Женщины-деревья и механический зоопарк Андрея Старцева
Андрей Старцев, бронзовых и серебряных дел уральский мастер, посадил уникальный сад. Сад, который может быть вечным, или почти таковым. Потому что бронза из таковых материалов.
Образы эти, что воплотились в бронзе, возникли и оказались сначала на бумаге – в виде графических работ. Это – женщины-деревья. Их получилось около десяти. Небольшой бронзовый сад. Наверное, подобные творения могли бы появиться у кого-то из древнегреческих мастеров, ведь именно в Древней Греции появились и оттуда «доскакали» до наших дней кентавры – люди-кони.
Женщины-деревья возникли на Урале, в Челябинске, городе, где с экологией давно не все ладно. Может, потому-то и родились эти женщины именно здесь. Образы получились гармоничными: и женщина, и дерево – символы плодородия, продолжения жизни.
Возможно, где-то на земле будет установлен такой памятник: женщина-дерево как символ начала начал, как символ самой жизни. Такой памятник в бронзовой миниатюре уже есть – у челябинского скульптора. Может, «прорастет» такое дерево на уральской земле? Ведь появилась, к примеру, «Сфера любви» и нашла свое место в интерьере города и в жизни горожан. Еще я увидел такую женщину-дерево в качестве статуэтки, вручаемой победителю какого-нибудь серьезного российского или международного конкурса экологов. Кому вот только подсказать…
Впрочем, это мои мысли, сам художник об этом не думал, когда создавал свои бронзовые творения.
Механический зоопарк. Бегемот, слон, медведь, другие звери. Кажется, что это роботы, что внутри них есть какой-то механизм, что они вот-вот начнут двигаться, но не как живые, а именно как механизмы, только отлитые в бронзе. Вот почему свой зоопарк сам скульптор называет механическим. И обитатели этого зоопарка, конечно же, существа-символы.
Вообще, бронза – тот материал, которые предполагает крупные обобщения. Так и у Андрея Старцева: животные в мире, ставшем технократическим.
К своему пятидесятилетию Андрей Старцев хотел подготовить крупную выставку бронзовых скульптур, основу ее составил бы «зоопарк». С выставкой, кроме родного Челябинска, предполагалось посетить Москву и Париж. К сожалению, идея эта пока не реализовалась, согласившийся финансировать осуществление проекта инвестор отказался: кризис…
И юбилей уже позади – год назад. И повода вроде бы нет. Но есть люди, о которых хочется напоминать без повода, потому что они живут в нашем городе, они – достояние города. Думаю, что Андрей Старцев из числа таковых.
Кстати, он автор проекта герба Челябинска. А еще – фирменных знаков, со временем ставших брендами, – для Челиндбанка и Челябинвестбанка. Все мы их видим и знаем. Впрочем, это проявление уже другой творческой грани Андрея Старцева.
…Мы сидели в его мастерской, пили чай. И я вспомнил, что когда-то в детстве с ребятами нашего двора уже бывал в этом помещении: тогда здесь работал другой скульптор – Виталий Семенович Зайков, автор «Сказа об Урале» на привокзальной площади и соавтор (вместе со Львом Головницким) памятника Ленину на площади Революции.
Фото Сергея Белковского
О творчестве Александра Разбойникова
25.01.2013
|
16.12.2011
|
20.09.2011
|
15.09.2011
|
13.09.2011
|
Беседа с культовым фотомастером советской Литвы
20.07.2011
|