Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Авторский урок. Еще об увольнении Анатолия Гостева

МИХАИЛ ЗОЛОТОВ

 

История с увольнением директора одного из лучших лицеев Челябинска и России Анатолия Гостева постепенно сходит на нет. Чиновники-манипуляторы, упоенные безнаказанностью своего произвола, очень точно выбрали время: лето, каникулы. Впрочем, вновь говорить о цинизме власть имущих мы сейчас не станем. Хочется поразмыслить о другом – о  поведении «главного фигуранта дела».

С одной стороны, Гостев не пожелал уйти тихо, не шагнул на расстеленную перед ним дорожку: мол, ушел по собственному желанию, чтобы возглавить новое начинание. С другой – остался в лицее на должности зам.директора по научно-методической работе. Не понятно? Странно? Как знать… Может быть, в этой цепочке поступков – он весь: благородный человек и учитель с большой буквы. Преданный своему детищу и своему делу.

Понимает ли Гостев, что его увольнение вряд ли будет иметь обратный ход? Думаю, да. Сегодняшний расклад в городе и области очевиден любому. И тем не менее отказывается «сохранить лицо», отказывается уйти по-тихому. Потому что для него слово справедливость – не просто слово, потому что Гостев – нет, не борец за правду, но просто – человек правдивый, искренний, даже, возможно, до детской наивности. А слова справедливость и правда – они ведь одного корня.

Хорошо, Гостев обнажает несправедливость, но что он делает затем? Он соглашается остаться в лицее на должности зама.  Наблюдатели в недоумении разводят руками. Ведь это вариант, о котором чиновники вряд ли даже мечтали. Как бы поступил в этой ситуации другой «знаковый» директор Челябинска, Александр Попов? Раз возвысив голос, он бы не оставил уже баррикады, как мы это наблюдали совсем недавно. Он бы показал кому следует, по чем фунт лиха. На этом фоне Гостев кажется слабым, нерешительным. Но так ли это?

В одном из интервью он сказал недавно, что получил в последние дни не одно лестное предложение от челябинских вузов. Но отказался, выбрав вакантную должность своего зама (заметим, должность, которую освободил Усынин, занявший его место).

Может быть, своим решением Гостев дал нам всем такой урок, который нелегко понять. Мы привыкли, что живем в брутальном мире, в мире, где первичны амбиции, самолюбия и имидж. Имидж – как нечто абсолютно не связанное с реальностью, оболочка, одежка, по которой нынче отнюдь не только встречают.  Современный мир – мир одежек, накрепко прилипших к телу. И одна из них – самолюбие. И вот, Анатолий Германович демонстрирует полное пренебрежение самолюбием. Во имя чего? Во имя того, что за самолюбием, глубже самолюбия. Во имя своего детища. Он просто физически не может, не представляет своей жизни без школы, которую создал. И готов работать под началом человека, который займет его место. И работать среди людей, одно присутствие которых рядом постоянно будет напоминать ему о печальном повороте судьбы.

Это его решение – ключевое. Через него можно подобраться к тайнам его педагогики и его души. Благодаря ему можно понять, из чего соткана, на чем держится та атмосфера, которая делает 11 лицей уникальным.

Она держится на интеллигентности и ненасилии. На полном отсутствии брутальных энергий. На уважительности и чудаковатости. На открытости и доверии. Это те базовые энергии, которые транслирует Гостев вовне. Потому что это тот фундамент, на котором стоит его душа. Он так устроен, и – согласно закону подобия – так устроен созданный им лицей.

Сказки о коррумпированности и своекорыстии директора очень быстро тают – стоит поучить в лицее ребенка пару лет. А удивление и благодарность стремительно возрастают.

11 лицей был оазисом советской (в лучшем смысле) педагогики в пустыне современного дез-образования. И ретроспективно оглядываясь назад, можно лишь удивляться той гармонии, которая там царила.

К сожалению, подобные вещи очень быстро истаивают. Авторская школа, авторская атмосфера – вещь иррациональная, сохранение ее после ухода Автора маловероятно. Возможность сохранения – только одна: правильный выбор преемника. Естественно, речь о выборе, который осуществляет сам Автор. Который, из истории хорошо известно, в 80% случаев обречен на ошибку.

Именно поэтому во всем мире все всегда понимали – Автора нельзя «уходить». Он должен авторствовать – пока ноги носят. И, к счастью, всем известно: Авторы – в силу своей натуры, ориентированной на то, чтобы отдавать, – живут долго.

Но челябинским чиновникам – не до Авторов и их методик. У них своя, высшая, логика, простым смертным ее не понять.

Что ж, Анатолий Германович, мы всегда знали, что вы – не чиновник, не директор, даже не учитель. Вы – Автор.

Спасибо!

 

18.09.2011

Смена директора челябинского лицея № 11, уникального для области учреждения – событие общественно значимое и, как показала жизнь, болезненное. Анатолий Гостев – создатель одного из лучших лицеев области, ушел с должности не по своей воле. Сегодня у лицея – новый директор.

10.07.2011

«Новые» у власти лишены «излишних» мифов, и иногда простым гражданам от этого становится, мягко говоря, некомфортно. Ну, так некомфортно, как оказаться в кузове взбесившегося грузовика, когда ты знаешь, что на любом повороте тебя может просто вытряхнуть куда-нибудь «во тьму внешнюю», и пиши пропало.

8.07.2011

8 июля директор челябинского лицея № 11 Анатолий Гостев должен покинуть свой пост и передать дела преемнику. Как выясняется сегодня, уходит он не по своей воле.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".