Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Фото-мифы, которые мешают сделать фото-карьеру. Мастер-класс от мэтра свадебной фотографии

Фото Александра Медведева
АЛЕКСАНДР МЕДВЕДЕВ
Фотограф
Текст: Татьяна Строганова

«Знаю, что есть фотографы и круче меня, но живут они не в России…» Многие отечественные рыцари объектива так о себе думают, но мало кто может публично такое заявить. Мэтр свадебной фотографии Александр Медведев подобные заявления делает легко.

Судья международного фестиваля фотографии «Фотофест-2012» на своем мастер-классе в Челябинске учил коллег делать творчество прибыльным. Эта творческая встреча была интересна не только профессионалам. Ведь каждый из нас рано или поздно либо берет в руки фотоаппарат, либо оказывается перед объективом.

Многое из того, чем поделился фотограф, входящий в топовую отечественную десятку, спорно, но все интересно. Мастер-класс предварил краткий автобиографический экскурс.

- Я начал фотографировать 11 лет назад. До этого снимал на «мыльницу» кавээновские пьянки. То есть не фотографировал вовсе. Моя трудовая деятельность была связана с компьютерными играми и графикой. На этом поприще достиг достаточной степени известности, а завершил карьеру в кино. Не в русском, конечно, поскольку жил в Штатах. В 2003 году встал вопрос: оставаться ли мне в США? Понял, что не хочу работать на дядю. Вернулся в Питер. Стал думать, как получать ничуть не меньше денег, чем в Америке, но работать на себя и заниматься тем, чем хочу. Посмотрел журнал «Фото и видео», и до меня вдруг дошло: фотография – это замечательный способ сделать гербарий. Я молодой офигенный кавээнщик, общаюсь с классными людьми… Оказывается, все это можно «засушить» и со многими поделиться.

На следующий день купил себе пленочную «зеркалку» и начал снимать портреты. По сути, убил в себе фотографа и стал создавать образы. Моя фишка – молодые, красивые, развратные влюбленные пары и некоторые отдельные особи, подчеркнутая сексуальность.

Я стал направленно «греть» свадебный рынок и за несколько лет разогрел его до очень хорошего состояния. Сначала в одиночку, потом воспитал несколько помощников, чьи фамилии сегодня известны. Прежде считал, что свадебный фотограф – это низшее сословие. До сих пор некоторые фотографы относятся к свадьбам свысока. Между тем свадебное фото на сегодняшний день – это самый развитый сегмент фотографий в России по картинке. Русским фотографам в этом плане есть что показать на Западе. Но чтобы пришел успех, надо вкалывать. У нас же фотограф снимет две-три свадьбы в год и потом носится с ними бесконечно. Я в год 150 фотосессий снимаю…

Это только кажется: купил «Лейку», прорвался в дорогой отель – и потрясающая фэшн-сессия готова. На самом деле все продумывается до мелочей, работает команда профессионалов, создающих стиль. Сама съемка длится полтора-два часа. Дольше нет смысла – модели устают. Парадокс фотосессий Медведева в том, что они стоят в два раза дороже камеры, которой он снимает.

- Маленькую камеру возить с собой удобно. Не тяжелая и не пугает людей, – комментирует Александр. – Когда наводишь на человека огромную «дуру», он волей-неволей деревенеет. А когда камера в твоих руках прячется так, что ее практически не заметно, люди видят тебя, а не ее, и ведут себя непринужденно. Если нужно пустить пыль в глаза, то без мощного объектива, конечно, не обойтись. Но мне нужен результат.

Знаю фотографов, которые таскают с собой множество бездарных ассистентов, создающих ненужную суматоху. Модель еще больше в итоге зажимается. Но такие фотографы убеждены, что их стоимость повышает количество ассистентов. Я работаю, как правило, один.

Ассистент у меня – здоровый спецназовец с машиной, который не имеет никакого представления о том, что такое фотография. Он меня просто возит, если надо – защищает и ходит за гамбургерами, когда я голодный. Это не пыль в глаза. Это необходимость. А если с молодоженами езжу в кабриолете, то этого человека просто на работу с собой не беру. Съемка влюбленных – очень интимный процесс. Это как танец втроем.

С фотографическими иллюзиями у Александра Медведева особые счеты. По его определению, это «некая хрень, которая забирает средства и время, но ничего не дает взамен».

- За годы профессиональной работы я сформулировал и осмыслил эти иллюзий. Все они – мои собственные грабли. Сам через них прошел и продолжаю порой проходить. С каждым фотографом, поверьте, это происходит. Люди вообще очень похожи. Они только думают, что сильно отличаются. Именно иллюзии тормозят карьеру. Если бы не они, все были бы уже давно сказочно богаты и известны.

Итак, некоторые фотомифы, развенчанные Медведевым.

Фотография – это набор правил, выучив которые вы начнете делать шедевры. Просматривая Интернет, нетрудно обнаружить, что существует огромное количество пересвеченных, со смазанной резкостью фотографий, вошедших в мировые анналы. То есть нарушено все, чему учат в фотошколе. Но думать это почему-то не заставляет. Человек продолжает зубрить правила и рассматривает фотографию с линейкой.

Сегодня уже все допускают обрезку части головы в портрете. Поговорили бы мы об этом с художниками лет сто назад. Сколько было бы возмущений! А знаете, почему сейчас можно? Кино. Сто лет назад кино не было. Именно оно приучило людей к «резаным портретам».

Другой критерий: резко – не резко. Почему одно правильно, а другое – нет? Если фото о том, как чувствует себя человек в баре, что правильно? Любой закономерности можно следовать, а можно ее нарушать. И то, и другое – равноправные выразительные средства. Вопрос в том, что вы хотите выразить.

Большинство фотографов ничего выразить не хотят, кроме того, что «у меня были баба, обрыв и красная тряпка…» Но когда человек отдает себе отчет, кого он снимает, какова легенда, какие ощущения должны испытывать зрители, как ни странно, нарушение правил является лучшим способом что-то выразить, чем следование им.

Техника очень важна и многое решает. Честно говоря, успешность фотосессии мало от техники зависит. Я снимаю разными камерами. Sony-Nex с ручным фокусом не мешает фотографировать бегающие по улицам парочки. Вопрос в умении. Автофокус появился в конце 70-х годов ХХ века. Но как-то же раньше делались репортажные фотографии без него.

Человеку кажется: вот дадут ему хорошую камеру – и кадры станут лучше. Это самообман. Плохо, когда камера мешает фотографу. Но в большинстве случаев фотограф мешает камере.

Искусство и деньги несовместимы. Часто доводится слышать на форумах: «за деньги – это не искусство». Такая точка зрения была популярна в Советском Союзе. В учебнике истории искусств можно прочитать, что несчастный Ван Гон помер в нищете, потому что на загнивающем Западе художникам плохо. А в СССР им хорошо, они получают сталинские премии и свободно творят.

На самом деле в мировой истории есть три-пять художников, которые умерли в нищете. Просто человек выбрал такой путь. Все остальные имели слуг, двухэтажные дома и жили безбедно. К искусству это не имеет никакого отношения. На поверку большое искусство всегда делалось за деньги. Рембрандт торговался, как редкая базарная баба.

Пришли к нему однажды представители корпорации стрелков и попросили групповой портрет. «За двадцать гульденов твоя голова будет в третьем ряду, – сказал художник. – За сорок – нарисую фигуру по пояс, а за 60 – передний план в рост…» Это мешает его работам висеть в ведущих музеях мира?

Есть другая часто озвучиваемая история: «Заплати мне миллион – сниму не хуже». Беда в том, что каждый фотографирует как умеет. Если ему заплатить миллион, он со страху снимет на 20 процентов лучше (а некоторые – на 20 процентов хуже с того же страху). Вопрос: зачем рисковать миллионом, отдавая его непроверенному человеку, когда есть топы в стране и в мире, из которых можно выбирать профессионалов?

Фотошоп – лучший инструмент фотографа. На самом деле фотошоп – не средство. Средство – это свет и сам фотограф. Я снимаю на «Полароид», и это неплохо продается. В современном фэшн профессионалы сразу фотографируют классно. Если ты сидишь три дня в фотошопе, заработанные 30 тысяч евро приходится делить на четыре дня. А твой коллега тем временем уже третью съемку делает, становится известнее и больше зарабатывает. Фотошоп коммерчески неэффективен. К тому же всегда очень хорошо видно, снималось или «лечилось».

По завершении урока я обратила внимание мэтра на несколько агрессивную манеру ведения мастер-класса. Очевидно, не всем она приходится по душе.

- А как еще, скажите, за два часа людям мозг поправить? Если человек сидит и думает, что все у него хорошо, тогда зачем ему меняться? На такие короткие выступления люди ходят за пинком. Важно, чтобы он был в правильную сторону. Мои мастер-классы в разных городах страны посещают в год более 700 человек. Разумеется, находятся двое-трое недовольных, которые скажут: «Вы меня ничему не научили». Я к этому абсолютно спокойно отношусь. Но в основном отклики позитивные. Преподаю я очень качественно. Если вы пришли в автосалон и вместо «Форда» купили китайскую машину и потом из-за этого расстраиваетесь, кто здесь дурак?.. А негативные комментарии на форумах в Интернете я не удаляю, поскольку даже читать их некогда. На полгода вперед все дни расписаны.

И еще один миф развеял напоследок Александр. Миф о том, что фотографы непременно влюбляются в своих моделей и иногда даже женятся. Ну или… почти развеял.

- Если бы фотографы женились на своих моделях, они бы не могли много снимать. Постоянно были бы заняты браками и разводами.

- То есть ваша жена не была вашей моделью?..

- Была в свое время. Но не это стало поводом для женитьбы. Есть понятие «творческая влюбленность», и она совсем не означает, что надо бежать в загс. Безусловно одно: объектом своего творчества надо уметь восхищаться.

Источник: mediazavod.ru

 

Игорь Сибиряков, заведующий кафедрой истории России ЮУрГУ
5.04.2014

"Когда человек заявляет свою позицию, оставаясь в абсолютном меньшинстве, то это, конечно, мощное основание для формирования подлинной гражданственности. К сожалению, этот процесс осложнен двумя высказываниями президента – о пятой колонне и национал-предателях. Такого рода конструкции создают атмосферу страха, которой зарождающееся гражданское чувство может быть просто подавлено".

Александр Ефремов - о ремесле фотографа и экстриме
1.06.2012

"Шедевр – это когда картинка начинает цеплять не только взгляд, но и душу. Хотя «открытки» – тоже дело нужное. Для путеводителей, к примеру. По большому счету, все мы фотографируем сами себя, свое отношение к миру, к действительности".

22.12.2011

Челябинка Тамара Исхакова заглянула в глубь веков на 275 лет. Она разыскала в крепости Челяба своих предков-первопоселенцев и проследила за жизнью их потомков вплоть до нашего времени. Причем не просто проследила, а издала книгу, в которой описала истории казачьих родов Оренбургского войска.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".