Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Я привык доверять призывам судьбы..."

"Я привык доверять призывам судьбы..."
ВИКТОР ШРАЙМАН
Театральный режиссер, педагог
Текст: Светлана Кондюрина

Виктор Львович Шрайман – персона легендарная. Российский и израильский режиссер, педагог, один из ведущих отечественных специалистов в области театра кукол, основатель и первый главный режиссер магнитогорского театра куклы и актера «Буратино», вице-президент международного театрального фестиваля «КукАrt», член жюри национальной премии «Золотая маска»…Недавно он возглавил Нижегородский театр юного зрителя, перейдя из положения свободного художника в статус лица при должности.

- Виктор Львович, не страшно было так кардинально все менять?

- Страшно. Но я привык доверять призывам судьбы и, как показывала дальнейшая жизнь, бывал всегда прав. Первый серьезный шаг совершил еще будучи очень молодым человеком, когда бросил Харьковский театр кукол, где был вполне успешным артистом, и уехал поступать в Ленинград, в театральный институт. Я понимал, что в случае провала ни за что не вернусь обратно, просто из гордости. Но все сложилось благополучно, я поступил в институт, окончил его и стал заниматься любимым делом. И, слава богу, что решился на этот шаг, иначе кем бы я сейчас был? Стареющим артистом, играющим зайчиков…

Вторым важным решением в моей жизни было решение эмигрировать в Израиль. Я не стремился уехать, но все мои родные покидали Россию, а я не хотел оставаться один. Тем более к тому времени чувствовал некую усталость от театра, и мне хотелось что-то поменять в жизни. И в это раз оказался прав, потому что в эмиграции получил новую энергию, научился рассчитывать на себя и, что немаловажно, зарабатывать деньги.

Третий выбор произошел благодаря моему благодетелю, ректору Магнитогорской консерватории Александру Николаевичу Якупову, который восемь месяцев вел со мной переговоры, приглашая вернуться в Россию. Он предложил мне руководство кафедрой «Актер театра и кино» в Магнитогорской государственной консерватории, должность профессора и главного режиссера создающегося театра оперы и балета. Как говорят в американских фильмах, это было предложение, от которого невозможно отказаться.

Я набрал студентов, мы с ними занимались на базе городского драматического театра. Выпустил несколько курсов, и все было хорошо до того момента, пока главреж драмы Борис Цейтлин не выставил нас оттуда. Мы потеряли площадку для занятий. Кроме того, чувствовал себя несвободным в своих передвижениях по стране, так как руководство консерватории возражало против моих поездок на постановки. А ездить приходилось много: ставил спектакли, давал мастер-классы, участвовал в различных фестивалях в качестве члена жюри и был очень востребован в этих трех качествах.

- Почему вы решили принять предложение Нижегородского ТЮЗа?

- Во-первых, потому, что я давно знаю Александра Гарьянова, директора этого театра, и доверяю ему как человеку и как руководителю. Он грамотный менеджер, у него установка работать на театр. Во-вторых, к тому времени, когда поступило предложение, я уже успел поработать с труппой и понять, что эти люди импонируют мне в творческом и человеческом смыслах. В-третьих, привлекал этот старый русский город.

- Некоторое время назад коллектив этого театра пережил очень нелегкий период. А как они приняли вас?

- Труппа встретила меня доброжелательно. Получил от театра аванс, и теперь только от меня зависит, разумно ли я им распоряжусь. Все зависит от того, сколько ошибок совершу и какого качества будут ошибки. Частично я был знаком артистам по работе над спектаклем «Ужин с дураком», который ставил еще в качестве приглашенного режиссера. В процессе работы чувствовал, что наши профессиональные и человеческие отношения складываются хорошо. Да и спектакль получился удачным, его приняли и театр, и зритель.

- И с чего вы намерены начать как главный режиссер?

- Первое, что сделал, чтобы наладить диалог с труппой, – создал совет при главном режиссере. Это не совсем тот художественный совет, какой был в театрах в советские времена. Это, скорее, совет людей, которые имеют в театре художественный и человеческий авторитет. С помощью этой группы людей я на берегу могу обнаруживать возникающие проблемы и решать их раньше, чем они станут непреодолимыми творчески, человечески, этически и психологически.

На первой встрече сказал актерам, что не гарантирую гениальных спектаклей, потому что никто не может их гарантировать. Единственное, что я могу гарантировать, это то, что с моей стороны вы никогда не будете унижены и у нас всегда будут цивилизованные отношения. Я не вижу в них подчиненных, а вижу своих коллег, с которыми мы вместе будем создавать спектакли.

- Традиционный вопрос: что в планах?

- В качестве главного режиссера театра я по контракту обязан сделать один спектакль за сезон. Дальше – по желанию. А желания у меня такие: после зимних каникул начинаю репетировать спектакль по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Уже идет работа с художником Саровского театра Владимиром Шириным. В начале марта хочу начать работу над постановкой спектакля на возрастных артистов по пьесе Освальда Заградника «Соло для часов с боем». На молодых артистов планирую сборную программу из их студенческих номеров под условным названием «Мы начинаем!» и также предложил им самим найти пьесу. Если она покажется мне художественной, мы ее поставим. Моя главная задача в этом сезоне – дать работу максимально большему количеству артистов.

- Будете кого-то приглашать на постановки со стороны?

- Конечно. Могу сказать, что веду переговоры с Александром Бороком, главным режиссером Челябинского театра кукол. Мне кажется, что в его работе есть здоровое режиссерское хулиганство, которое нужно этой труппе, чтобы ее встряхнуть.

- Не смущает, что Александр Борок – режиссер кукольного театра?

- Абсолютно не смущает. Я люблю его спектакли «История любви» и «История болезни», которые поставлены в эстетике драматического театра.

Вообще считаю подобное разделение театра условным и неважным. Главное – качество спектакля. Кстати, в Нижегородском ТЮЗе идет кукольный спектакль «Рождественский вертеп», и актеры его страшно любят. Режиссер научил их играть с куклами, и теперь они наслаждаются этим занятием. Такой вот перевертыш получился: до моего приезда они стали немножко кукольниками, а потом к ним приехал режиссер театра кукол, который будет ставить с ними драматические спектакли.

- Виктор Львович, мы с вами встречаемся на екатеринбургском фестивале «Петрушка Великий». Что вы можете сказать о нем?

- По моей субъективной оценке, это лучший российский фестиваль театров кукол. Он амбициозен, в его программе всегда есть спектакли, которые уходят в историю театра кукол. Нынешний фестиваль я определил для себя как фестиваль спектаклей большой формы. Появились постановки новые по технологическим и визуальным средствам. Для их осуществления привлекались интересные режиссеры и художники. Прежде всего речь идет о спектаклях «Садко» Екатеринбургского театра кукол и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Челябинского театра кукол. Совершенно удивительная постановка – «Пиковая дама» из Гродно. Этот спектакль поставил один из лучших мировых режиссеров театра кукол Олег Жюгжда.

Вообще если говорить о персоналиях, то на этом фестивале собрались такие знаменитые режиссеры, как Олег Жюгжда из Белоруссии, Евгений Ибрагимов из Чехии, Александр Борок из Челябинска. Каждый из них востребован, каждый вызывает интерес.

Для нынешнего фестиваля характерен высокий уровень драматургических и литературных текстов – независимо от того, насколько удачен тот или иной спектакль. Это, прежде всего, Чехов в постановке двух театров, Пушкин в постановке трех театров, спектакль Челябинского театра кукол по очень хорошей детской повести современной американской писательницы Кейт ДиКамилло.

Нынешний «Петрушка Великий» также фестиваль выдающихся и признанных художников театра кукол. Мы видели работы Александра Алексеева, Юлии Селаври, Захара Давыдова, Елены Луценко.

«Петрушка Великий» – элитарный фестиваль. Здесь мощный город, мощный театр, в котором все люди относятся серьезно к тому, что они делают. Тут удивительная деловая атмосфера, в которой нет духа провинциализма. Надеюсь, что челябинскому фестивалю «Соломенный жаворонок» удастся достичь такой же атмосферы.

Источник: mediazavod.ru

 

В круге

Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол

"Как это ни удивительно, но дети не меняются. Сколько бы мы ни ворчали на компьютерные игры, новые мультики, 3D-форматы, дети, к счастью, какими были, такими и остались: как верили в чудо, что кукла живая, так и верят. И ничем это не разрушить!"

Интервью с главным режиссером Челябинского областного театра кукол Александром Бороком

"Очень хочется сделать настоящий спектакль ужасов. Только настоящий! Это в кинотеатре ты абсолютно уверен в том, что это всего лишь кино… а в театре? Театр – это здесь и сейчас, и сегодня так, а завтра иначе. И никогда одинаково. Когда в театральной темноте жалобно скрипит дверь – это особенное чувство".

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".