Антанас Суткус ищет лучшее в прошлом
Антанас Суткус – имя в фотографии последних десятилетий известное далеко за пределами Литвы, где он живет. Известно оно и в Челябинске, который в шестидесятые-семидесятые годы уже прошлого века считался одной из фотографических столиц Советского Союза. Известности Суткуса на Урале, конечно, способствовал Челябинский фотоклуб, его мастера тесно общались с фотомастерами из прибалтийских республик. Бинде, Дихавичюс, Суткус – это были для челябинцев не пустые слова. Поэтому, оказавшись в июле в Вильнюсе, захотел встретиться с Антанасом Суткусом, одним из классиков литовской фотографии.
Ради встречи с гостем c далекого Урала мастер отложил намеченную на этот день поездку в другой город. Помощь в организации встречи оказала экс-челябинка, начальник управления культуры города Гусева Калининградской области Людмила Пономарева.
Мы встретились в доме у Суткуса. На столе в кабинете мастера были разложены многочисленные черно-белые фотографии большого формата, приготовленные для очередной выставки. А выставок у Суткуса всегда было очень много, в самых разных странах. В последнее время они в основном проходят в Европе, в конце этого года запланирована большая выставка в Латинской Америке.
Оказалось, что Антанас Суткус не берет в руки фотокамеру уже пять лет. Не потому что охладел к фотографии – на столе лежал толстенный альбом, который потом встретил в витрине одного из книжных магазинов Вильнюса – с мальчишками в красных пионерских галстуках на обложке, стоимостью почти сорок пять евро.
Последние годы фотомастер работает со своим архивом. Для этого получил даже специальный международный грант…
Философски произнес (отметив, что эта мысль родилась в ходе нашего разговора): – Делать новые кадры безнравственно, не решив судьбу уже созданных. Это все равно что жениться и заводить новых детей – когда не ясна судьба уже имеющихся. Когда все они еще не пристроены и не устроены в жизни.
Но это не единственная причина. «Уверен, что все лучшее творческий человек создает в своей молодости», – говорит Суткус. Но и это не всё. Многое определяет время. Для создания репортажной социальной фотографии годы его творческой молодости подходили идеально: отношение людей к съемке, к фотографу было тогда совсем иным, более доброжелательным.
– Сейчас многие ведут себя перед фотокамерой словно разведчики, люблю шутить я, – говорит Антанас Суткус. – Их снимаешь, а в кадре – пусто. Проще говоря, не хотят люди попадать в кадр, ищут в этом какой-то подвох, негативные для себя последствия. Не будешь же каждому объяснять, кто ты такой, таскать с собой свои альбомы.
А еще одна современная особенность – думают, что фотограф наживается, сделав интересный кадр и его тиражируя. Был такой случай в начале девяностых годов – сделал портрет девушки с католическим крестом на груди, раньше в советское время такие портреты опубликовать было невозможно. И началось тиражирование этого снимка – как символа свободной эпохи в жизни литовского народа. Героиня фотографии, конечно же, видела свои изображения в прессе и стала меня донимать – вы наживаетесь на мне, поделитесь. Я сказал ей, что получил за эту фотографию шестьдесят евро и готов их ей отдать, а дальнейшее – снимок попал «во время» и начал собственную жизнь. Девушка не поверила и в течение года преследовала меня. Пришлось поставить на этой фотографии крест и исключить ее из дальнейших публикаций и экспонирования на выставках.
Фотоальбом черно-белых снимков, который весит три килограмма, – своеобразная монография мастера, чье имя для многих в мире олицетворяет всю литовскую фотографию. Готовя этот альбом, Суткус разбирал свои архивы, находил в отснятом материале двадцатилетней и тридцатилетней давности то новое, что прежде не оценил или не смог опубликовать по идеологическим соображениям. Несколько лет длилась эта работа: погружение в собственное творчество, и параллельно шел поиск спонсоров. Финансовой основой издания стали десять тысяч евро, полученные Суткусом как лауреатом государственной премии Литвы на пропаганду его творчества.
– В последние годы отчетливо понял, что фотография должна быть выношена, должна отлежаться. Что хороший снимок, как хорошее вино, с годами становится только лучше и ценнее. И еще: развитие фототехники, «цифра» имеет не только плюсы, но и минусы в творчестве. Раньше, снимая на пленку, больше ценили каждый кадр, зорче всматривались, большим был КПД каждой съемки.
Спрашиваю, есть ли сегодня у Суткуса ученики в Литве? «Не знаю, не признаются», – шутит мастер.
Общеизвестно, что чешская фотография со своим культовым журналом 60-70-х «Фоторевю», а также литовские фотографы оказали заметное влияние на российскую фотографию. Язык произведений прибалтийских мастеров – с резкими ракурсами, крупными планами, жесткой графичностью – походил на язык авангарда начала 20-х годов прошлого века.
Поэтому уральские фотомастера, которых уже нет – Юрий Теуш и Владимир Белковский, сами оказавшие заметное влияние на фотографическое движение в Челябинске, старались общаться с прибалтами. Приехать в советское время со своей персональной выставкой в прибалтийские республики считалось почетным. Были такие выставки у Владимира Белковского и Сергея Васильева.
Сегодня оказаться челябинцу в Литве непросто. Урал для литовца сейчас – это очень далеко, где-то рядом с Сибирью. Что ж, слишком многое поменялось. Но фотография, как и музыка, интернациональна и соединяет людей, если она гуманна, если запечатлевает общечеловеческие сюжеты и темы. В определенном смысле напоминанием об этом была и наша встреча в Вильнюсе с Суткусом.
Говорили мы на русском языке, который он хорошо знает, изучал в университете русский язык и русскую литературу. Среди тех, кто оказал влияние на его взгляды в творчестве, называет не только фотографов Картье Брессона и Стейхана, но и писателей. И здесь рядом с именами Хемингуэя, Фолкнера, Жан-Поля Сартра (которого он, кстати, снимал и с которым провел пять дней вместе) соседствуют также Лев Толстой и Достоевский.
На прощание Суткус написал на обратной стороне открытки со своей фотографией такое пожелание:
«Любителям фотографии в Челябинске много радостных мгновений жизни. Искренне Антанас Суткус».
Сергей Белковский
О творчестве Александра Разбойникова
25.01.2013
|
16.12.2011
|
20.09.2011
|
15.09.2011
|
13.09.2011
|
11.08.2011
|
Комментарии