Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Самый большой спецэффект – загипнотизировать зрителя"

Андрей Звягинцев, кинорежиссер
АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ
Кинорежиссер
Текст: Алена Афанасьева

 

На телеканале «Россия» с триумфом прошла премьера фильма режиссера Андрея Звягинцева «Елена». И этот успех неудивителен, ведь за год до этого российская картина собрала более десятка престижнейших профессиональных наград – от спецприза Каннского кинофестиваля до «Оскара» Азиатско-Тихоокеанского региона.

Актер Андрей Звягинцев стал кинорежиссером 11 лет назад. И первый его фильм – «Возвращение» – завоевал сразу двух венецианских «Золотых львов», а потом еще 38 призов по всему миру. Второй фильм – «Изгнание» – завоевал приз в Каннах за лучшую мужскую роль. И вот теперь фильм «Елена», который сначала получил спецприз «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, а затем продолжил свое триумфальное шествие по кинофестивалям мира.

«Елена» – это фильм-притча о немолодой женщине, которая идет на страшное преступление ради благополучия своей семьи. Фильм жесткий, бескомпромиссный, но это не та «чернуха», которой в перестроечные годы был завален российский кинематограф. Режиссер Звягинцев не задает зрителям никаких вопросов. Внимательный и вдумчивый зритель после просмотра «Елены» задает себе их сам.

Мы же попросили Андрея Звягинцева ответить на наши вопросы.

- Андрей, ваш фильм уже получил невероятное количество призов – от каннского «Особого взгляда» до «Лучшего режиссера» в Сиднее. Вас удивляет всемирное признание картины, построенной в общем-то на очень российском материале?

- Удивлен-не удивлен… Я уже ничему не удивляюсь. Хотя и это не имеет никакого значения. Мы вложили в картину свои силы, весь свой талант, работали не покладая рук. Для нас это был почти рекордный период работы над картиной. Несколько месяцев серьезной подготовки, два с половиной месяца съемок, почти два месяца монтажа и четыре или пять месяцев озвучки – в общей сложности год и два-три месяца работы над картиной. Это очень плотный график. Лично для меня это рекорд.

- Вы рассказали историю немолодой женщины Елены, которая ради денег и квартиры убивает своего нелюбимого пожилого мужа, чтобы его «богатства» достались не его дочери, а ее безработному сыну. Но ведь на самом деле этот фильм не об этом? О чем, на ваш взгляд?

- Это апокалипсис одной личности. Это предельно простой внимательный взгляд на отдельного человека. В фильме все ясно и понятно, там нет никаких ребусов. «Елену» поймет и молодая аудитория: если ей хочется понимать, что с нами происходит, я бы рекомендовал этот фильм посмотреть.

Это фильм не для тех, кто хочет после рабочего дня оттянуться перед экраном, получить удовольствие и развлечься. Посмотрите сами и решите, нужен ли вам этот фильм.

- Еще до начала съемок «Елену» отметили за лучшую сценарную разработку. Вспомните, пожалуйста, с чего началась работа над этой картиной?

- Все началось с того, что один британский продюсер предложил участие в большом проекте с серьезным, хорошим, мощным бюджетом в семь миллионов долларов. Тема будущей картины должна была вращаться вокруг апокалипсиса. Этот проект собирались предложить четырем режиссерам: из Северной Америки, Южной Америки, Европы и Азии. Из европейских режиссеров выбрали почему-то меня. Это было 2 февраля 2009 года – как раз под мой день рождения пришло такое роскошное предложение. А в конце марта уже был готов сценарий. Продюсер сильно этому удивился – при том, что у нас не было никаких заготовок, никаких готовых идей.

Эту историю мы изобрели с нуля вместе с моим соавтором Олегом Негиным. Но потом стало понятно, что этот проект – очень длинная эпопея: ведь пока этот продюсер найдет четыре готовых сценария с четырьмя готовыми работать режиссерами… Я отказался от участия в этом проекте и стал искать продюсера в России. На наше счастье встретились с Александром Роднянским. Он прочитал сценарий, буквально на следующий день позвонил и сказал: «Андрей, это нужно делать!»

- А у вас была цель удивить, поразить своей картиной?

- Поразить? Кого, зрителя? Когда Станиславский с Немировичем-Данченко садились за репетиционный стол – ходят такие легенды – Константин Сергеевич говорил: «Ну что? Чем будем удивлять?» Если в этом смысле говорить, то никаких таких целей у нас не было. В фильме нет «поразительных» элементов, это совершенно простая, медитативная, созерцательная картина. В ней нет спецэффектов, и мы даже практически не прибегали к компьютерной графике. Лишь затирали какие-то ненужности и создавали дополнительные объекты.

- А вот студентам на лекциях вы говорите, что всегда стараетесь втянуть зрителя в картину. Это правда?

- Возможно, что-то подобное я говорил. Я считаю, что самый большой спецэффект – это загипнотизировать зрителя! То есть сначала вроде бы ничего не происходит в кадре, но ты «проваливаешься» туда и сразу попадаешь в ситуацию, доверяешь ей. Спецэффекты грешат навязчивостью, а гипноз действует практически как сновидение.

- В «Елене» у вас в главной роли снялась никому не известная актриса Надежда Маркина. А теперь она уже получила приз за «Лучшую женскую роль» на Международном кинофестивале в ЮАР, на Европейском кинофестивале в испанской Севилье и на Канадском фестивале нового кино в Монреале. Мало того, Надежда получила «Оскар» Азиатско-Тихоокеанского региона, а теперь выдвинута на соискание евро-«Оскара» как «Лучшая европейская актриса-2011».
Надежде повезло? Или это вам так везет с малоизвестными, но очень талантливыми актерами?

- Так у меня повелось еще с фильма «Возвращение». Там в фильме действуют только три персонажа – двое детей и взрослый, и именно тогда я понял, что есть удивительная, уникальная возможность найти никому неизвестного одного актера, потому что дети по определению не могут быть звездами. И я воспользовался этим, нашел актера Константина Лавроненко. Многие к тому времени уже даже забыли, что он является актером, так как он расстался со своей профессией и уже лет пять как занимался своим делом. В итоге за роль в «Возвращении» Лавроненко получил в Венеции «Золотого льва»! Это правильно, когда люди сидят в зале, смотрят на экран и знакомятся с героем, лицо которого они видят впервые. Это очень важный элемент – этому актеру ты больше доверяешь, ты легче можешь абстрагироваться от того, что ты всего-навсего сидишь в зале и смотришь кино. А когда на экране известное раскрученное лицо, которое каждым жестом, каждым взглядом уже «вошло в тебя», как старый твой знакомый, то ты и фильм принимаешь именно его состоянием, а не своим.

- А как вы относитесь к тому, что не ваш фильм выбрали в претенденты от России на номинацию «Оскар», а картину Никиты Михалкова «Цитадель»?

- Я это не комментирую. Фильм «Цитадель» я не видел, поэтому говорить объективно не могу.

- Вы не боитесь снимать «не массовые» фильмы?

- Я прекрасно понимаю, что зритель в огромной своей массе предпочитает зрелище, удовольствие, наслаждение. И лишь незначительная часть публики (не массовая, в любой стране мира и городе, любой национальности) ждет от фильма какого-то соучастия, события, которое заставляет по-новому посмотреть на его личную жизнь. В этом случае зритель – соавтор режиссера.

- Критики стали замечать, что вы все больше уходите от притч в реальность. А вы сами как считаете?

- Меня часто об этом спрашивают. Дело в том, что в «Елене» актуальны, современны только фактура, фон, декорации, в которых разворачивается действие. Москва, 2011 год, узнаваемые интерьеры, богатый район, состоятельный человек – с одной стороны. И некие выселки, «замкадье», как сейчас говорят, «хрущобы» – это с другой стороны. И вот эти два мира для меня совершенно притчевые, а нравственный выбор героини – это уже реальность.

- Еще говорят, что на сегодня это лучшая ваша картина. Вы согласны?

- Я не знаю. Это пусть люди судят. Каждый судит сам. Существуют и другие мнения: есть люди, которые любят «Изгнание», есть те, кто не может оторваться от «Возвращения». Это все не имеет никакого значения, и я не пытаюсь как-то в этом разобраться. Нужно идти своим курсом. И я не буду менять свой курс, чтобы понравиться тому, кому сейчас не нравлюсь. Зачем? Какой в этом смысл?

- Вы профессиональный актер. Вам не хочется сняться в своем собственном фильме?

- Нет, никогда.

- Почему?

- В фильмах, которые мы сделали, я не нахожу для себя роли. Если бы вдруг такое случилось… Хотя нет, вряд ли, вряд ли. Быть и снаружи, и внутри – это большая ответственность! Я целиком и полностью удовлетворен своей ролью режиссера. У меня нет необходимости разнообразить свою жизнь. По крайней мере, пока нет прецедента, какого-то серьезного интересного предложения. Я, признаюсь, вообще об этом забыл думать!

- Вы стали именитым режиссером, не имея специального образования. В своем роде это уникальный случай. Какой совет вы можете дать тем, кто хочет чего-то добиться в жизни, профессии?

- Какой совет тут можно дать? Если ты веришь в то, что хочешь и можешь это сделать, если ты веришь в то, что это важно и нужно, надо идти до конца. Верить в себя и быть готовым пойти на жертвы. Но не на компромиссы.

 

Вокруг

Беседа с Йосом Стелингом об авторском кино, о Голливуде и о том, как быть счастливым

"Вообще кино - это вопрос метафизики времени. Фильм вы делаете два года, а смотрят его полтора часа. И когда ты делаешь фильм с очень хорошими людьми, то ты делаешь больше того, что делаешь. В этом фильме заложено больше, чем реальных полтора часа".

Интервью с режиссером Иваном Вырыпаевым

"Искусством может заниматься лишь тот, кто умеет из ничего, из пустоты, из идей, из замыслов и чувств создать некий продукт, который можно показать другим и который тронет других до глубины души".

"Именно она, обманчиво простая, с помятым лицом и выразительными глазами, а не ледяная Катрин Денёв или богемная Марина Влади стала «нашей» окончательно и бесповоротно".

Луи Жан Люмьер, изобретатель кинематографа

Однажды Луи Люмьер принёс из погреба две бутыли с водой. Он поставил их на стол и предложил налить. Но когда кто-нибудь пытался наклонить бутылки, они удлинялись, а вода исчезала. При этом бутылки выглядели абсолютно нормальными — стеклянными…

«Перенесение фантазии в пластические, объёмные, физические формы - операция весьма деликатная. Ведь главное очарование этих фантазий - как раз в их неопределённости. Придать им определённость - значит неизбежно лишить их прелести сновидения, покрова таинственности».

В круге

Памяти Алексея Германа

Жизнь заканчивается, к сожалению... Когда папа умирал, мы даже думали, что он не знает, какое у него заболевание, а после его смерти в столе нашли записки, из которых ясно, что он все прекрасно знал. Одна из последних записей была: «Как бы умереть, не кокетничая».

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".