Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Александр Сокуров и его фаустовский пакт с Путиным

Александр Сокуров на съемках "Фауста"

Современная массовая культура калечит людские души - с этих слов Андрея Тарковского начинает обозреватель The Independent Джеффри Макнэб статью, приуроченную к ретроспективе фильмов Александра Сокурова в Лондоне. "Неожиданное замечание из уст кинематографиста", - утверждает автор, поясняя, что кинопроизводство - дорогостоящий процесс, зависимый, в том числе, от маркетинга и проката, и лишь немногим кинематографистам удается выскользнуть из оков коммерции.

Тарковский говорил, что его работа - все равно что ваять скульптуру из времени. "Это антитеза стандартов работы на западных киностудиях, где все подчинено бюджету, дедлайнам и графику премьер", - замечает автор. Даже 30 лет назад Тарковский выглядел анахронизмом, а сегодня вообще кажется инопланетянином.

Бергман писал, что Тарковский "с полной естественностью передвигается по комнате сновидений". Автор статьи полагает: "Дверь в эту комнату сновидений давным-давно закрылась". Поэтому столь поразительно, что жюри Венецианского кинофестиваля присудило "Золотого льва" ученику Тарковского Александру Сокурову, за экранизацию "Фауста".

Венецианский триумф Сокурова совпал с периодом, когда авторское кино находится в отчаянном положении во всем мире, поскольку правительства урезают расходы на культуру. На церемонии Сокуров предостерег политиков: "Культура - не роскошь, а основа развития общества".

"Однако у "Фауста" был необычный политический покровитель - российский премьер-министр Путин", - пишет Джеффри Макнэб. В Венеции Сокуров заявил журналистам: "Если бы Путин не нашел средства, фильм не увидел бы света". Режиссер рассказал, что Путин пригласил его к себе в загородную резиденцию, обсудил проект, и вскоре фильм поддержал некий благотворительный фонд из Петербурга.

В интервью автору на этой неделе Сокуров "немного стеснялся того, что был вынужден прибегнуть к помощи Путина", как выражается Макнэб. Ранее Сокуров 7 лет безуспешно пытался привлечь финансирование. "Он не сторонник Путина, но твердо уверен: государство обязано поддерживать искусство", - говорится в статье. "Зачем существует государство, если не для помощи нам в социальной сфере и сфере культуры?" - вопрошает он.

По словам Сокурова, они с Путиным обсудили и другие темы - судьбу "Ленфильма", мытарства российской киноиндустрии в целом, обращение с заключенными в российских тюрьмах. "Наши точки зрения иногда совпадали, но очень часто не совпадали. Я не испытывал никакого дискомфорта по этому поводу", - сказал режиссер.

Сокуров предполагает, что Путин поддержал фильм, так как интересуется "Фаустом" и немецкой культурой. Со своей стороны, автор статьи считает странным, но логичным, что Путин поддержал картину Сокурова из цикла о властителях (ранее героями фильмов были Гитлер, Ленин и император Хирохито). Фауст - вымышленный персонаж, но, как и они, "патологически несчастен в повседневной жизни", а "несчастные люди опасны" (написал Сокуров).

Брать интервью у Сокурова нелегко, отмечает автор. "Он много говорит о русской душе. Спросите, кто на него повлиял, и он станет рассуждать о Чехове и Достоевском, прежде чем вообще упомянет о кино", - поясняет он. Сокуров преклоняется перед Бергманом и Довженко, но презирает технологию 3D и Джеймса Кэмерона.

"Трудно найти среди современных западных кинорежиссеров человека, который относился бы к своей работе так, как Сокуров", - продолжает Макнэб. Разве что некоторые представители предыдущего поколения - например, Теренс Дэвис и ранний Питер Гринуэй. Но в последние годы стало очевидно, что британцы не считают кинематограф искусством и в Британии правят бал продюсеры, а не режиссеры. Для них идеальный кинематографист - умелый ремесленник-рассказчик: Том Хупер, но никак не Сокуров или Тарковский. "На момент присуждения "Золотого льва" ни один британский прокатчик не купил "Фауста", - отмечает автор.

Как бы то ни было, Сокуров готов работать в своей "комнате сновидений", даже если приходится пользоваться поддержкой Путина.

Источник: inopressa.ru

 

Интервью с младшим сыном Андрея Тарковского
26.10.2014

"У отца была чрезвычайная интуиция. Даже, как говорят, женская, огромная, удивительная интуиция. Благодаря ей он все схватывал, даже не понимая иногда суть вопроса, не говоря на языке. Мама была человеком эмоциональным. Они друг друга дополняли. За сильным человеком должна быть сильная женщина".

Интервью с Борисом Акуниным
2.07.2014

"Сейчас мы наблюдаем взрыв ура-патриотизма, который очень похож на взрыв ура-патриотизма, охвативший Россию в канун Первой мировой войны, но думаю, что и вторая революция долго ждать себя не заставит".

Интервью Михаила Ходорковского Дмитрию Быкову ("Собеседник")
11.05.2014

"Власть сегодня занята централизацией в самом жестком варианте. Ответ на это может быть только один - при смене власти и соответственно элиты последует раскрепощение, бегство от центра. Опыт СССР в этом смысле все уже показал. Что это такое в стране с ядерным оружием - объяснять не надо".

Денис Драгунский о том, как личность у нас становится важнее должности
14.04.2014

"Президентские полномочия лишь прилагаются к первичной харизме вождя, но не какого-то вождя вообще, а именно Путина. Его природное тело создает политическое, а не наоборот, и уж, конечно, никакого «политического тела президента РФ» не существует в отдельности от природного тела Путина".

Статья Бориса Акунина
30.12.2012

"Я себя спрашиваю: почему меня так тошнит от современного российского государства? Я  историк, я должен понимать, что на данном этапе оно не может быть более качественным ... А всё просто. Понятно, что государство переходной эпохи не может быть сахарным, но ему совсем необязательно быть таким подлым".

24.12.2012

"...Вы прекрасно знаете, что согласно договору американцы могли усыновлять только тех детей, которых отказывались усыновлять наши граждане. И знаете почему - речь идет о детях с тяжелыми наследственными недугами... Этих детей наша страна сегодня вылечить не в состоянии. Америка - может. Своим постановлением Дума практически лишает этих детей права на жизнь".

К 80-летию Андрея Тарковского
4.04.2012

"Потаённая суть картин Тарковского такова, что раскрывается постепенно, медленно, как проявляющаяся в процессе печати фотография. Захваченный поначалу формальным совершенством его фильмов, их мистической аурой, начинаешь постепенно, медленно, бесконечно пересматривать их и постигаешь нечто большее, нежели видел вначале".

Андрей Макаревич - о новом старом президенте и будущем России
12.03.2012

"Воистину - ложь должна быть огромна, иначе ей не поверят. Это слова Геббельса... Завтра мне скажут, что "Машина времени" пела свои песни по секретному заданию ЦРУ с целью развала СССР. А послезавтра зазвучит лозунг "Врагов народа - к стенке!"

О встрече премьер-министра с российскими писателями
2.10.2011

На днях премьер-министр Владимир Путин встретился с российскими писателями. Чтение стенограммы встречи доставляет эстетическое наслаждение, сопоставимое с восприятием чеховского «Вишневого сада». Тот же эффект разобщенного диалога, когда каждый говорит исключительно о своем, не слыша собеседника.

Интервью с Александром Сокуровым
11.09.2011

Завершающий фильм тетралогии А.Сокурова получил главный приз Венецианского кинофестиваля - "Золотого льва". Короткое интервью, публикуемое ниже, - это своего рода введение в мир кинорежиссера.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".