Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Лекции против электронных учебников. Кто победит?

Лекции против электронных учебников. Кто победит?
СВЕТЛАНА ЖУРАВЛЕВА
Журналист

 

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Челябинский колледж информатики объединили усилия, чтобы принципиально улучшить качество профессиональной подготовки. И это может стать началом значимого инновационного тренда в региональной системе образования.

От знаний – к умениям

От чего хотят уйти эти учебные заведения? От традиционной формы обучения, когда преподаватель пришел в аудиторию, встал у доски, взял в руки мел или включил мультимедийный проектор, показал картинки, дал определения и ушел. Такой подход к образованию, к сожалению, не позволяет сформировать профессиональные навыки. По этой причине предприятия потом тратят столько же денег на переобучение молодого специалиста, сколько вуз на студента за пять лет.

- В условиях, когда приняты образовательные стандарты третьего поколения, читать, как это было раньше, лекцию – дело бессмысленное, – говорит Сергей Зырянов, директор Челябинского филиала РАНХиГС.

- Объемы информации таковы, что все усвоить просто невозможно. К тому же знания быстро устаревают. Целесообразно учить умению самостоятельно находить нужные знания и применять их в профессиональной деятельности.

Помочь в этом деле, по словам С. Зырянова, может опыт Челябинского колледжа информатики, который академия уже использует в программах высшего образования. За последние годы разработки колледжа отмечены на международных, всероссийских, региональных форумах и выставках пятью золотыми, четырьмя серебряными медалями и многими почетными дипломами.

- Что это за разработки?

- Есть международная система электронного обучения E-learning, – рассказывает Владимир Фофанов, заместитель директора колледжа по инновационным технологиям. – Вот ее мы и адаптировали в помощь педагогам и студентам. И за это получили Гран-при на всероссийском форуме «Образование без границ».

- Обучение на базе дистанционных информационных технологий стало составной частью даже в школах, не говоря уж о техникумах и вузах. Электронных учебников море. В чем же новизна?

- Многие электронные учебники практически не используются, – говорит Владимир Ильич. – А по нашим преподаватели учат.

Как проходят в колледже занятия, увидела своими глазами. Преподаватель сначала дает лишь базовые знания, а потом студенты садятся за компьютеры и работают по индивидуальным заданиям, составленным практиками на основе профессиональных ситуаций (более тысячи вариантов).

Другими словами, студенты занимаются тем же самым, что и работники, выполняющие конкретные должностные обязанности. Чтобы сформировать навык, они могут повторить свои действия во время самостоятельной работы в электронной библиотеке или в любом другом месте в любое удобное время. При такой системе педагоги в разы работают эффективнее, а их подопечные в разы успешнее осваивают учебную программу.

Но есть еще и практика, во время которой студенты на рабочем месте выполняют задания в соответствии не только с образовательным, но и профессиональным стандартом. Конечный результат – формирование умений и навыков (профессиональных компетенций) для конкретного вида работ и деятельности.

И, наконец, перед выпуском студенты еще год работают в корпоративных учебно-производственных центрах, где должны добиться успеха в конкретной профессиональной деятельности. Только после этого выпускники получают сертификат и право работать на том или ином предприятии.

Востребованы ли специалисты, прошедшие такую подготовку, вопрос излишний. Ребят берут нарасхват. А ведь 70 процентов выпускников вузов остаются сегодня не трудоустроенными, поскольку не умеют решать профессиональные задачи.

- Новые стандарты образования нацеливают на умения и практический опыт, – продолжает рассказ Владимир Ильич. – Но не дают механизма, как это сделать. А мы его нашли.

Учебники по компетенциям

Стандарты нового поколения были адаптированы в колледже за два месяца. За шесть месяцев был разработан электронный учебник по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

- Такой учебник был создан впервые, – рассказывает Владимир Фофанов. – Бухгалтерский учет изучают по десяти дисциплинам. Каждая давала знания по отдельному виду профессиональной деятельности. Но мы пришли к выводу, что учить по дисциплинам нецелесообразно. Выбрали необходимые знания и соединили их вместе. В модуле – четыре компетенции, соответствующие образовательному стандарту, и две – вариативные (по заказу работодателя). Учебник сегодня успешно используется и дает высокие результаты.

В колледже появился производственно-методический комплекс, который позволяет создавать электронные учебники по компетенциям. И теперь таких учебников уже 70. Они получили гриф Министерства образования и науки РФ и рекомендованы в качестве учебных пособий.

Сейчас колледж готовит учебник для Перми по промышленной специальности. Недавно сделал учебник для Росфиннадзора. И орган федеральной службы уже сэкономил семь миллионов рублей на повышение квалификации своих сотрудников. У учебного заведения много и других интересных разработок, рассчитанных для разных уровней, вплоть до повышения юридической и экономической грамотности населения.

Есть ли спрос на такие учебники в системе образования нашей области? К сожалению, небольшой. Пока только Челябинский филиал Президентской академии проявил к ним интерес.

- Мы создали совместную рабочую группу, которая разрабатывает учебник уже для вузов на базе этой технологии, по направлению «Бухучет», – говорит Сергей Зырянов. – Работу завершим к новому году. Шесть групп в вузе разрабатывают учебники по другим предметам.

Но на этом сотрудничество колледжа и академии не закончится. В планах – создание Уральского регионального центра инновационных методов обучения студентов средних и высших учебных заведений. Без объединения усилий тут не обойтись. У колледжа – прикладные разработки, а у академии – фундаментальные. И у совместной работы интересные перспективы.

Почему нет других единомышленников? Причина, по мнению моих собеседников, в консерватизме системы образования и нежелании самих преподавателей. Не очень-то хотят они менять привычный стиль работы. Однако жизнь все равно заставит.

- Сейчас учет учебной нагрузки преподавателя, что в техникумах, что в вузах ведется по старой схеме, – объясняет Сергей Григорьевич. – Это аудиторная нагрузка, индивидуальные консультации, зачеты и экзамены. Но новые стандарты требуют, чтобы нагрузка преподавателя выглядела иначе, и оплата шла ему за конечный результат. А это уже почти революция.

Наверняка у этого начинания найдутся оппоненты. Ведь получить виртуальный опыт по всем специальностям, наверное, нельзя. Но, несмотря на это, ясно, что два учебных заведения нашли перспективное направление, возможности которого только открываются.

Источник: mediazavod.ru

 

19.07.2013

На днях “Новая газета” опубликовала статью, в которой речь идет о постановлении пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В этом документе четко разграничивают два явления: взятку и провокацию.

17.04.2013

"В ситуации, когда государство открестилось от школы, не нести ей деньги – это преступление. Сам Попов вкладывает в лицей то, что заработал. А сколько бескорыстных педагогических проектов на его счету? Один из последних – школа «Пифагор», где Попов почти год работал бесплатно. Это что, позиция взяточника?"

6.04.2013

По мнению экспертов, гуманитарное образование к 2020 году может практически исчезнуть. Что происходит с ним в стране и на Южном Урале в частности? Чем грозит обществу дефицит гуманитариев?

1.11.2012

По мнению большинства участников эксперимента, букридеры на основе электронных чернил являются наиболее подходящими для учебного процесса. 80% родителей школьников считают главным преимуществом электронных учебников с технологией E-Ink абсолютную безопасность для глаз и удобство в переноске и хранении.

Мысли Евгения Ямбурга
24.09.2012

"В лоне Государственной Думы зреет новая редакция Закона РФ «Об образовании», что по обыкновению невротизирует население, порождая зловещие слухи, например, о введении тотальной платности обучения и прочих связанных с ним грядущих новшествах".

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

27.06.2012

К чему приведет принятие новых образовательных стандартов? Какова действительная цель реформаторов от образования? Платное образование - благо или зло? Мнение священнослужителей.

22.06.2012

Для всех интересующихся образованием – две новости. Первая. Стандарты средней общеобразовательной школы приняты. И как раз в том виде, в котором они не устроят ни довольно значительную часть педагогической общественности, ни родителей...

15.06.2012

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов пришел на "Эхо Москвы" и ответил на важные вопросы, рассказав о том, как будет меняться ЕГЭ, о бесплатных местах в вузах и военной подготовке в школах.

Свободный взгляд. Куда ведет "реформа" образования
5.06.2012

Корпорация «Министерство образования» давно уже высасывает деньги из государства, а фактически – из скромных бюджетов налогоплательщиков, многие из которых платят дважды: сначала налоги на содержание чиновников от образования, потом – взносы в кассы вузов за обучение детей.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".