Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Антанас Суткус ищет лучшее в прошлом

Антанас Суткус, мастер репортажного снимка: «Уверен, что все лучшее творческий человек создает в своей молодости».
СЕРГЕЙ БЕЛКОВСКИЙ
журналист

 

Антанас Суткус – имя в фотографии последних десятилетий известное далеко за пределами Литвы, где он живет. Известно оно и в Челябинске, который в шестидесятые-семидесятые годы уже прошлого века считался одной из фотографических столиц Советского Союза. Известности Суткуса на Урале, конечно, способствовал Челябинский фотоклуб, его мастера тесно общались  с фотомастерами из прибалтийских республик. Бинде, Дихавичюс, Суткус – это были для челябинцев не пустые слова. Поэтому, оказавшись в июле в Вильнюсе, захотел встретиться с Антанасом Суткусом, одним из классиков литовской фотографии.

Ради встречи с  гостем c далекого Урала мастер отложил намеченную на этот день поездку в другой город. Помощь в организации встречи оказала экс-челябинка, начальник управления культуры города Гусева Калининградской области Людмила Пономарева.

Мы встретились в доме у Суткуса. На столе в кабинете мастера были разложены многочисленные черно-белые фотографии большого формата, приготовленные для очередной выставки. А выставок у Суткуса всегда было очень много, в самых разных странах. В последнее время они в основном проходят в Европе, в конце этого года запланирована большая выставка в Латинской Америке.

 

Оказалось, что Антанас Суткус не берет в руки фотокамеру уже пять лет. Не потому что охладел к фотографии – на столе лежал толстенный альбом, который потом встретил в витрине одного из книжных магазинов Вильнюса – с мальчишками в красных пионерских галстуках на обложке, стоимостью почти сорок пять евро.

Последние годы фотомастер работает со своим архивом. Для этого получил даже специальный международный грант…

Философски произнес (отметив, что эта мысль родилась в ходе нашего разговора): – Делать новые кадры безнравственно, не решив судьбу уже созданных. Это все равно что жениться и заводить новых детей – когда не ясна судьба уже имеющихся. Когда все они еще не пристроены и не устроены в жизни.

Но это не единственная причина. «Уверен, что все лучшее творческий человек создает в своей молодости», – говорит Суткус. Но и это не всё. Многое определяет время. Для создания репортажной социальной фотографии годы его творческой молодости подходили идеально: отношение людей к съемке, к фотографу было тогда совсем иным, более доброжелательным.

– Сейчас многие ведут себя перед фотокамерой словно разведчики, люблю шутить я, – говорит Антанас Суткус. – Их снимаешь, а в кадре – пусто. Проще говоря, не хотят люди попадать в кадр, ищут в этом какой-то подвох, негативные для себя последствия. Не будешь же каждому объяснять,  кто ты такой, таскать с собой свои альбомы.

А еще одна современная особенность – думают, что фотограф наживается, сделав интересный кадр и его тиражируя. Был такой случай в начале девяностых годов – сделал портрет девушки с католическим крестом на груди, раньше в советское время такие портреты опубликовать было невозможно. И началось тиражирование этого снимка – как символа свободной эпохи в жизни литовского народа. Героиня фотографии, конечно же, видела свои изображения в прессе и стала меня донимать – вы наживаетесь на мне, поделитесь. Я сказал ей, что получил за эту фотографию шестьдесят евро и готов их ей отдать, а дальнейшее – снимок попал «во время» и начал собственную жизнь. Девушка не поверила и в течение года преследовала меня. Пришлось поставить на этой фотографии крест и исключить ее из дальнейших публикаций и экспонирования на выставках.

Фотоальбом черно-белых снимков, который весит три килограмма, – своеобразная монография мастера, чье имя для многих в мире олицетворяет всю литовскую фотографию. Готовя этот альбом, Суткус разбирал свои архивы, находил в отснятом материале двадцатилетней и тридцатилетней давности то новое, что прежде не оценил или не смог опубликовать по идеологическим соображениям. Несколько лет длилась эта работа: погружение в собственное творчество, и параллельно шел поиск спонсоров. Финансовой основой издания стали десять тысяч евро, полученные  Суткусом как лауреатом государственной премии Литвы на пропаганду его  творчества.

– В последние годы отчетливо понял, что фотография должна быть выношена, должна отлежаться. Что хороший снимок, как хорошее вино, с годами становится только лучше и ценнее. И еще: развитие фототехники, «цифра» имеет не только плюсы, но и минусы в творчестве. Раньше, снимая на пленку, больше ценили каждый кадр, зорче всматривались, большим был КПД каждой съемки.

Спрашиваю, есть ли сегодня у Суткуса ученики в Литве? «Не знаю, не признаются», – шутит мастер.

Общеизвестно, что чешская фотография со своим культовым журналом 60-70-х «Фоторевю», а также литовские фотографы оказали заметное влияние на российскую фотографию. Язык произведений прибалтийских мастеров – с резкими ракурсами, крупными планами, жесткой графичностью – походил на язык авангарда начала 20-х годов прошлого века.

Поэтому уральские фотомастера, которых уже нет – Юрий Теуш и Владимир Белковский, сами оказавшие заметное влияние на фотографическое движение в Челябинске, старались общаться с прибалтами. Приехать в советское время со своей персональной выставкой в прибалтийские республики считалось почетным. Были такие выставки у Владимира Белковского и Сергея Васильева.

 

Сегодня оказаться челябинцу в Литве непросто. Урал для литовца сейчас – это очень далеко, где-то  рядом с Сибирью. Что ж, слишком многое поменялось. Но фотография, как и музыка, интернациональна и соединяет людей, если она гуманна, если запечатлевает  общечеловеческие сюжеты  и темы. В определенном смысле напоминанием об этом была и наша встреча в Вильнюсе с Суткусом.

Говорили мы на русском языке, который он хорошо знает, изучал в университете русский язык и русскую литературу. Среди тех, кто оказал влияние на его взгляды в творчестве, называет не только фотографов Картье Брессона и Стейхана, но и писателей. И здесь рядом с именами Хемингуэя, Фолкнера, Жан-Поля Сартра (которого он, кстати, снимал и с которым провел пять дней вместе) соседствуют  также Лев Толстой и Достоевский.

На прощание Суткус написал на обратной стороне открытки со своей фотографией такое пожелание:

«Любителям фотографии в Челябинске много радостных мгновений жизни. Искренне Антанас Суткус».

 

Сергей Белковский

 

Комментарии

Ведь интересный материал. Не Автор: fultha1989 (не зарегистрирован)
О творчестве Александра Разбойникова
25.01.2013

В Челябинске живет художник, на картинах которого всегда только лето. В Челябинске живет художник, картины которого могли бы считать своими в Египте и Индии, в Греции и Перу, а между тем сам он ни в одной из этих стран никогда не был.

16.12.2011

Уже несколько лет галеристы из Китая приезжают к экс-челябинцу художнику Игорю Белковскому. По их словам, художник стал достаточно известным мастером в Поднебесной.

20.09.2011

...И вот – Конюхов снова на Тургояке. Легендарный человек вновь встретился с легендарной «точкой на карте». С этим уральским озером и городом Миассом у путешественника  давние связи...

15.09.2011

Смотрю на пейзажи Ладнова и ловлю себя на мысли: вот он, радостный цвет. Таких красок хочется добавить в свою жизнь. Поэтому пейзажи с покосившимися домиками уральских деревень могут украсить не только стены музея или обычной квартиры, но даже современный офис с респектабельным интерьером.

13.09.2011

13 сентября Александру Розенбауму исполняется 60 лет. Подарков, наверное, будет немало. Будет среди них и портрет певца кисти нашего земляка Игоря Белковского.

11.08.2011

Андрей Старцев, бронзовых и серебряных дел уральский мастер, посадил уникальный сад. Сад, который может быть вечным, или почти таковым. Потому что бронза из таковых материалов.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".