Вечная женственность
На рубеже веков она достаточно часто приезжала к нам — сначала в СССР, затем в перестроечную Россию, снималась у российских кинорежиссёров, вытащивших её из последнего забвенья, много ездила по провинции с моноспектаклем «Мадам Маргарита», став для жителей уральских и сибирских городов самой русской из французских актрис.
Именно она, обманчиво простая, с помятым лицом и выразительными глазами, а не ледяная Катрин Денёв или богемная Марина Влади стала «нашей» окончательно и бесповоротно.
Обычно по российской провинции возят с чёсом потухших звёзд, давно вышедших в тираж. Однако ситуация с Жирардо была несколько иной — жизнь актрисы, объединившая внутри одной жизни несколько локальных, вывела её за пределы той или иной эпохи (ну, например, стильных шестидесятых, вылепивших из неё одну из самых успешных и востребованных), сделав вневременной.
Это качество (быть вне времени) более редкое и ценное, чем вся фильмография, вместе взятая. Карьёра её, состоящая из взлётов и падений, когда съёмки у великих режиссёров чередовались с годами простоя, полной неизвестности и работой в откровенно коммерческих проектах (разве не символично, что последней ролью Жирардо стала роль в российском телесериале с говорящим названием «Воротилы»?), далека от привычной карьеры кинодивы.
Это говорит о том, что профессия для неё, важная и определяющая строй жизни, тем не менее была не на первом месте. Куда важнее для Анни было жить, любить, заботиться о близких. Ну а кино или театр возникали, например, тогда, когда нужно было заботиться о семье.
Тайна частного существования — вот что, пожалуй, в Жирардо главное. Появление на экране или же в театре — пики публичности, между которыми существовал и существует подспудный мир приватных ценностей, которые куда важнее профессиональной состоятельности.
Тем более что фильмография актрисы, её роли и призы, полученные за эти роли, дают массу поводов для гордости. Анни Жирардо знакома нам по самым разным образам, воплощённым на экране, — от трагической роли юной миланской проститутки Нади в «Рокко и его братьях» Лукино Висконти до очаровательных и трогательных дам бальзаковского возраста, неутомимо ищущих своё счастье в «Старой деве» и «Говорите, мне интересно!».
Были ещё сильные (и не очень) женщины в фильме Андре Кайата «У каждого свой ад», в картине Жан-Луи Бертучелли «Доктор Франсуаз Гайан» и в ленте «Уйти, вернуться». Была мать, ставшая настоящим тираном для собственной дочери в «Пианистке».
Жирардо снимали великие режиссёры, причём не только французы. Она сыграла в фильмах Лукино Висконти, Клода Лелуша, Филиппа де Брока.
Её партнёрами были Марчелло Мастроянни и Жан-Луи Трентиньян, Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура и Филипп Нуаре, Луи де Фюнес и Даниель Отой.
Её лицо, возможно далёкое от идеала красоты, тем не менее стало для миллионов зрителей воплощением женственности и непередаваемого французского обаяния. Стрижка и манера одеваться, низкий голос и грустная улыбка, большие, ироничные, слегка удивлённые глаза запечатлеваются в памяти образом современной женщины. Сильной и в то же время незащищённой, деловой и в то же время такой домашней, женщины-матери, женщины-любовницы, умеющей любить и ненавидеть, умеющей быть оптимисткой, тонко чувствующей и жестоко карающей.
Жирардо никогда не «звездила», не «давала звезду», это вообще было чуждо её органике и складу ума, она была «одной из», исполненной собственного достоинства и тайны.
Анни Жирардо умерла 28 февраля 2011 года в Париже на 80-м году жизни.
Источник: chaskor.ru
Вокруг
Интервью с режиссером Иваном Вырыпаевым
|
Луи Жан Люмьер, изобретатель кинематографа
|
|
Андрей Звягинцев - о своем фильме "Елена" и о творчестве
|
Интервью с кинорежиссером Андреем Звягинцевым
|
В круге
Памяти Алексея Германа
|