Роман обо всех временах...
(О романе «Другая судьба» М.Богуславского*)
«Что мы потеряли, приобретя новый мир? Людей и собственную страну... Мы проедаем то, что создано до нас... Посредникам все равно, что продавать - железо или перо хвоста святого Духа, Родину или девичью честь... Они свободны от чести и совести, от прошлого и будущего. А главное - свободны от ответственности. А над всеми стоит главный Посредник: между нами и Господом Богом. Нет у него конкурентов»...
Нет, эта цитата взята не из современной публицистики в «Литературке» или «Новой газете». Не из футуристического месседжа-прогноза. Речь идет об эпохе завершения Реконкисты в Испании ХV-ХVI веков, когда, вытеснив окончательно мавров из Гренады и открыв новый континент на Западе с помощью Колумба, человеческая цивилизация начала новое летоисчисление - эпоху «модернизации», «индустриализации», «капитализации».
На фоне прославленных еще Леоном Фехвангером в «Испанской балладе» событий эпохи доблестной королевы Изабеллы пролетает стремительная жизнь Командора и его друзей - сначала послушных юных патриотов, влюбленных в свою Родину, отдающих ей свою юность и зрелость в качестве безвестных и беззаветных исполнителей её воли, этаких Штирлицев средневековой разведки, лишенных даже надежды на благодарность Отечества, но исполняющих свой долг без колебаний и жалости к врагам.
Потом, после окончательной и безоговорочной победы христиан над «неверными», наши герои незримого фронта, вернее - выжившие одиночки, надеясь за оставшееся время вкусить мирной жизни, вынуждены снова вступать в сражения... со своими соотечественниками, а именно - со славной армией «воинов Христовых» - инквизицией, взявшей под контроль каждую мыслящую личность, каждую внерыночную индивидуальность.
-Командор, ты из какой страны уходил? Из той, что объединялась и крепла, росла, стала цельной и свободной, сплоченной общей верой. Ты куда вернулся? В ту же страну?
Я глотнул вина и пожал плечами.
- Молчишь? То-то. Ты думал, к власти придут самые умные. А пришли самые ушлые. И мы расчистили им путь. Теперь ты еще спас собственную шкуру и лишился собственного дома. Это что, мавры сделали?..
Данные краткие извлечения из громадного восьмисотстраничного текста ясно показывают, что автор не от экзотического любопытства увлекся далекой Гренадой (помните «Гренаду» Светлова о конармейском приятеле эпохи гражданской?). Вдумчивый наш современник не случайно многие годы изучал ту далекую страну, от коей берут начала и нынешние конфликты «Запада - Востока» с взрывами терроризма, бредом «неонацизма», возвратом холокоста и крестовых походов, именуемых «газаватом».
Михаил Богуславский - редкостный в наши дни автор, дерзнувший отдать немалый кусок жизни скрупулезному вживанию в ту синтетическую культуру Испании, где был возможен синтез мировых религий - иудаизма, христианства и мусульманства. Древние ветви мудрецов Востока обучали полу-варваров-христиан этике и эллинизму, точным наукам и благоговению к природе. Казалось - чуть-чуть и интернационал расцветет на древней земле Иберии, давшей миру образцы рыцарства и беззаветной романтики (Дон-Кихот Сервантеса тоже из этой эпохи).
Но... увы. Службы безопасности имеют во всем мире свой кодекс Чести. Свой план цивилизации, где войны за ресурсы, рабов и излишества для немногих - генеральная линия перевертышей и «кромешников». И автор, проведя своего главного героя через десятилетия испытаний, оставляет его на пепелище надежд, вынужденного инсценировать собственную гибель на поединке, где убивший его друг обретает молодую жену старого неудачника, и его тайные капиталы и даже... преданных ему слуг.
Прелесть и запутанность авантюрного романа в традициях подобного жанра, конечно, украшена параллельной судьбой младшего героя - удачника и ловеласа, любовника-профессионала и аристократа духа, судьба которого от беспутности и соблазна поворачивается к осознанию сочувствия слабым и даже... риску в спасении эмигрирующих от истребления иудеев.
Холокост средневековья добрался до двадцатого века с тем же результатом: единицы жертвуют собой, массы хохочут у костров инквизиции.
Михаил Богуславский написал хороший, подлинно рыцарский роман, где много любовных и эротически выписанных сцен, эпизодов, равно как и поединков, приключений и блеска эрудиции.
Но, главное, он прекрасно дал всю цепь человеческой извечной борьбы за совесть, честь и нравственную чистоту, которая идет из века в век во все времена.
Но показать и увлечь этим умеют немногие. Поэтому будем признательны автору без скидок на провинцию или информационно-бесстрастную (по формату) эпоху.
Такой труд не только увлечет читателя, но и заслуживает продолжения, родня его с великими мушкетерами, только уже не французской, а какой-то испано-советско-российской ментальности.
Кирилл Шишов
* М. Богуславский. Другая судьба. Челябинск: Цицеро, 2011. 800 с., илл.
Еще события
4.08.2015
|
13.10.2011
|
4.06.2011
|
26.05.2011
|
8.04.2011
|