Лекции против электронных учебников. Кто победит?
Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Челябинский колледж информатики объединили усилия, чтобы принципиально улучшить качество профессиональной подготовки. И это может стать началом значимого инновационного тренда в региональной системе образования.
От знаний – к умениям
От чего хотят уйти эти учебные заведения? От традиционной формы обучения, когда преподаватель пришел в аудиторию, встал у доски, взял в руки мел или включил мультимедийный проектор, показал картинки, дал определения и ушел. Такой подход к образованию, к сожалению, не позволяет сформировать профессиональные навыки. По этой причине предприятия потом тратят столько же денег на переобучение молодого специалиста, сколько вуз на студента за пять лет.
- В условиях, когда приняты образовательные стандарты третьего поколения, читать, как это было раньше, лекцию – дело бессмысленное, – говорит Сергей Зырянов, директор Челябинского филиала РАНХиГС.
- Объемы информации таковы, что все усвоить просто невозможно. К тому же знания быстро устаревают. Целесообразно учить умению самостоятельно находить нужные знания и применять их в профессиональной деятельности.
Помочь в этом деле, по словам С. Зырянова, может опыт Челябинского колледжа информатики, который академия уже использует в программах высшего образования. За последние годы разработки колледжа отмечены на международных, всероссийских, региональных форумах и выставках пятью золотыми, четырьмя серебряными медалями и многими почетными дипломами.
- Что это за разработки?
- Есть международная система электронного обучения E-learning, – рассказывает Владимир Фофанов, заместитель директора колледжа по инновационным технологиям. – Вот ее мы и адаптировали в помощь педагогам и студентам. И за это получили Гран-при на всероссийском форуме «Образование без границ».
- Обучение на базе дистанционных информационных технологий стало составной частью даже в школах, не говоря уж о техникумах и вузах. Электронных учебников море. В чем же новизна?
- Многие электронные учебники практически не используются, – говорит Владимир Ильич. – А по нашим преподаватели учат.
Как проходят в колледже занятия, увидела своими глазами. Преподаватель сначала дает лишь базовые знания, а потом студенты садятся за компьютеры и работают по индивидуальным заданиям, составленным практиками на основе профессиональных ситуаций (более тысячи вариантов).
Другими словами, студенты занимаются тем же самым, что и работники, выполняющие конкретные должностные обязанности. Чтобы сформировать навык, они могут повторить свои действия во время самостоятельной работы в электронной библиотеке или в любом другом месте в любое удобное время. При такой системе педагоги в разы работают эффективнее, а их подопечные в разы успешнее осваивают учебную программу.
Но есть еще и практика, во время которой студенты на рабочем месте выполняют задания в соответствии не только с образовательным, но и профессиональным стандартом. Конечный результат – формирование умений и навыков (профессиональных компетенций) для конкретного вида работ и деятельности.
И, наконец, перед выпуском студенты еще год работают в корпоративных учебно-производственных центрах, где должны добиться успеха в конкретной профессиональной деятельности. Только после этого выпускники получают сертификат и право работать на том или ином предприятии.
Востребованы ли специалисты, прошедшие такую подготовку, вопрос излишний. Ребят берут нарасхват. А ведь 70 процентов выпускников вузов остаются сегодня не трудоустроенными, поскольку не умеют решать профессиональные задачи.
- Новые стандарты образования нацеливают на умения и практический опыт, – продолжает рассказ Владимир Ильич. – Но не дают механизма, как это сделать. А мы его нашли.
Учебники по компетенциям
Стандарты нового поколения были адаптированы в колледже за два месяца. За шесть месяцев был разработан электронный учебник по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
- Такой учебник был создан впервые, – рассказывает Владимир Фофанов. – Бухгалтерский учет изучают по десяти дисциплинам. Каждая давала знания по отдельному виду профессиональной деятельности. Но мы пришли к выводу, что учить по дисциплинам нецелесообразно. Выбрали необходимые знания и соединили их вместе. В модуле – четыре компетенции, соответствующие образовательному стандарту, и две – вариативные (по заказу работодателя). Учебник сегодня успешно используется и дает высокие результаты.
В колледже появился производственно-методический комплекс, который позволяет создавать электронные учебники по компетенциям. И теперь таких учебников уже 70. Они получили гриф Министерства образования и науки РФ и рекомендованы в качестве учебных пособий.
Сейчас колледж готовит учебник для Перми по промышленной специальности. Недавно сделал учебник для Росфиннадзора. И орган федеральной службы уже сэкономил семь миллионов рублей на повышение квалификации своих сотрудников. У учебного заведения много и других интересных разработок, рассчитанных для разных уровней, вплоть до повышения юридической и экономической грамотности населения.
Есть ли спрос на такие учебники в системе образования нашей области? К сожалению, небольшой. Пока только Челябинский филиал Президентской академии проявил к ним интерес.
- Мы создали совместную рабочую группу, которая разрабатывает учебник уже для вузов на базе этой технологии, по направлению «Бухучет», – говорит Сергей Зырянов. – Работу завершим к новому году. Шесть групп в вузе разрабатывают учебники по другим предметам.
Но на этом сотрудничество колледжа и академии не закончится. В планах – создание Уральского регионального центра инновационных методов обучения студентов средних и высших учебных заведений. Без объединения усилий тут не обойтись. У колледжа – прикладные разработки, а у академии – фундаментальные. И у совместной работы интересные перспективы.
Почему нет других единомышленников? Причина, по мнению моих собеседников, в консерватизме системы образования и нежелании самих преподавателей. Не очень-то хотят они менять привычный стиль работы. Однако жизнь все равно заставит.
- Сейчас учет учебной нагрузки преподавателя, что в техникумах, что в вузах ведется по старой схеме, – объясняет Сергей Григорьевич. – Это аудиторная нагрузка, индивидуальные консультации, зачеты и экзамены. Но новые стандарты требуют, чтобы нагрузка преподавателя выглядела иначе, и оплата шла ему за конечный результат. А это уже почти революция.
Наверняка у этого начинания найдутся оппоненты. Ведь получить виртуальный опыт по всем специальностям, наверное, нельзя. Но, несмотря на это, ясно, что два учебных заведения нашли перспективное направление, возможности которого только открываются.
Источник: mediazavod.ru
19.07.2013
|
17.04.2013
|
6.04.2013
|
1.11.2012
|
Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012
|
Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012
|
27.06.2012
|
22.06.2012
|
15.06.2012
|
Свободный взгляд. Куда ведет "реформа" образования
5.06.2012
|