От астрологии к космической биологии
Может быть, первый человек, посмотревший внимательно на звездное небо, распростертое над ним в тишине темно-синей ночи, понял, что хор движущихся в вышине светил составляет нечто общее с его подножием - Землею - и не может поэтому не иметь с нею прямой, хотя и невидимой, связи. Из такого элементарного наблюдения, подкрепленного доводами самой непритязательной логики, родилась та «мнимая» наука, которая называется астрологией. Все народы прошли через эту прелиминарную стадию звездоведения, стоящую между астролатриею, или поклонением звездам, и астрономией, наукою о небе.
У аккадийцев в Месопотамии, за 2000 лет до н.э., затем в Вавилонии и Ассирии, Индии, Персии и Египте мы находим первые следы звездочетства, помогавшие царям, полководцам и простым людям при разрешении сложных вопросов, касавшихся страны и жизни. Только одно племя иудеев безразлично относилось к астрологии, звездные глубины ночного неба ничего не говорили их духу, и, как следствие этого, вся космогония их, все их мировоззрение носило тяжелый и угнетающий характер. Лишь число «семь» навсегда приковало их внимание.
Своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково. Солнце и Луна своими размеренными, правильными движениями чертят постоянные линии, ткут основу земной жизни. Остальные пять планет определяют собою все случайное и временное. Совместным влиянием семи планет прядутся сети жизни. От их влияния зависят лето и зима, дождь и засуха, жизнь и смерть, способности и свойства человека. Расположение планет в час рождения определяет всю дальнейшую жизненную карьеру. Ввиду того что это расположение никогда не повторяется в совершенной точности, никогда два дня, два человека, два цветка не бывают тождественны. Но если все явления в подлунном мире вызываются движением планет, то, зная эти движения заранее, сведущие люди всегда могут предсказать грядущий ход событий. Так возникли искусство и наука, которые в течение нескольких тысячелетий неустанно приковывали к себе внимание всего культурного человечества и считались божественным венцом человеческого знания.
С незапамятных времен могущество халдейских жрецов было связано с искусством изощренного наблюдения, которое в конце концов превратило их религию в астрономию. Понятно поэтому, что древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отзывались об астрономических познаниях халдеев.
...Астрологическое учение стало распространяться там [в Греции] только со времен Александра Македонского. Здесь в народном сознании возник догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной. Догмат этот возник как результат мудрости халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV веках до нашей эры. Гераклит (конец VI - начало V в. до н.э.), считая человеческую душу «искрой звездного естества», тем самым учил, что в человеческой душе живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах.
...Из Греции астрология проникает в Рим. Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной, и сила эта распространялась на всех людей, благодаря могучему и таинственному «влиянию», как впоследствии говорили римляне... Римские императоры, ученые, поэты, писатели, историки имели недюженные познания в астрологии. Вергилий (70 до н.э. - 19 н.э.), Проперций (ок. 50 - ок. 15 до н.э.), Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) охотно излагают их своим читателям.
...Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 - 253), комментируя книгу «Бытия», доказывает, что звезды не бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвозвестницами, повторяя этим применительно к христианскому учению корифея неоплатонизма Плотина (205 - 270). «Движение звезд, - учил этот последний философ античного мира, - предвещает судьбу каждого, но не создает ее, как неправильно понимает толпа».
...В XV и XVI веках астрологией занимались выдающиеся умы. Так, Тихо Браге (1546 - 1601), величайший скандинавский астроном, основатель практической астрономии, свою научную деятельность до известной степени посвятил развитию и утверждению астрологии, ибо «кто отрицает влияние звезд, тот отрицает мудрость и противоречит самому явному опыту». Несмотря на нападки и гонения, которым подвергся Тихо Браге, он до конца жизни сохранил твердую веру в астрологию и бранил тех, кто отрицал ее. Он говорил по адресу богословов и философов, пытавшихся опровергнуть астрологическое учение: «Что извиняет этих людей - это их невежество как в астрологии, так и в обыкновенном искусстве здравого суждения».
...Один из величайших ученых человечества, Кеплер (1571 - 1630), был не только замечательным «математикусом», как он скромно именовал себя, но и проницательнейшим мыслителем и даже придворным астрологом. И хотя астрология давала ему средства к жизни, кто посмеет упрекнуть этого честного и прямого человека, не знавшего компромиссов со своею совестью, в том, что астрологией он занимался исключительно из-за денег? Те, кто изучили творения Кеплера, отвергнут это. Кеплер занимался и интересовался астрологией потому, что в своей основе она имела ту истину, которую Кеплер поставил краеугольным камнем своего философского представления о мире, о чем он писал в гениальном произведении, где изложил свой третий закон планетных движений (1619).
...Много выдающихся людей в то время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Парацельс (1493 - 1541) и Кардано (1501 - 1576), будучи ярыми приверженцами астрологии, соединили свои знания с алхимией, медициной и математикой. Нострадамус (1503 - 1566) также был великим медиком своего времени и знаменитым астрологом.
...В умах астрологов за тысячелетие до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собою лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленный сверху вниз. Источники этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят миру эту энергию, приводят в движение звездные сферы и производят на Земле все те разнообразные движения в мертвой и живой природе, которые оживляют земную поверхность. Все на Земле обязано ей, этой космической энергии: смена времен года, приливы и отливы в растениях, животных и людях. Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновеньем широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа.
...Памятники древней письменности - летописи всех народов и всех времен, народный эпос, предания, увековеченные в летописях, полны сопоставлений между небесными явлениями и явлениями в органической природе Земли или в человеческом мире... Различные небесные явления люди считали предвозвестниками грозных или важных событий в человеческом мире, считали их знаками или знамениями, которыми природа предупреждала человека об этих событиях. Странная окраска небесного свода, стрельчатые облака, лучи, столбы и вееры полярных сияний, круги вокруг Солнца и Луны, страшные грозы, знаки в Солнце, под которыми древние разумели пятна, видимые невооруженным глазом, шумы, сопровождающие полярные сияния или грозовые разряды, - эти «голоса прорицания» и многие другие, происхождение которых было неизвестно: колебания почвы, наконец, затмения Солнца и Луны или появление кометы - все эти красивейшие и страшные явления природы человек считал вестниками грядущих военных или политических бурь, вестниками повальных моровых поветрий.
...Открывается все большее число нитей, связывающих наше поведение - проявление нашей высшей нервной деятельности - с космическими и геофизическими явлениями окружающего мира... Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!
...С каким величайшим презрением принято смотреть на развитие и успехи астрологической мысли! Суеверие, обман, трусость, ложь - этими эпитетами стремятся заклеймить пятитысячелетнее движение и один из самых замечательных перлов творения человеческого духа... Рассказывают, например, будто Тихо Браге «никогда не верил» в астрологию, а Кеплер занимался ею из «корыстных соображений» и т.д.
...Возникает вопрос: почему мы питаем столь странную боязнь быть уличенными в склонности к астрологии? Что преступного в том, что наши идеи приняли данное направление? Неужели же нашими поступками руководит боязнь быть уличенными в грубом невежестве, быть сторонниками идей якобы «псевдонаучных», а потому постыдных, быть подвергнутыми осмеянию со стороны капралов современной науки, вооруженных невежеством и дубинами поношения? Поистине приходится удивляться лишь необычайной трусости, которую испытывают многие перед неразумным мнением человеческой массы.
...Мы слепы в нашей современности. Глумясь над тем, что взлелеяла и над чем страдала мысль наших далеких предков, мы сами со всеми своими аподиктическими истинами века становимся объектом насмешек будущих поколений: несравненно смешнее тот, кто позволял себе смеяться над упорным трудом в поисках истины... Увы, не пройдет и полувека, как все верования и чаяния современности превратятся в «историю». Существует лишь небольшое количество незыблемых истин, которым суждено прожить тысячелетия. И кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд преобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?
В кругу светил, созвездий и планет
Тебе, о Жизнь, кончины нет,
Но лишь в мирах духовной красоты
Бессмертная ликуешь Ты.
Печатается в сокращении. Источник: zoroastrian.ru
В круге
Рассказ из книги "Мифы и были Челябинска"
|
|
Об Александре Чижевском
|