"Я еще не исчерпал своего потенциала"
Юрий Сепетеров – заслуженный учитель РФ. Он внес заметный вклад в систему образования Челябинска, но был изгнан с должности директора школы № 59 нынешней властью города. Как и другие достойные люди, чьи имена вписаны в «Энциклопедию Челябинска». Там перечислены все заслуги и звания разжалованных властью директоров школ: Анатолия Гостева, Галины Ивкиной, Любови Седельниковой. В компанию попал и Александр Тутатчиков, возглавлявший управление образования Ленинского района Челябинска.
Что послужило причиной увольнения этих людей? В какой атмосфере живет сегодня школа? История Юрия Сепетерова, который сейчас работает директором православной гимназии, проливает на это свет.
- Ушел я неожиданно и странно, – начинает свой рассказ Юрий Григорьевич. – Вызывает меня начальник районного управления и говорит, что я должен освободить место. Ни причин, ни недовольства мною. Еще недавно этот человек уверял, что наша школа – одна из лучших в городе. Правда, потом он от своих слов отрекся. Затем приглашает на ковер Светлана Портье, начальник управления по делам образования Челябинска, и говорит, что школа в застое, никак не развивается. Я в полном недоумении. Школа – на передовых позициях. Ни по ЕГЭ, ни по другим результатам ко мне претензий нет.
Портье начала меня уговаривать уволиться, но я не согласился. После этого за три или четыре месяца (теперь уж точно не помню) школа претерпела 17 проверок! Все перевернули – ничего не нашли. Но заявление в прокуратуру на меня все-таки написали. Якобы поставил антенну над школой без согласования и договора, хотя и то, и другое у меня было. Надо отдать должное такой наглости!
Я понял, что мне работать не дадут. Снова вызывает Портье и опять предлагает уволиться по собственному желанию. Сошлись на формулировке «по согласованию сторон».
- У вас есть предположения о реальных причинах вашего увольнения?
- Конечно. Начальник районо, когда к нему пришли мои учителя, сказал открытым текстом: «А не надо было ему рот разевать». Сегодня в образовании – атмосфера замалчивания проблем. Говорить можно только о хорошем. Если ты сказал о проблеме, значит, ты плохой руководитель. Никого не интересует, какая у школы материальная база, какая степень обученности детей. Важно другое: как быстро ты выполняешь распоряжения вышестоящего руководства. А они порой своеобразные. Поэтому людей, задающих вопросы, не любят. А я задавал. «Вы должны перейти вот в этот банк», – говорят. «А почему? – спрашиваю. – Меня и нынешний устраивает». «Вы должны перейти в другое охранное предприятие», – указывают мне. Но ведь родители сами определили, куда им идти. О каком автономном статусе можно говорить, если школа не вправе выбрать себе даже партнера?
Наверное, я слишком буквально понимаю написанное в законе. Ах, вот, мол, как оно должно быть. Но в нашем обществе сейчас многое строится на лжи. Люди, у которых в глазах одни пятаки, никого не пожалеют. Все разрушат, всех выгонят, чтобы им было свободно бюджетными деньгами управлять. Ничего от них не спасет. Даже если будешь чист как стеклышко, все равно растопчут, предъявив какое-нибудь ложное обвинение.
Я не люблю сравнение с 37-м годом. Но начинаю понимать психологию людей, живущих в то время. Когда-то как историк я увлекался мемуарами. Атмосфера тех лет очень похожа на сегодняшнюю.
- Был ли конкретный повод для вашего увольнения?
- Все началось после выборов в Законодательное Собрание. Моя школа показала наименьшее количество голосов за «Единую Россию». За это, я думаю, и уволили. В апреле в школу приезжал губернатор Михаил Юревич, похвалил нас, сказал самые добрые слова коллективу. На августовском педсовете глава Тракторозаводского района тоже отозвался лестно, мол, гордимся, что у нас есть такая школа, как № 59. А уже в октябре меня начинают травить, якобы за плохую работу.
- Вы не ожидали такого развития событий?
- Нет, конечно. Я был самонадеян. Считал, что меня не могут тронуть. Я ведь со всех сторон заслуженный, лауреат, почетный академик и прочее. И потом: я отдал Тракторозаводскому району практически 30 лет работы. И никто не вспомнит, чтобы меня за что-то ругали. Горжусь, что сделал такую школу, как № 59, на окраине города. Раньше этих слов стеснялся. А теперь – нет. Ведь гадости обо мне говорить не постеснялись.
- Вы не искали защиты у своих учеников, родителей?
- Нет, я не считал для себя возможным вовлекать детей, родителей в эту ситуацию. Вел себя отстраненно. Если бы за меня кто-то открыто вступился, то, наверное, и он лишился бы работы. Так оно и вышло. Когда я ушел, начали выдавливать людей, которые были мне близки. Некоторым я помог устроиться на работу. Но, к сожалению, всех принять не могу: гимназия небольшая. А есть очень ценные кадры. Например, Марина Салмина, автор учебника «История Южного Урала», учитель высшей категории, получатель гранта Президента РФ, прекрасный методист и краевед, замечательные учителя начальной школы…
Сегодня хорошего учителя найти сложнее, чем директора школы. Как же можно так разбрасываться кадрами!
- А профсоюз не мог вмешаться в эту ситуацию?
- У нас такой профсоюз, что туда лучше не обращаться. Мне, например, в райкоме профсоюза рассказали, как другой директор в аналогичной ситуации грозился покончить жизнь самоубийством. Не дождутся, ответил я. Может, меня кто-то и сломит, но не эти люди.
- Увольняя, вам не предложили другой работы? Отправили фактически на улицу?
- Да. Но я бы и не принял ничего. Не смог бы напиться из этих рук после всего.
- И как же вы нашли работу?
- Она сама меня нашла. Как-то мы ехали с женой мимо собора Святого Владимира. Там служит отец Владислав – наш старый знакомый. Мы остановились. Ну я и рассказал ему о своем горе. Через какое-то время он с отцом Алексеем мне позвонили и сказали, что меня ждет на прием владыка, чтобы предложить должность директора православной гимназии. Владыка и благословил на эту работу.
- Именно она помогла вам выдержать всё и не сломаться?
- Не только она. У нас с женой после 16 лет совместной жизни родился ребенок, первенец. В 50 лет я стал папой. У меня был радостно-нервный срыв, из-за которого все время текли слезы. Как сказал один близкий человек: люди отобрали у тебя дочку-школу, но Господь дал тебе дочку-ребенка – Лизочку.
- Каково вам, светскому человеку, в религиозной среде?
- Нормально. Она ведь мне не совсем чужая. Еще в школе № 59 мы дружили с гимназией, у нас были общие интересы, совместные праздники. К тому же я из верующей семьи. Бабушки, которые меня воспитывали (я не посещал детский сад), и мать были людьми глубоко верующими. Они меня окрестили. Мама учила молиться. Правда, она говорила, что не надо это делать на людях.
С детства существую в пограничных зонах. Еще студентом писал работу о Псково-Печерской лавре. Учился в ЧелГУ на историческом факультете, но считаю себя учеником фольклориста Александра Лазарева. Кстати, Александр Иванович мне и жену нашел. Поехал я как-то с ним и его супругой в деревню Кочкарь. А там – две девочки, у одной день рождения. По дороге Лазаревы купили ей подарок, ну и я тоже. С чайником, что подарил, и взял эту девушку в жены. Он у нас дома до сих пор хранится.
Здесь, в гимназии, мой духовный наставник – отец Алексей. Он мне очень хорошо помогает. К чему-то я уже готов, а к чему-то нет. Поэтому говорю: «Давайте с этим подождем. Я немножко привыкну».
- Да уж, в светской школе вы не крестили лоб на каждом шагу…
- Проблема не только в том, что это конфессиональное заведение, оно еще и частное, в котором я раньше не работал. Но встретили меня здесь очень хорошо. Тут очень теплая семейная обстановка. Не стало той изнуряющей боли, которая была. Нет бумажной волокиты, больше времени уходит на прямое дело: на детей, их учебу и воспитание. А главное, православная гимназия не участвует в проведении выборов.
- Владыка поставил перед вами амбициозную задачу: православная гимназия должна войти в число лучших учебных заведений Челябинска. Вам она по плечу?
- Работа над этой задачей будет моей лебединой песней. Я им всем докажу, что еще не исчерпал своего потенциала. Принял гимназию в хорошем состоянии и доволен тем, что сделано до меня, но нужно идти дальше.
Владыка на августовском педсовете предложил программу реформирования православного образования. Он хорошо сказал, что в гимназии образование должно быть не элитарным, но престижным. Значит, с современной материально-технической базой, высоким уровнем учителей, обучением детей выше стандартов.
Мы возродили хор под руководством замечательного человека, регента хора Свято-Симеоновского собора. У нас уже были яркие выступления. Наши дети пели с большим хором в Александро-Невском соборе, где службу вел сам архиепископ. Создали школу алтарников для мальчиков.
Но самое важное дело – построить при гимназии свой храм. Есть уже предварительный проект. Мы выбрали византийский стиль. А что может быть в жизни важнее, чем строительство храма?!
Справка
Юрий Сепетеров – выпускник ЧелГУ, заслуженный учитель РФ (1999). Педагогическую деятельность начал в школе № 112 . В 1987 году возглавил школу-новостройку № 59. Под его руководством школа превратилась в образовательный комплекс, в составе которого дошкольное отделение с игровым оздоровительным центром, центром охраны здоровья, художественно-эстетическим центром и валеологической службой. Во всероссийском конкурсе школа № 59 завоевала звание «Школа года» в 1991, 1998, 1999 годах и «Школа века» – в 2000-м. Юрий Сепетеров получил звание «Директор года» (2000). В 2001-м вошел в состав регионального координационного совета ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Источник: mediazavod.ru
Вокруг
О России, Путине, оппозиции и Великой Победе
|
В круге
Интервью с Михаилом Эпштейном
|
|