Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

О конце света - лирично

Александр Городницкий. Фото Валерия Иванова
АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ
Текст: Юлия Скляр

Поэт, геолог, доктор наук, путешественник, объехавший мир, побывавший в самых экзотических странах, не раз опускавшийся на дно океана, Александр Городницкий печататься начал достаточно поздно. Лишь в годы перестройки вышли его первые поэтические книги, чуть позже – мемуары. Однако за прошедшие четверть века опубликовано более сорока книг Александра Моисеевича. Две последние по времени публикации «Атланты держат небо» и «Геркулесовы столбы» он и представил в начале сентября посетителям Московской международной книжной выставки-ярмарки. Однако сразу оговорился, что не любит, когда его называют бардом. С ответа на вопрос «почему» он и начал диалог с читателями.

– Я не бард, потому что не играю на гитаре и даже не знаю нотной грамоты. Кроме того, я всю жизнь полагал, что пишу стихи, а не песни, просто потом их кто-то кладет на музыку. Бард же – это человек с гитарой, который поет собственные песни, написанные на собственную музыку. А потом бард – нерусское слово, как и шансон, например. Шансон, кстати, я терпеть не могу.

– Несмотря на это, каждый человек в нашей стране знает хотя бы одну фразу из творчества Александра Городницкого. Как бы Вы сами определили, какая цитата лучше всего подходит к нашей современной действительности? Быть может, «Атланты держат небо на каменных плечах»?

– Нет. «От злой тоски не матерись».

– И, тем не менее, Вы представитель целой эпохи в жизни нашей страны, как бы к ней ни относились. Вы по-прежнему поете о том, что пережили, увидели?

– Я сегодня уже не пою. Но мои книги – это очередной этап моих воспоминаний. Первая из них – «И вблизи, и вдали» – вышла достаточно давно. Две очередные – тоже не новинки, они издавались уже несколько раз. Но нынешние переиздания дополнены новыми страницами, новыми периодами жизни.

– В 1960-х годах бурно разгорелся спор между «физиками» и «лириками». Вы к кому себя причисляете?

– В 1959 году замечательный поэт Борис Слуцкий написал такие строки: «Что-то физики в почете, / Что-то лирики в загоне / Дело не в сухом расчете, / Дело в мировом законе». С них-то все и началось. Я прожил достаточно длинную жизнь – в марте 2013 года мне исполнится 80 лет – и всю жизнь писал стихи, которые сначала мешали мне учиться в школе, потом – заниматься в Горном институте, позже отвлекали от кандидатской и докторской диссертаций. Я окончил геофизический факультет Ленинградского горного института, всю жизнь работал и до сих пор работаю в Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН. В 1968 году я попал под донос, написанный в Ленинградское КГБ и Ленинградский обком партии, и оказался фигурантом общего дела вместе с очень уважаемыми ныне людьми – Яковом Гординым, Сергеем Довлатовым и Иосифом Бродским. В итоге я был внесен в черные списки, и меня семнадцать лет не печатали. Но, странное дело, моей научной карьере это нисколько не помешало. Так в истории страны появилось как бы два Городницких – один – опальный поэт, которого нельзя печатать, потому что он пишет идейно невыдержанные стихи и песни, второй – молодой ученый, работающий на ВПК, хоть и беспартийный, но нужный, потому что магнитное устройство подводных лодок тогда было секретной и приоритетной задачей (сегодня об этом уже можно говорить спокойно). Чтобы заниматься научной работой, мне требовалось часто ездить в экспедиции, куда меня с удовольствием отправляло руководство. Эти приключения (как писал мой самый любимый герой детства Ральф Амундсен: «Всякое приключение есть результат плохо организованной работы») дали толчок моей творческой деятельности.

«Физика» и «лирика» – это две стороны моей жизни, тесно между собой связанные. При этом, на мой взгляд, в литературе я состоялся только в эпоху перестройки, когда начали печататься мои книги. Если я не ошибаюсь, то на сегодняшний день их вышло уже сорок – это стихи, мемуары, воспоминания. Что касается научной деятельности, то могу похвастаться 250–260 научными работами.

Но есть и третья моя ипостась. На данный момент вышло восемь выпусков (еще 32 в процессе подготовки) моей авторской программы «Атланты в поисках истины». Это сериал документального кино, посвященного проблемам науки. Вышедшие программы получили очень высокий телевизионный рейтинг, их уже дважды номинировали на «Тэффи». В своих мемуарах я пишу о том, как создавались эти программы, какие темы в них затрагивались.

– И какие научно-популярные вопросы больше всего волнуют телезрителей?

– Ну, например, когда наступит конец света. Или можно ли предсказать землетрясение.

– И можно?

– Нельзя. И мы это очень убедительно доказываем. Причем не могут предсказать землетрясения не только российские ученые, вынужденные жить в нищей стране, но и вся мировая наука. Мы знаем, где могут быть землетрясения, но не знаем, когда они случатся. И еще не скоро узнаем.

– А что же там с концом света?

– Этот вопрос напоминает мне старый анекдот, в котором больная спрашивает: «Доктор, я могу умереть?», а он отвечает: «А как же?». Конец света может наступить в любой момент. Я не верю в календарь майя и прочие предсказания. Как человек, занимавшийся последние сорок лет магнитным полем Земли, я вижу единственную модель конца света – это переполюсовка магнитных полюсов Земли – смена знаков магнитного поля, природы которого мы не знаем. Но мы совершенно точно знаем, что в течение 780 миллионов лет, в которые на Земле существует жизнь, магнитные полюса менялись местами несколько раз. Когда подобное произойдет вновь, никто не знает, но можно лишь надеяться, что у землян есть еще какое-то время.

– Давайте вернемся к литературе. Кто Ваши любимые авторы?

– Отвечу банально: от Льва Толстого до Кафки, от Пушкина до Слуцкого.

Записала Юлия Скляр

Источник: Читаем вместе

 

Композитор Григорий Гладков - о детях, совках и творчестве
26.04.2012

"Жизнь человека – в его поступках. В прохождении от тьмы к свету, от зла – к добру. Человек важен в динамике. Проблемы были, есть и будут. Важно, как ты их решаешь. Грусть, ошибка, печаль для меня повод написать веселую песню". 

Интервью с поэтом и ученым Александром Городницким
19.09.2011

Он очень любит шутить о своем возрасте. «Милые дамы, кто хочет сфотографироваться с чучелом барда, милости прошу на сцену». Аккомпаниатор Городницкого, 28-летний Михаил Гантман, рад каждому дню, проведенному в обществе мэтра: «Никогда не знаешь, чего от него ждать. Он такие байки и анекдоты рассказывает, что их записываешь – и потом в любой компании ты король с этими историями».

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".