Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Казак — это образ жизни

Казак — это образ жизни
АЛЕКСАНДР МЕТЛИКИН
Казачий атаман станицы Сосновка
Текст: Ольга Плеханова

 

С 5 по 8 января 2012 года на Южном Урале пройдут первые военно-патриотические рождественские сборы для казачат Оренбургского войска, подростков от 10 до 18 лет. Юных патриотов и защитников Родины в течение трех дней будут обучать обращаться с оружием, отражать атаки «врагов» и вести достойный образ жизни. Лагерь будет создан в соответствии с лучшими казачьими традициями общественным молодежным объединением «Казачий дозор», под патронажем министерства культуры Челябинской области, администрации Центрального района Челябинска и школы № 147 в поселке Сосновка. О том, чем будут заниматься подростки на сборах, целях мероприятия и многом другом рассказал атаман станицы Сосновка, офицер запаса МВД Александр Метликин.

- Александр Юрьевич, что такое «Казачий дозор»?

- Казачий дозор – это общественное молодежное объединение, которое занимается воспитанием детей в современном обществе. Российское общество и государство заинтересованы в наличии у подрастающего поколения сформированных высоких морально-психологических качеств: патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности его защищать.

- Где вы находите молодежь, которую надо воспитывать?

- Первый этап работы – с казачьей молодежью, хуторской и станичной. Казаки объединяют детей в школах и преподают им Закон Божий, историю казачества, духовные и нравственные позиции, которые в последнее время теряются. Это происходит в школах тех поселений, где существуют казачьи общества. Мне посчастливилось жить в Сосновке, которая исторически была казачьей. Еще при царе в Сосновке жили только казаки – их там было несколько тысяч. Поселиться не казаку там было очень сложно, было всего две-три семьи, которым казаки разрешали жить в станице, потому что они занимались каким-нибудь ремеслом:были кожевниками, кузнецами или врачами… В казачьих семьях глава семьи – казак, жена – казачка, а дети – казачата, объединенные единой целью служения Отечеству, казачеству и вере православной.

- Кто такой казак? Сразу вспоминаются герои «Тараса Бульбы» и «Тихого дона»… Это ведь не национальность…

- Казак – это образ жизни, особое сословие в русском народе. «Русский» в Великую Отечественную Войну означало «гражданин России». В казачестве не обязательно состоят только русские. Мы живем на Урале – у нас тут и башкиры, и татары. Проблем никаких с национальностью нет. Действительность показывает, что качество службы от этого не зависит.

- А что за военно-патриотические сборы вы намереваетесь организовать?

- В «Казачьем дозоре» расписаны ежегодные мероприятия. Мы проводим сборы казачат Оренбургского войска практически ежемесячно. План на 2012 год уже утвержден. В Сосновке будут проводиться первые такие масштабные сборы. Раньше они всегда организовывались в других областях. А мы встали на этот путь три года назад, когда «Казачий дозор» проводился в Свердловской области, в Сухом Логе. Екатеринбургские казаки почувствовали, что еще с 90-х годов по известным причинам молодежь начала теряться и пропадать. Чтобы удержать ее на волне духовности, нравственности и патриотизма, с детьми начали работать. Лучшей базы, чем база традиций и устоев казачества, для этого нет. И вот, после издания закона о казачестве в 1992 году начали формироваться общественные казачьи объединения. А в 2008 создали движение «Казачий Дозор». Я благодарен Господу, что оказался у основ этого движения и являюсь представителем «Казачьего дозора» по Челябинской области.

- Разве Оренбургское войско еще существует?

- Конечно! Оренбургское войско – это казачьи объединения в шести областях: Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской, Оренбургской и Башкортостане. Для этой молодежи мы и проводим сбор. Лагерь обычно работает во время школьных каникул, когда все дети мучаются от безделья. Но казачья молодежь не спит, она готовится к любым испытаниям, которые могут выпасть на ее долю.

- Что это за испытания такие?

- Их много. Например, соблазн алкоголя и сигарет… Детям легче всего впасть в эти тяжкие. А в программе сборов у нас есть встреча с начальником регионального Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Евгением Савченко и городским обществом «Трезвение». Представители разных полезных организаций готовят семинары и лекции для отвлечения детей от всякой дури. В первый же день общество «Трезвение» будет читать лекцию «Долой разврат, пьянство и наркоманию!» для старших ребят, а маленькие в это время будут смотреть развивающие мультики о кузнецах и русском духе. Всегда на Руси был культ предков. Детей приучали слушать старших, почитать отца и мать. После революции все, что было при царе, ликвидировали. Построили новый мир – убрали бога и русские традиции. База русского общества исчезла. За основу коммунистического строя взяли Божьи заповеди, но Бога-то от них отодвинули. И чем это закончилось, мы все знаем. В 90-м году вся подмена лопнула. Теперь надо рассказывать детям о том, что было забыто.

- То есть вы пытаетесь приблизить детей к Богу?

- Да. Даже взводы у нас носят имена святых и полководцев. Первый взвод имени Александра Невского, второй – Дмитрия Донского, третий – Георгия Победоносца…Мы объясняем детям, как нужно молиться и для чего. Когда я рос в школе, нам, к сожалению, всего этого не преподавали, но жизнь заставила научиться. Когда коммунистические идеи закончились, а я был офицером МВД и коммунистом, вся страна шагнула навстречу православию. И я не исключение. Один мой знакомый священник говорит: «Я крещу и сразу отпеваю, потому что на следующий день люди теряют крестики и забывают дорогу в храм». А ведь тот, кто забыл эту дорогу – духовно мертвый. Так чтобы нам быть духовно здоровыми, надо ходить в храм и преподавать детям закон Божий. Меня казаки называют батька. Я атаман и должен показывать достойный пример своим воспитанникам. Утром в воскресение я всегда хожу в храм.

- Как современные дети воспринимают то, чему вы их учите?

- На ура, потому что в каждом из них - русский дух. Наши предки были великими воинами. Нам же неспроста досталась такая огромная территория, богатая нефтью и газом. С чего вдруг такая могучая держава? История России начинается с казачества! Казаки всегда оберегали границы, завоевывали новые земли. Мы готовим детей к военным действиям. Рассказываем, что были такие казаки, как Ермак, Дутов, Платов. Наш казачий класс в Сосновке назван в честь казачьего генерала Якова Бакланова, который в XIX веке был грозой всего Кавказа. Когда Бакланов со своим казачьим войском появлялся, от одного внешнего вида враги приходили в шок…

- Каким образом вы готовите детей к военным действиям?

- Мы привозим в казачий лагерь макеты автомата Калашникова, пневматическое оружие, деревянные кинжалы, шашки. Автомат Калашникова казачата обязаны полностью знать, уметь собирать и разбирать, чистить, чинить. Мальчишки от этого всегда приходят в восторг! Две сотни детей – это целая казарма. Они спят в полевых условиях – в спальниках. Форма, которую мальчики носят, тоже очень дисциплинирует. Утром подъем – в течение минуты надо всем встать, одеться, быстро построиться. После короткой молитвы – на зарядку. Зима или лето – не имеет значения. Вокруг школы пять-семь минут бегаем кросс, потом на гимнастику в спортзал. Из «сони-засони» ребенок превращается в бодренького, румяненького казачонка. Ночью мы обычно проводим учебный захват лагеря. Мы, взрослые, постоянно играем диверсантов – надеваем костюм какого-нибудь «лешего», мажем лицо сажей и нападаем на детский лагерь. Дети нас потом бьют, ломают, вяжут. Мы пытаемся сбежать. Это происходит в час-два ночи. В самый первый день мы также изучаем воинский устав.

- Как все строго! У вас там, как в армии, наверно…

- Это практически и есть трехдневная армия. Бывают, что попадаются дети-плаксы, но они обычно в первый же день съезжают. Родители, конечно, волнуются, но авторитет «Казачьего дозора» настолько силен, что нам доверяют детей. Всего в «Казачьем дозоре» 44 команды. В каждой станице до 50 казачат. В течение учебного года идет конкуренция. Ребята борются за право поехать на казачьи сборы. Туда берут только лучших. Заказывается автобус, ребятишки готовят спальники, форму, валенки, шапки-ушанки, учатся дома владеть оружием. Лагерь – это подведение итогов, они приезжают уже подготовленными. За три дня сборов казачата должны выдать все, чему научились, и это взрыв эмоций. Ребята обязаны поучаствовать во всех конкурсах. Тут и захват снежного городка зимой, и умение владеть конем, и реальный рукопашный бой. Потом мы устраиваем казачатам Куликовскую битву, имитируем исторические события. Когда человек в учебной обстановке сходит в бой, то в реальном он не растеряется и примет его достойно. А мальчик, который только сидел дома за компьютером, когда ему придется обороняться, испугается и в реальном бою погибнет.

- Как вам удается контролировать ватагу таких бойких детей?

- Дело в том, что «Казачий дозор» – это как семья… Я не просто руководитель и батька, но и друг. Не стараюсь держать казачат в узде. Они бойкие, энергия хлещет в разные стороны, шалят, играют, но нужно уметь детей вовлекать в деятельность, быть им старшим другом, преподавать то, что им будет интересно и полезно. Важно чувствовать детей. Но в казачестве можно и нагаечкой по спине, если совсем ничего не понимает человек. Во-первых, это больно, а во-вторых, это доходчиво. После этого казачонок благодарит за науку.

- И были такие случаи? Ударить чужого ребенка – это ж гарантированный скандал!

- На моей памяти мало кого пороли. В основном, стараются словесный контакт с ребенком найти. А при чем тут скандал? Есть устав, который предусматривает порку нагайкой. Никого до смерти не избили и не изобьют. Я первый не позволю этого сделать. Ни один офицер казачий никогда не позволит себе принять спиртного – на «Казачьем дозоре» строжайший сухой закон. Это несгибаемая норма, которую переступить не может никто.

- А девочек в «дозор» берете?

- Один взвод мы всегда формируем женский, потому что девчонки бывают еще и побойчее, чем ребята. Многие девчонки ходят в казачий класс и с нами занимаются. Это полезно, потому что эти девочки – будущие казачьи жены и мамы. Если они будут знать и понимать казачество, то семьи будут крепкие и дружные.

- Какие привилегии в будущем получают казачата? Документально как-то подтверждаются их заслуги?

- Казачата входят в казачий класс. На сборах мы вручаем им грамоты за победы. У мальчиков появляется шанс в будущем служитьв казачьих воинских подразделениях Российской армии. Далеко ходить не надо. На территории Челябинской области, в Чебаркуле, есть седьмая танковая казачья бригада. В последние годы на ее территории построили храм, формируются казачьи роты – туда набираются солдаты по рекомендациям атаманов станиц. Казачья молодежь собирается, формируется и отправляется в Чебаркуль. Командование, как правило, уже знает этих ребят. Это совсем другая служба. Призывники попадают в роту единомышленников, близких по духу людей.

- Как Вы определяете, кого брать на сборы, а кого нет? Дети – это же серьезно. Кто по здоровью, может, не тянет, кто чисто психологически не готов…

- Взять или не взять, решает атаман на месте. Если у него 40-50 казачат в станице, а ему нужно выбрать 10 достойных, то это легко. Плох тот казак, который не хочет стать атаманом. На каждом дозоре мы снимаем фильм. Есть казачья телестудия под руководством есаула Анатолия Потанина. Детям всегда интересно, когда потом они увидят фильм, в котором они главные герои.

- Как вы разрешаете конфликты между детьми? Они же наверняка случаются…

- Конфликты бывают. Главное пригласить обе стороны, выслушать и попытаться найти причину. Как правило, виноваты бывают оба. Задача руководителя – примирить конфликтующие стороны. Любые скандалы заканчиваются братанием. Вот, к примеру, на последних сборах два мальчика поругались из-за того, что не могли уступить друг другу, решить, кто первый пойдет собирать автомат. Казалось бы – какая разница! А они уперлись, начались обзывания. Я их отвел от стола и предложил попросить друг у друга прощения. Один попросил, а другой нет. Тогда пришлось устроить им честный поединок – кто дольше простоит на кулачках. А это сложно, не каждый взрослый больше трех минут продержится. И вот один стоит нормально, а тот, что не хотел мириться, заплакал. Слезы ручьем, но не падает, стоит – воля есть. Конечно, мне его жалко, но надо же воспитывать.Чувствую, что еще секунд 20 продержится и упадет. Ну, чтобы не доводить до унижения, я их обратно поставил и предложил выбор – помириться или еще раз на кулачки. Конечно, задиристый парень смекнул, что проиграет, если еще раз поспорит, и попросил прощения. И все, успокоились! Потом уже совсем с другой внутренней энергией пошли разбирать автомат. Важно, чтобы все были равными, все было по совести и закону.

- Какие же родители отправят своих детей на такие испытания?

- Те, которые знают, что такое казачество. Побывать в таком лагере – счастье. Узнаешь совсем другую сторону жизни! Некоторые дети и понятия не имеют, что можно испытывать какие-то трудности. Они разбалованные, им все дозволенно и доступно. Когда хулиганы попадают в такие лагеря, им приходится вести себя по-другому. Казачата получают представление об образе жизни казака и сравнивают с тем, как живут сверстники. Они осознанно принимают решение – ночные клубы, «балдеж» и пьянки или высокие духовные ценности. Это будущие родители. Государство сильно крепкой, дружной и многодетной семьей. А в казачестве – самые крепкие семьи, потому что эти люди знают, как себя вести. В Сосновке до сих пор стоит казачья церковь, которой больше 100 лет. На входе в нее висит икона – явление Божьей Матери казачьим войскам. Когда я ее вижу, то чувствую умиление. Божья Матерь неспроста явилась именно казакам. Ведь это воины Христовы и истинные патриоты России! Это люди, которые собой жертвуют. Все хотят, чтобы кто-то жертвовал, но поставить себя на место воина может не каждый. А вот участники «Казачьих дозоров» могут!

Источник: АН «Доступ»

 

О том, как сплав на плоту связан с воцерковлением детей…
13.07.2014

"Идея летнего сплава на плоту пришла мальчишкам еще зимой, когда мы вместе посмотрели фильм «Путешествие на “Кон-тики”»... Готовились полгода, продумывая всё шаг за шагом — рисовали схему плота, распределяли обязанности: кто отвечает за фонарики, аптечку, спасательные жилеты, приготовление трапезы, палатки, топорики и т.д..."

25 полезных вещей, которым мы можем научить своих детей
1.03.2014

Есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.

14.03.2013

На днях группа челябинских программистов рассказала журналистам о выходе в свет своей новой разработки. Программа Lifemonitor:Genius, созданная на основе уже существующих методик раннего развития интеллекта детей, позволяет родителям обучать месячного ребенка при помощи компьютера, не отрываясь от своих насущных дел.

4.01.2013

13-летний Грегори Бюрли получил от своей мамы на Рождество такой подарок, о котором мечтает любой современный ребёнок. Джанелл Бюрли преподнесла своему чаду белый iPhone 5. И на этом историю можно было бы закончить, если бы не одно «но». Точнее, целых 18 «но» - настоящий контракт, который Грегори пришлось подписать, прежде чем начать пользоваться устройством.

Естественная типология родителей
9.11.2012

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу.

18.09.2012

Уже многие годы в Германии, в центре «славной либеральной» Европы, предмет «Религия» преподается во всех школах. И сомнений в необходимости такого курса там не возникает.

Универсальная педагогика от протоиерея Алексея Уминского
13.07.2012

Дорогие родители! Ваш ребенок – не ваш ребенок. Он ваш постольку, поскольку вы отвечаете за него перед Богом. И вообще, посмотрите на него другими глазами. Увидьте в нем Бога, сына Божия. Каким он является, каким образом он реагирует на мир, что ему любо, а что не любо, на что он способен, а что вне его способностей?

Очерк жизни и философии
23.04.2012

Спиноза в совершенстве овладел искусством управления своими эмоциями. Даже на последней стадии своей изнурительной болезни Спиноза выказывал твердость духа поистине стоическую. Он не боялся смерти. Не случайно именно ему принадлежит знаменитый афоризм: "Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни" .

Марина Патова - суицид глазами психотерапевта
16.03.2012

"Когда говорят о проблеме самоубийств, всем хочется простых и однозначных решений, но их не бывает. Нет специальных людей, которые могут этим заниматься. Эмоционально близкие отношения, поддержка и доверие родных – вот единственно возможные средства".

Сергей Белковский - о книжке-методичке для родителей «Внимание! Мультфильм!».
28.02.2012

Процесс «огламуривания» масс начинается с ранних лет жизни. В том числе и через «самое важное из детских искусств» – мультфильмы.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".