Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

«Мне не интересны хладнокровные»

«Мне не интересны хладнокровные»
ДИНА РУБИНА
Писатель
Текст: Алёна Бондарева

Произошло долгожданное событие, Дина Рубина не просто приехала в Россию, она привезла с собой начало новой трилогии «Русская канарейка. Желтухин». В книге речь идет об истории двух неординарных родов. Одни разводят чудесных певчих птичек, другие и сами музыкальны до невозможности…

– Дина Ильинична, а как появился образ канарейки? У Вас была своя птица?

У меня аллергия на канареечный пух, корм и прочее, поэтому ни о каких канарейках и речи быть не могло. Однако возникновение писательского замысла похоже на зарождение жизни в организме женщины. Писатель – существо плодоносящее, живородящее. Важно, от кого «забеременеть». Например, будет сидеть перед тобой человек, подробно рассказывая историю своей жизни, а для тебя это – абсолютно неинтересный «картонный» материал. Ведь в идее, звуке, тональности и аромате темы для писателя важен фермент некоторого чуда… Подобное я ощутила, когда во время автограф-сессии в одном из книжных магазинов мне в руки попала брошюра «Русская канарейка вчера, сегодня, завтра» Романа Николаевича Скибневского. Я прочла ее и поняла – передо мной целый мир. Ведь породе «русская канарейка» 350 лет. Не могу сказать, что на следующее утро встала с готовой идеей романа, но с этого момента началось таинственное завязывание замысла. А когда забрезжили в нем несколько тем: рода, опасной связи шпионажа и контрразведки, замаячили Одесса и Алма-Ата, тогда и началась интенсивная работа воображения, серьезная работа писателя.

– А чем Вас привлекает тема рода? Еще читая «На солнечной стороне улицы», я думала о том, как болезненно герои переживают факт незнания своих корней.

Это же вы почувствуете во втором томе «Русской канарейки». Понимаете, человек может простить матери все: любую «роковую» страсть, любую ошибку, но не бездумную случайность своего происхождения. В этом трагедия некоторых моих героев. Что же до темы… Поэзия рода – одна из основных идей многих моих книг. Вероятно, в этом много личного. Например, я знаю, что с одной стороны ниточка моего рода тянется очень издалека, из Испании. Но с другой – история происхождения предков мне известна только до прадеда. И это всегда меня страшно волновало. Я ужасно завидовала тем семьям, которые живут, например, во Франции, чей виноградник процветает 650 лет…

– У Зверолова был прототип?

– Да. Это двоюродный дедушка одной моей подруги из Алма-Аты. Когда я написала, что работаю над канареечной темой, она вдруг сказала: «А знаешь, я в детстве все время с канарейками жила, потому что дядя Ваня их разводил». И я уцепилась за это. В итоге заимствовала многие детали (не все, разумеется) его биографии, тип характера и, главное, его «канареечную» страсть… Просто мне не интересны хладнокровные. А любопытен человек, которым завладевает какая-то страсть. Пусть даже это страсть ревнивого Отелло. Я уважаю любые сильные человеческие чувства любых колоритных людей.

–  Почему одним из мест действия романа Вы выбрали Алма-Ату? Раньше этот пункт не возникал в Ваших книгах…

 А я никогда и не была в Алма-Ате. Но вопрос «местности», вопрос локуса для писателя – очень важен. После выбора главной идеи и главного героя важен именно выбор места действия: антураж, свет, волны, горы или равнины. Именно место действия пропитывает героев прошлым. То, что одним из таких мест станет Одесса, я знала точно, ведь с самого начала решила: будет пылкость, море, музыка, культура, удивительная многонациональность и многоструйность портового города. А вот Алма-Ата стала неожиданной противоположностью Одессе. Первая – это степь, а вторая – горы, отсутствие большой воды и апортовые сады. Мне нужны были запахи и рельеф местности.

–  «Последний по времени Этингер» не просто разведчик, но актер…

Да, вы правы, в его характере есть драматические противоречия, он человек по натуре яркий, артистичный. И это еще одна тема, которая меня волнует. Тема противоречия органики человеческой натуры и обстоятельств биографии, которые предлагает ему судьба. Кроме того, мне было интересно создать не просто образ артиста, певца, но контратенора. В мире вокальной музыки контратенора встречаются редко. Это редчайший случай, когда у мужчин голосовые связки смыкаются только на определенном участке. Раньше подобные партии пели кастраты, сейчас исполняют обычные, здоровые мужчины. Но подобный голос – явление особого рода. «Последний по времени Этингер» в детстве уже выходил на оперную сцену знаменитого одесского театра. Его ждала абсолютно благополучная судьба, тем более что двоюродная бабка у него была доцентом кафедры вокала. Но его «безбашенная» мать, обрубив судьбу, в 1990-м году увезла его в Израиль, где будь ты хоть физиком, хоть лириком, а в 18 лет принято брать винтовку и идти в армию. Ведь в Израиле – армия поистине народная. В результате целого ряда событий мальчик попал в контрразведку.

– Судя по тому, как описываете оперу, Вы ее любите?

 Терпеть не могу.

–  То есть опять дурите читателя?

 Я окончила консерваторию и, конечно, очень люблю хорошие голоса. Я неравнодушна к разным исполнителям, но не могу сказать, что опера – моя жизнь. Вот моя сестра-скрипачка живет в Бостоне и, как музыкант, специально слушает трансляции из Метрополитен-опера, я же не столь фанатична. Но вы правильно заметили: «дурите». Писатель создает иллюзию владения темой. Конечно, в конкретном случае музыка – факт моей биографии. Талант и мастерство в том и заключаются, чтобы у читателя создалось впечатление, будто перед ним абсолютно достоверная информация. А вот как только у него появляются сомнения – это для писателя прокол. А еще для меня было важно, чтобы читатель чувствовал: роман не прекращает звучать. В нем слышится не только канареечное и человеческое пение, но и звуки разных инструментов: флейты, кларнета, фортепиано, старинных инструментов камерного оркестра и даже арфы и виолончели, которые в романе так и остались немыми…

 Беседовала Алёна Бондарева

Источник: Читаем вместе

 

Дина Рубина - о своей книге "Окна", о своем любимом окне и своей жизни
17.04.2012

"Это профессия такая: создавать миры. Иные миры, понимаете? Иные, чем реальность. Это такая параллельная реальность, только более яркая, чем та, которая нас окружает".

В мире книг с Екатериной Боже
9.09.2011

Рубина мастерски владеет словом. Ей под силу создание любого образа, любой ситуации... Как кукольник ведет свою марионетку, так Рубина захватывает и ведет внимание читателя в ярком, карнавальном потоке своего романа с говорящим названием "Синдром Петрушки".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".