-Паука. Как объяснить, что это невозможно?»
«Двенадцатилетняя дочь жить не может без социальных сетей. Учеба ей не нужна. Что делать?»
Делать! Заниматься детьми и с детьми! Вы-то помните любимые песни своих родителей, вы помните их речь, их заботу? Вспоминаете их любимые слова-словечки, шутки? Почему лишаете этого своих детей? Да-да, лишаете, потому что дети ищут (и находят!) недостающее общение все в том же интернете или очередном сериале.
Неужели папам и мамам не хватает разума (не ума, а разума), чтобы это понять? Или уже и со взрослыми что-то не так? Вот если бабушки…
Недавно наблюдала такую картину: в городском саду, на скамейке, под елочкой с оголтелыми воробьями,– бабушка с внучкой: «На златом крыльце сидели: Царь, Царевич, Король, Королевич, Сапожник, Портной… Кто ты будешь такой?..» – «правильная», настоящая бабушка всё пыталась добиться верного решения. Внучка не понимала условий игры. А бабушка всё запутывала и запутывала… И вдруг – ответ! И солнышко из-за тучки выглянуло, и воробьи притихли. Чудо…
С ребенком нужно говорить-разговаривать, с ним нужно играть. Казалось бы, всё понятно. Понятно и очевидно… А кто сейчас это делает? Кто сейчас беседует с детьми, кто «сидит перед домом» и ведет разговор о наболевшем?
Кто сообщит тому же дитятку, что он продолжатель рода, устоев, что на нем теперь и впредь будет всё (всё!) держаться? Или этого не надо, или я устарела, глупая, и ничего не понимаю?
Вот исчезнут традиции, уйдут «носители языковой культуры» (эк сейчас стариков ученые люди называть стали!), а дальше что?..
Дальше – «расширение дорог» за счет кладбищ, пьяные толпы на могилах. Могилах народа, языка… Не обессудьте за такие слова…
Скачать фрагменты книги можно ниже.