Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Тетралогия - это кольцо, по которому можно ходить".

"Тетралогия - это кольцо, по которому можно ходить".
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ
Кинорежиссер
Текст: Ольга Гринкруг

Источник: http://www.ria.ru/

 

Премьера "Фауста", заключительной части тетралогии Александра Сокурова о природе власти, состоялась на Венецианском фестивале. Это "Фауст", перенесенный в XIX век, где человек оказывается сильнее дьявола — или, по крайней мере, так думает. В интервью РИА Новости Сокуров рассказал, как выбирал себе героя, единственного из многих тысяч, и как создавал для него подходящего противника. 

 

- Почему в фильме, то есть в мире "Фауста", так темно? Большую часть времени там зелено, будто под водой.

- Проверьте зрение. Может быть, это специфика вашего эмоционального восприятия?

- Второе по яркости визуальное впечатление — вид купающегося Мефистофеля.

- А откуда вы вообще взяли, что это Мефистофель? Там это хоть как-то сказано? Имя это хоть раз прозвучало?

- Персонаж, который ассоциируется с Мефистофелем из традиционного "Фауста" — так можно сказать?

- Вот это другое дело, это точнее.

- Как вы объясняли задачу Антону Адасинскому, который этого персонажа сыграл?

- Зачем говорить о том, чего люди не видели? Вот если бы мы с вами говорили после премьеры в России — тогда другое дело. Но пока особых перспектив проката в России нет, и зачем говорить о том, чего люди не видели. Но придумывать персонажей — режиссерская профессия. Плюс труд мастеров, которые умеют выполнять пластические задачи. К сожалению, в России таких людей нет, пришлось искать их за пределами страны. А Адасинский — блестящий актер, не драматический, но пластический. И у него была задача пластическая в первую очередь. Язык он знает плохо, озвучание в итоге делал немецкий актер, характерные особенности складывались из усилий и возможностей разных людей.

- Почему принципиально было снимать по-немецки?

- Как журналист из России может задавать вопрос, почему "Фауст" снимался на немецком языке? Не обижайте меня, нельзя же так.

- Как вы выбирали себе Фауста?

- Цайлер — блестящий актер Венского драматического театра. Этого возраста мы посмотрели несколько всех актеров Германии, Дании, Швеции, Исландии, Австрии. Несколько тысяч человек, один лучше другого. Я был в восторге от того, что видел, остановиться на ком-то было очень сложно. Цайлера я видел вторым, запомнил и все время вспоминал его характер, его внешность, его доверчивость, его блестящие профессиональные умения: он актер настоящего большого театра. Я внимательно посмотрел его перечень ролей, там много классики. И как-то мне с ним сразу стало хорошо по-человечески. Чувство прямого, ясного человеческого контакта с актером очень важно для режиссера, потому что дальше — несколько месяцев в подготовке, на репетициях и на съемках работать вместе.

Он оправдал все мои предположения. Он был терпелив, чрезвычайно аккуратен, всегда был готов. Репетиции с ним всегда оказывались очень результативными — а мы репетировали много, серьезно и сложно. Хорошая память, способность к импровизации, нервность в пределах разумности - потому что все же у немецких актеров есть взвинченность, идущая от характера.

Ему было трудно, потому что Антон язык знает плохо, хотя живет в Германии много лет. Меня очень удивило это, потому что он говорил мне, что немецкий знает. Часто Антон не мог сформулировать текста, говорил какую-то белиберду, или наш переводчик, консультант и один из соавторов Марина Коренева подавала реплики - и Цайлер практически играл без парнтера, что очень тяжело и иногда даже унизительно для большого актера, уважающего себя и живущего в этом ремесле всю жизнь.

- Цайлер буквально следовал вашим указаниям или у него оставалась возможность импровизации?

- Мне совершенно не важно, чтобы артист выполнял мою задачу. Мне важно, чтобы артист работал органично для самого себя, потому что эту органику никакой режиссер никогда не сможет создать. Надо чтобы у человека было чувство меры, простота и чувствительность. А я очень рад, когда актер предлагает более интересное решение, чем версия, выдвинутая мною. Спорить с актером, кричать — дикость, патология бессмысленная.

- В самом начале работы над проектом продюсер и композитор Андрей Сигле упоминал, что съемки будут вестись в том числе и в Ватикане. В окончательной версии ватиканский сцен нет.

- Это предполагалось, но, к сожалению, средства наши не позволяли организовать съемки там. Хотя у меня идеальные отношения с Ватиканом, две ватиканских премии, и думаю, что мне разрешили бы что угодно.

- "Фауст" - финал или начало нового цикла?

- Это финал — или начало. Тетралогия - это кольцо, по которому можно ходить. А развитие — оно должно быть в головах.

- То есть — человек одержал победу над дьяволом, точка поставлена?

- Какую победу?

- Но ведь Фауст в конце фильма закидывает Мефистофеля камнями.

- А мы уверены, что он его убил? Что это не его воображение?

- То есть, мы делаем круг и возвращаемся к исходной точке тетралогии?

- Именно. К сожалению, ни исторический, ни гуманитарный опыт большую часть людей ничему не учит. Все ведь было уже — и крестовые походы, и Первая мировая, и вот опять. На территории Старого света все почему-то повторяется. Нигде не совершается столько преступлений, как на пространстве Старого света — ни в Африке, ни в Америке. Казалось бы, здесь процветают образование, гуманитарность, парламенты. Но опять бомбят, опять убивают.

 

18.12.2011

Венецианский триумф Сокурова и его "Фауста" совпал с периодом, когда авторское кино находится в отчаянном положении во всем мире, поскольку правительства урезают расходы на культуру. На церемонии Сокуров предостерег политиков: "Культура - не роскошь, а основа развития общества".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".