Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Город золотой для советской интеллигенции

Александр Архангельский. фото c сайта телеканала «Культура»

 

 

7 октября в Культурном центре «Покровские ворота» известный телеведущий и журналист Александр Архангельский представил публике свой новый документальный фильм «Жара», посвященный судьбам советской интеллигенции и духовному поиску 70-х годов. Фильм выйдет в эфир на канале «Россия-Культура» в октябре этого года.

По сути презентация стала не премьерой, а просмотром рабочих материалов фильма, как сообщил сам автор, до официального показа ленты по телевидению продемонстрировать всю картину не представляется возможным. Тем не менее четыре крупных фрагмента фильма: один из первой, два из второй серии и финал последнего эпизода должны были позволить составить общее представление.

«О чем наш фильм? В начале семидесятых, на фоне интеллектуальной духоты брежневской эпохи, образованное сословие неожиданно начинает искать смыслы. — Пояснил Александр Архангельский перед самым началом просмотра. — Работая над картиной мы старались избегать какой-либо идеологии. Это не история Церкви, и вообще это не История, а скорее истории...

Невозможно сделать фильм об идее, но можно сделать фильм о людях. Я понимаю, что многое включить в фильм не удалось: ни отца Дмитрия Дудко, ни правую оппозицию, монархистов, которые не в меньшей степени являлись частью той эпохи. Но четыре серии по 90 минут для телевидения и так очень много, а это всего лишь 80 страниц печатного текста и на этих восьмидесяти страницах невозможно рассказать обо всем».

Своеобразным лейтмотивом фильма стала песня «Город золотой» в исполнении художника и поэта Алексея Хвостенко. Ею открывается и завершается фильм: мелодия советского лютниста и гитариста Владимира Вавилова, изданная в 1970 году на пластинке лютневой музыки под именем итальянского композитора эпохи ренессанса Франческо да Милано, и спустя годы благодаря стихотворению поэта Анри Волохонского превратившаяся в знаменитый хит Гребенщикова, звучит как метафора той напряженной истории духовных поисков и открытий, невидимых постороннему взгляду за парадным фасадом советской действительности, которым по-сути и посвящена картина.

Фильм открывается черно-белой кинохроникой: волнения в Белфасте, небывалая жара в Москве и эпидемия лесных пожаров в центральной России, горят торфяники: «Скрытый от глаз человека, пожар бушует под землей» — Голос советского диктора громогласно рапортует о бедствии. Вторая линия фильма, объединившего материал более чем 30 часовых интервью — дети из религиозных семей. Тот же диктор из кинохроники вещает о школьнике, чьи родители погрязли в религиозных предрассудках: «Ни музыки, ни детских игр: все его жалкое существование заполнено только молитвой...» Ремарка вызывает всплеск смеха в зале.

Почти вся первая серия фильма посвящена отцу Глебу Каледе, ученому и тайному священнику, парадоксально рукоположенному «официальной церковью» для церковного подполья. Встречи с ним вспоминают очевидцы эпохи. Далее по сценарию: кружок хиппи под руководством экумениста Сандра Риги, филолог и переводчик Сергей Аверинцев, отец Александр Мень, митрополит Антоний Суржский. Четвертый эпизод завершается все тем же «золотым городом» и цитатой Аверинцева: «Что может быть хуже сегодняшней ситуации? Только когда нынешние атеисты начнут учить нас православию…»

«Значит ли это, что духовные искания интеллигенции 70-х не увенчались успехом? Нет, это значит, что Город Золотой не будет подарен нам бесплатно» — подводит итог просмотра Александр Архангельский. Он затрудняется определить целевую аудиторию фильма, но надеется, что картина превлечет внимание максимального числа зрителей: «До всех телезрителй вряд ли удастся достучаться, но в фильме нет ничего непонятно и я уверен его посмотрят не только «свои».

Церковная интеллигенция, главное действующее лицо и герой кртины, в советское время помимо бабулек составлявшая костяк церковной общины, или во всяком случае основу церковной общественности: класса образованных мирян — в последнее время на страницах как церковных, так и светских изданий все чаще становится мишенью для критики.

«Для меня эта критика непонятна, — признается уже после окончания просмотра автор документального фильма. — Если вы сегодня зайдете в провинциальных храм, то кроме пожилых женщин, скорее всего, вы найдете там именно интелегенцию. Тут мне скорее близка позиция отца Андрея Кураева, который не так давно выступил с апологией церковной интеллигенции, заметив, что в храмах почти нет ни рабочих, ни крестьян, а Православие давно стало городской религией. Кроме того, главные «критики» интеллигенции сами как правило являются детьми из интеллигентских семей, например, отец Всеволод Чаплин — он настоящий интеллигент. Я думаю критиакам, знающим этот класс изнутри, просто сложнее простить ему какие-то пороки».

Для тех, кто не смотрит телевизор, на сайте телеканала после премьеры картины скорее всего появится ее электронная версия: «Сами мы не можем гарантировать, что фильм будет вывешен в сети, хотя и надеемся на это, — заключает Александр. — Но в любом случае существуют сайты, нам не подвластные, где вы сможете найти наш фильм». Все четыре серии фильма в ближайшее время будут показаны по телеканалу «Культура».

 

Источник: Нескучный сад

 

 

Протоиерей Димитрий Климов - о том, что происходит сегодня вокруг - и в душах.
28.02.2015

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

16.03.2014

"Пою детям стихиры Пасхи. «Мироносицы жены утру глубоку ...» Мама, почему ты плачешь? Ну как же, малыши, не плакать, хоть раз-то в году можно и поплакать, не всё же строить всех на подоконнике в шесть рядов..."

27.05.2013

Как-то ночью преподобный молился в одиночестве, вдруг - яркий свет. И входят три ангела в светлых одеждах, у каждого в руке - посох. Что это было? Считается, что Свирскому отшельнику явилась сама Троица, причём в первый раз со времён Авраама в виде трёх ангелов.

23.05.2013

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения и 95 лет со дня трагической гибели Михаила Дмитриевича Громогласова, священника и просветителя, принявшего мученическую смерть от рук большевиков.

20.03.2013

Отца Святослава (Соболькина) из села Клястицкого называют бессребреником. В 41 год нет у него ни кола ни двора. Только пять дочек, старшей Насте пятнадцать, младшей Злате 2 года, да изнурительный жертвенный труд без отдыха и выходных.

– Бессребреник – это громко сказано, – не согласен он. – Наверное, потому так говорят, что без денег храмы восстанавливаем.

Интервью с католическим монахом-отшельником, перешедшим в православие
28.01.2013

27 августа 2010 г.  Габриэль Бунге перешел из католичества в православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом.

22.01.2013

Преподобный Серафим Саровский очень любим в народе, но если попытаться выяснить, за что именно его так высоко чтут, то суть ответа большинства людей будет сводиться к фразе: «за чудеса».

Рассказы сербского философа Павле Рака
5.12.2012

"Зимой помогал я Симеону в огороде. Поднимаем камень, а там гадюка с «рожком» лежит. И спит: зимний сон. Симеон: «Что же делать? Если камень назад положим, можно её задавить... А если так оставить, погибнет от холода». Взял Симеон змею, положил её в карман пальто, пока она немножко не согрелась. Потом зашевелилась и уползла".

19.07.2012

"Сергий Радонежский или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония".

Универсальная педагогика от протоиерея Алексея Уминского
13.07.2012

Дорогие родители! Ваш ребенок – не ваш ребенок. Он ваш постольку, поскольку вы отвечаете за него перед Богом. И вообще, посмотрите на него другими глазами. Увидьте в нем Бога, сына Божия. Каким он является, каким образом он реагирует на мир, что ему любо, а что не любо, на что он способен, а что вне его способностей?

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".