Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Цифростишия Александра Попова

Константин Рубинский

 

Поэзия – преодоление грубого материала жизни.

Не верьте, если кто-то бормочет, что поэзия состоит из роз, свечей, луны и вздохов при ней. Как говаривал поэт, «то, что наверняка прекрасно, и без меня проживёт на свете». Поэзия любит жить в вещах шероховатых, невзрачных, непритязательных, словом, «валяться под ногами». Найти поэзию там, где её по определению нет и быть не может, - вот одно из самых важных устремлений поэта. А зачем её искать, где она и так есть?

Александр Попов написал книгу «Цифростишия», открыв ею серию «Поэзия без слов». Будучи директором физико-математического лицея и прекрасно сознавая, что есть вершины, на которых поэзия и, скажем, высшая математика становятся неделимым целым (и для той, и для другой нужны вёрткий ум, феноменальная фантазия, умение допускать недопустимое и представлять невозможное), Попов с блеском преодолел материал: кажущуюся грубость, сухость и мануфактурность чисел и цифр. Он показал, в какие странные «вычуры» могут играть знаки, которые мы привыкли тривиально использовать для подсчёта суммы в чеке или определения разницы в курсе валют. Вдруг у Попова оказалось, что эти знаки умеют рифмоваться. Выстраиваться в узоры перекликающихся созвучий. Умеют превращаться в ямбы и хореи – оказывается, у них вообще всё в порядке с чувством ритма. Вроде бы странно, удивительно и даже неправильно: как это домашние, «подъяремные» (Гумилёв) числа могут вставать в волшебные ряды, подмигивать, куролесить и фокусничать. И еще важное ощущение: когда это происходит, начинает казаться, что они – больше, чем числа. Что за ними стоят какие-то невысказанные, невыразимые, зашифрованные глубинные смыслы-тайны, о которых они силятся поведать. Вновь параллель: в истинной поэзии происходит ведь то же самое, да?

Каждое хорошее поэтическое высказывание, даже парадоксальное, внутренне неоспоримо, иррационально убедительно. Для «Цифростиший» эта внутренняя неоспоримость изначальна. С математикой не поспоришь. А особенно – с таким, например, танцем:

12345+54321=66666

Или даже с таким:

37х(3+7)=3³+7³

3²+7²-3x7=37

«Поэзий много, - намекает Попов в начале книги, - поэт один». Этот поэт, до которого дотронулся Бог, может различать, как уже говорилось, рифмы, ритмы и метафоры не только в буквах и числах.  Александр Попов хочет продолжить «бессловесную» серию поэзией цветов, уральских камней, облаков… 

По-моему, это Кушнер говаривал, что стихотворство изначально разлито в мире: услышав строфику волн, набегающих на берег, мы не можем сомневаться, что самому Богу ведома поэзия. Именно поэтому Попов делает вещь уникальную и поразительную: он обнаруживает в предметах и явлениях мира первосущие стихи, когда им еще (или уже) не нужны слова.

 

Связанные материалы

Эта книга Александра Попова написана в давно любимом им жанре. Афоризмы и сентенции, составившие «Вечерние ворчания», это как бы узловые точки на карте авторских размышлений о современности. Точки, содержащие спрессованный опыт души. Причудливые их сочетания – своего рода «созвездия» – и создают неповторимый ландшафт этого сборника.

Если сказать, что «Цифростишия» – сборник удивительных, невероятно красивых примеров, – большинство с этим согласится. Если же сказать, что эта книга одновременно – поэтический сборник, собрание стихов, то многие удивятся, станут полемизировать. И однако, последнее утверждение верно не менее, чем первое. Ибо поэзия многогранна и многолика, и связывать ее лишь со словами – великое заблуждение. Цифры – стихия не менее поэтическая.
Как говорит об этой книге ее автор: «…тут не примеры и не задачи, это просто стихи, в углах которых таится красота. Увлекитесь и играйте с ней. Открывайте заново тайны, удивляйтесь и на глазах своего ребенка пишите свою книгу стихов из цифр».

Книга Александра Попова и Юлии Хазиной "Хулиганские дроби" - это, как и предыдущая книга серии ("Цифростишия. Поэзия без букв"), занимательное путешествие в мир чисел и цифр, в мир математики, в мир творчества. Герой книги, простой школьник и почти двоечник Коля Колокол, едва ли не сводит с ума свою учительницу, поскольку его отношения с дробями ну никак не хотят вписываться в школьный стандарт. Почему? Да потому что Коля - ребенок нестандартный, и его математика ой как далека от скушных учебников школьной программы. Коля - своего рода юродивый-от-дробей, он всё делает не так, всё - не правильно, но вот ведь парадокс: как бы неправильно ни решал он пример - ответ у него всегда получается верный...

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".