Фото-мифы, которые мешают сделать фото-карьеру. Мастер-класс от мэтра свадебной фотографии
«Знаю, что есть фотографы и круче меня, но живут они не в России…» Многие отечественные рыцари объектива так о себе думают, но мало кто может публично такое заявить. Мэтр свадебной фотографии Александр Медведев подобные заявления делает легко.
Судья международного фестиваля фотографии «Фотофест-2012» на своем мастер-классе в Челябинске учил коллег делать творчество прибыльным. Эта творческая встреча была интересна не только профессионалам. Ведь каждый из нас рано или поздно либо берет в руки фотоаппарат, либо оказывается перед объективом.
Многое из того, чем поделился фотограф, входящий в топовую отечественную десятку, спорно, но все интересно. Мастер-класс предварил краткий автобиографический экскурс.
- Я начал фотографировать 11 лет назад. До этого снимал на «мыльницу» кавээновские пьянки. То есть не фотографировал вовсе. Моя трудовая деятельность была связана с компьютерными играми и графикой. На этом поприще достиг достаточной степени известности, а завершил карьеру в кино. Не в русском, конечно, поскольку жил в Штатах. В 2003 году встал вопрос: оставаться ли мне в США? Понял, что не хочу работать на дядю. Вернулся в Питер. Стал думать, как получать ничуть не меньше денег, чем в Америке, но работать на себя и заниматься тем, чем хочу. Посмотрел журнал «Фото и видео», и до меня вдруг дошло: фотография – это замечательный способ сделать гербарий. Я молодой офигенный кавээнщик, общаюсь с классными людьми… Оказывается, все это можно «засушить» и со многими поделиться.
На следующий день купил себе пленочную «зеркалку» и начал снимать портреты. По сути, убил в себе фотографа и стал создавать образы. Моя фишка – молодые, красивые, развратные влюбленные пары и некоторые отдельные особи, подчеркнутая сексуальность.
Я стал направленно «греть» свадебный рынок и за несколько лет разогрел его до очень хорошего состояния. Сначала в одиночку, потом воспитал несколько помощников, чьи фамилии сегодня известны. Прежде считал, что свадебный фотограф – это низшее сословие. До сих пор некоторые фотографы относятся к свадьбам свысока. Между тем свадебное фото на сегодняшний день – это самый развитый сегмент фотографий в России по картинке. Русским фотографам в этом плане есть что показать на Западе. Но чтобы пришел успех, надо вкалывать. У нас же фотограф снимет две-три свадьбы в год и потом носится с ними бесконечно. Я в год 150 фотосессий снимаю…
Это только кажется: купил «Лейку», прорвался в дорогой отель – и потрясающая фэшн-сессия готова. На самом деле все продумывается до мелочей, работает команда профессионалов, создающих стиль. Сама съемка длится полтора-два часа. Дольше нет смысла – модели устают. Парадокс фотосессий Медведева в том, что они стоят в два раза дороже камеры, которой он снимает.
- Маленькую камеру возить с собой удобно. Не тяжелая и не пугает людей, – комментирует Александр. – Когда наводишь на человека огромную «дуру», он волей-неволей деревенеет. А когда камера в твоих руках прячется так, что ее практически не заметно, люди видят тебя, а не ее, и ведут себя непринужденно. Если нужно пустить пыль в глаза, то без мощного объектива, конечно, не обойтись. Но мне нужен результат.
Знаю фотографов, которые таскают с собой множество бездарных ассистентов, создающих ненужную суматоху. Модель еще больше в итоге зажимается. Но такие фотографы убеждены, что их стоимость повышает количество ассистентов. Я работаю, как правило, один.
Ассистент у меня – здоровый спецназовец с машиной, который не имеет никакого представления о том, что такое фотография. Он меня просто возит, если надо – защищает и ходит за гамбургерами, когда я голодный. Это не пыль в глаза. Это необходимость. А если с молодоженами езжу в кабриолете, то этого человека просто на работу с собой не беру. Съемка влюбленных – очень интимный процесс. Это как танец втроем.
С фотографическими иллюзиями у Александра Медведева особые счеты. По его определению, это «некая хрень, которая забирает средства и время, но ничего не дает взамен».
- За годы профессиональной работы я сформулировал и осмыслил эти иллюзий. Все они – мои собственные грабли. Сам через них прошел и продолжаю порой проходить. С каждым фотографом, поверьте, это происходит. Люди вообще очень похожи. Они только думают, что сильно отличаются. Именно иллюзии тормозят карьеру. Если бы не они, все были бы уже давно сказочно богаты и известны.
Итак, некоторые фотомифы, развенчанные Медведевым.
Фотография – это набор правил, выучив которые вы начнете делать шедевры. Просматривая Интернет, нетрудно обнаружить, что существует огромное количество пересвеченных, со смазанной резкостью фотографий, вошедших в мировые анналы. То есть нарушено все, чему учат в фотошколе. Но думать это почему-то не заставляет. Человек продолжает зубрить правила и рассматривает фотографию с линейкой.
Сегодня уже все допускают обрезку части головы в портрете. Поговорили бы мы об этом с художниками лет сто назад. Сколько было бы возмущений! А знаете, почему сейчас можно? Кино. Сто лет назад кино не было. Именно оно приучило людей к «резаным портретам».
Другой критерий: резко – не резко. Почему одно правильно, а другое – нет? Если фото о том, как чувствует себя человек в баре, что правильно? Любой закономерности можно следовать, а можно ее нарушать. И то, и другое – равноправные выразительные средства. Вопрос в том, что вы хотите выразить.
Большинство фотографов ничего выразить не хотят, кроме того, что «у меня были баба, обрыв и красная тряпка…» Но когда человек отдает себе отчет, кого он снимает, какова легенда, какие ощущения должны испытывать зрители, как ни странно, нарушение правил является лучшим способом что-то выразить, чем следование им.
Техника очень важна и многое решает. Честно говоря, успешность фотосессии мало от техники зависит. Я снимаю разными камерами. Sony-Nex с ручным фокусом не мешает фотографировать бегающие по улицам парочки. Вопрос в умении. Автофокус появился в конце 70-х годов ХХ века. Но как-то же раньше делались репортажные фотографии без него.
Человеку кажется: вот дадут ему хорошую камеру – и кадры станут лучше. Это самообман. Плохо, когда камера мешает фотографу. Но в большинстве случаев фотограф мешает камере.
Искусство и деньги несовместимы. Часто доводится слышать на форумах: «за деньги – это не искусство». Такая точка зрения была популярна в Советском Союзе. В учебнике истории искусств можно прочитать, что несчастный Ван Гон помер в нищете, потому что на загнивающем Западе художникам плохо. А в СССР им хорошо, они получают сталинские премии и свободно творят.
На самом деле в мировой истории есть три-пять художников, которые умерли в нищете. Просто человек выбрал такой путь. Все остальные имели слуг, двухэтажные дома и жили безбедно. К искусству это не имеет никакого отношения. На поверку большое искусство всегда делалось за деньги. Рембрандт торговался, как редкая базарная баба.
Пришли к нему однажды представители корпорации стрелков и попросили групповой портрет. «За двадцать гульденов твоя голова будет в третьем ряду, – сказал художник. – За сорок – нарисую фигуру по пояс, а за 60 – передний план в рост…» Это мешает его работам висеть в ведущих музеях мира?
Есть другая часто озвучиваемая история: «Заплати мне миллион – сниму не хуже». Беда в том, что каждый фотографирует как умеет. Если ему заплатить миллион, он со страху снимет на 20 процентов лучше (а некоторые – на 20 процентов хуже с того же страху). Вопрос: зачем рисковать миллионом, отдавая его непроверенному человеку, когда есть топы в стране и в мире, из которых можно выбирать профессионалов?
Фотошоп – лучший инструмент фотографа. На самом деле фотошоп – не средство. Средство – это свет и сам фотограф. Я снимаю на «Полароид», и это неплохо продается. В современном фэшн профессионалы сразу фотографируют классно. Если ты сидишь три дня в фотошопе, заработанные 30 тысяч евро приходится делить на четыре дня. А твой коллега тем временем уже третью съемку делает, становится известнее и больше зарабатывает. Фотошоп коммерчески неэффективен. К тому же всегда очень хорошо видно, снималось или «лечилось».
По завершении урока я обратила внимание мэтра на несколько агрессивную манеру ведения мастер-класса. Очевидно, не всем она приходится по душе.
- А как еще, скажите, за два часа людям мозг поправить? Если человек сидит и думает, что все у него хорошо, тогда зачем ему меняться? На такие короткие выступления люди ходят за пинком. Важно, чтобы он был в правильную сторону. Мои мастер-классы в разных городах страны посещают в год более 700 человек. Разумеется, находятся двое-трое недовольных, которые скажут: «Вы меня ничему не научили». Я к этому абсолютно спокойно отношусь. Но в основном отклики позитивные. Преподаю я очень качественно. Если вы пришли в автосалон и вместо «Форда» купили китайскую машину и потом из-за этого расстраиваетесь, кто здесь дурак?.. А негативные комментарии на форумах в Интернете я не удаляю, поскольку даже читать их некогда. На полгода вперед все дни расписаны.
И еще один миф развеял напоследок Александр. Миф о том, что фотографы непременно влюбляются в своих моделей и иногда даже женятся. Ну или… почти развеял.
- Если бы фотографы женились на своих моделях, они бы не могли много снимать. Постоянно были бы заняты браками и разводами.
- То есть ваша жена не была вашей моделью?..
- Была в свое время. Но не это стало поводом для женитьбы. Есть понятие «творческая влюбленность», и она совсем не означает, что надо бежать в загс. Безусловно одно: объектом своего творчества надо уметь восхищаться.
Источник: mediazavod.ru
Игорь Сибиряков, заведующий кафедрой истории России ЮУрГУ
5.04.2014
|
Александр Ефремов - о ремесле фотографа и экстриме
1.06.2012
|
22.12.2011
|