Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

О преподавании литературы в Челябинске

О преподавании литературы в Челябинске
АНДРЕЙ ЛАВРОВ
Политолог, преподаватель, журналист

 

Был у меня в жж пост. С дискуссией на несколько страниц.
И сочли меня многие после этого поста этаким зверюгой-садистом и преподом-монстром с гуманитарно-перекаченной башкой. Чморящим бедных студентов и самоутверждающимся на их фоне.
А вот сами «жертвы эксперимента» - так не подумали. Знают, что я-то уж точно не перевариваю высоколобых снобов. И вообще - не те у нас отношения. Первое правило общения, провозглашаемое на первой лекции - "поднимите любой палец (кроме одного) и прервите меня в любой момент. Чем больше вы будете спорить, тем больше вы мне любы". Что поделаешь, с детства исповедую принцип: „будь ты холодным или горячим, только не будь теплым“.
Короче. На мой вопрос - как же они учили литературу в школе, если не отличают сентиментализма от романтизма и акмеизма от футуризма, они ответили: «на „отличненько“, а вы знаете, как нас учили?» И принесли… учебники для 6-го и 7-го класса. Вот тут - у меня был шок похлеще первого. Если бы я читал этакое? Не то что в МГУ - в ПТУ не поступил бы.
Несколько слов о том, как преподавали литературу нам, то бишь в советской школе. Об этом, в том числе, мы разговаривали некоторое время назад с Александром Гавриловым
В целом - я согласен со всеми претензиями, которые он высказал. Советская схема преподавания литературы в школе была несовершенна. Но она была. По большому счету - это все та же Гегелевская спиралевидная модель самопознания мирового логоса от простого к сложному. Упрощенная марксистско-ленинской философией до августиновской линейности. Как бы то ни было, в результате обучения мы получали представление о преемственности стилей и направлений в мировой литературе. Пусть и на весьма примитивном уровне - о национальных школах и их особенностях. Нам давали зачатки системного мышления. При некой доле самостоятельности можно было дойти и до спиралевидной модели вечной борьбы реалистического и символического в искусстве с перманентным повтором на более высоком уровне. А еще - мы постоянно писали сочинения. И в объемах нас никто не ограничивал. Тупорылое ЕГЭ чиновники из Минобра тогда не придумали.
Теперь к тому, как учат нынешних школьников. Учебник за 6 класс, значит ученикам - примерно по 12-13 лет. Написан в виде путешествия неких Сережи, Маши и Путешественника в мире литературы. Авторы ориентировались на детей с задержкой развития? Потому как главные действующие детки выглядят откровенными олигофренами:

Путник: И думать - неплохое, между прочим, занятие. Да, Серёжа?
Серёжа: Не знаю. Лично у меня от мыслей голова болит, и спать хочется.

Какая-то уникальная смесь наивного сюсюканья и научно-филологического, уже сугубо вузовского подхода. Карта путешествий структурирована не по эпохам и странам, а… по жанрам, видам и родам литературных произведений. В первой же главе приводится куча схемок. Господи, ну неужели не понятно, что сначала надо дать «мясо», базу, а уж потом укладывать её в схемы. Иначе любая схема мертва. Это же тупой зубреж без понимания.
Набор авторов и произведений абсолютно субъективен. Первая глава начинается с пересказа Коновских «Мифов древней Греции». А зачем пересказывать мифы? Мой сын их прочел во втором классе. Ему интересно и все понятно. Ну да ладно. Но дальше - почему-то идет «Гайавата» Лонгфелло. Мало того, что произведение вторичное, весьма сложное, но почему именно оно? Я бы понял, если бы дальше шли мифы других народов, ну или греческая литература. Но Лонгфелло, 19 век, псевдо-романтическая легенда из жизни индейцев? Бред.
В одной из следующих глав соседствуют Пушкин и Заболоцкий. В другой - Гете и Багрицкий. Почему? Одному Богу известно. И все сдобрено предельно примитивным изложением теории художественного перевода. Окститесь! Это сложнейшая тема даже для ВУЗа. Зачем заниматься профанацией?
Отдельно стоит глава о Духовной литературе, с которой, как выясняется, они знакомы еще с 5 класса. Я понимаю: «православие forever!». Но приводить текст «Отче наш» и потом сопровождать его фразой: «Удивительная по своей силе и красоте молитва, правда?» - это издевательство. Воистину - главный источник атеизма - горе-проповедники.
Завершается первый том Ильей Муромцем и… Гаргантюа с Пантагрюэлем Франсуа Рабле. Ну, просто вредительство заставлять 13-летних детей читать одно из самых скабрезных произведений мировой литературы. Они бы еще Декамерон в третьем классе ввели. Второй том - Дубровский, Эзоп, Крылов, Метерлинк. Причем именно в этой последовательности…
Учебник для 7-го класса ещё веселее. Провозглашенная в предисловии задача: научить школьников «ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ» художественные произведения. Начинают с Тараса Бульбы. Интересно, и как интерпретируют место про «жидов»? Далее - почему-то опять Былины и Ирландские Саги. Потом - Житие Сергия Радонежского. Я и в студенческие-то годы читал это с трудом. Ну а потом - уже знакомая каша из Бестужева-Марлинского, О’Генри, Одоевского и… Бодлера.
При этом задания в учебниках вообще не предполагают написание развернутых сочинений. Только ответы на конкретные вопросы типа: «отличие мифа от сказки и эпоса». Не более 2-3 коротких абзацев.
И какой систематичности, каких знаний, умения излагать свои мысли после этого можно требовать от студентов? Если из них осознанно и обдуманно делали имбецилов.
Вывод один - своего сына я буду учить литературе сам, благо и дореволюционных, и лучших вузовских учебников в доме хватает.

 

Взято здесь: Челябинск.fm

Челябинск сегодня
28.10.2011

Мы должны убрать наркоторговцев из города. Всё очень просто. Видим, не проходим мимо. Звоним. Учимся быть заинтересованными в здоровье города.

Андрей Лавров - об особенностях перехода
22.09.2011

"...Кого получаем в итоге? Человека с какими-то абстрактными общекультурными понтами и претензиями на высшее образование, мало что знающего в своей профессии и не умеющего ничегошеньки на практике. Кому он нужен? Да никому".

19.08.2011

Беседа с одним из книжных флибустьеров Челябинска Андреем Лавровым, который согласился откровенно и честно рассказать, как на рубеже 90-х ему удалось трансформировать любовь к чтению и любительский самиздат в маленькую книгоиздательскую и книготорговую индустрию – дело увлекательное и весьма прибыльное по тем временам.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".