В поисках Коктебеля
Последнее десятилетие имя художника Стаса Шляхтина все чаще звучит из уст искусствоведов. Уже четверть века С. Шляхтин живет в Коктебеле и создает удивительные, яркие картины. Одни знатоки живописи его ругают, другие восхваляют до небес, но главное то, что нет людей равнодушных к его работам. Сам Станислав Михайлович не любит, когда его именуют художником, так как считает, что только создавший шедевр достоин этого высокого звания. Он называет себя живописцем и, шутя, добавляет: «Пишу я живо, то есть быстро».
Досье
Станислав Михайлович Шляхтин родился 25 июля 1942 года. В 1968 году окончил Харьковское художественное училище, театрально-декорационное отделение. В 1980 году поселился в Коктебеле. В 1992 году участвовал в выставке в Италии, через год в Москве прошла его персональная выставка, а в 2006 году - персональная выставка «Экспрессия образа» в Центре искусств им. С.Дягилева в Санкт-Петербурге. Не женат. Отец двоих сыновей.
Второй художник в семье
Станислав Шляхтин родился в Павлограде Днепропетровской области. Он был младшим сыном в крестьянской семье, причем разница в возрасте с братом и сестрой составляла более десяти лет. Поэтому Стас рос любимцем в семье.
– В 1943 году меня крестил румынский католический священник и нарек польским именем Станислав, возможно, из-за фамилии «Шляхтин», от польского «шляхтич», – предполагает он. – Позже я принял православие и мне дали другое имя – Стахий, но я все равно на своих работах ставлю «Stas», так как для меня это очень удобно и привычно.
Старший брат Николай был художником. Именно ему принадлежала идея обучить 15-летнего Стаса рисованию. Однажды Н. Шляхтин принес домой альбом с репродукциями Шишкина, которые вызвали восторг у младшего брата. Тогда Николай предложил ему сделать копию одной из работ.
– Я писал всю ночь и остался очень доволен результатами своего труда, – вспоминает С. Шляхтин. – Я ждал похвал от брата, но он равнодушно спросил: «Ну что, нарисовал? Тогда возьми этюд посложнее». Я выбрал самое простое задание, и брат указал мне на это. Будучи очень самолюбивым, я самоотверженно сел за рисование. Хотел добиться того, чтобы Николай признал мою гениальность.
В детстве Станислав мечтал стать актером, но со временем желание рисовать стало просто необходимостью. Однако, увлеченный идеей строительства коммунизма в Мелитополе, он отправился на комсомольскую стройку. Только в 1960 году Стас поступил в Харьковское художественное училище на театрально-декорационное отделение. Станислав Шляхтин рассказал, что при поступлении ему дали задание нарисовать картину за восемь часов. Однако грунт на холсте «потянуло» и первые четыре часа были потеряны. На второй день С. Шляхтин заменил полотно и окончил работу раньше срока. Один из аспирантов, наблюдавший за абитуриентами, подошел и воскликнул: "Больше ничего не добавляй, а то испортишь!" С того дня до получения диплома прошло восемь лет, так как служба в армии прервала его обучение.
Встреча с шедевром
Сейчас художник с юмором рассказывает, как не захотел воспользоваться связями своего дяди, занимавшего высокий пост в КГБ, а наоборот, пошел служить добровольцем. Армия оказалась не такой романтичной, как он ее себе представлял, во время службы Стас даже не прикоснулся к кисти. В результате, потеряв три года, три зуба и любимую девушку, он вновь продолжил обучение в художественном училище. Демобилизовавшись из вооруженных сил СССР, Станислав Михайлович впервые приехал в Ленинград и решил посетить Эрмитаж.
– До этого я никогда не видел оригиналов шедевров живописи, и вот произошло чудо, - поделился впечатлениями художник. – Я подошел к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» и простоял у нее почти пять часов. Это была незабываемая встреча с шедевром. Я очнулся от слов женщины-смотрителя, которая сказала, что музей закрывается. Я в ужасе произнес: «Вы, что? Я же только что пришел!». Затем были еще две встречи: с работами Сезанна и Малевича.
В 1968 году Стас Шляхтин окончил Харьковское художественное училище, театрально-декорационное отделение. Впереди была целая жизнь, и молодой живописец полагал, что весь земной шар находится у его ног. Но в реальной жизни все оказалось совсем не так. Душа художника оказалась тонкой и хрупкой. В работах Станислава бушевали яркие краски, а самого автора обуревала тоска.
Он поселился в Харькове, где ему предоставили квартиру и мастерскую. Тем не менее, начался творческий застой. Государственные чиновники официально не одобряли его манеру живописи, так как по коммунистическим идеалам импрессионизм несовместим с марксизмом. Однако племянника высокопоставленного сотрудника КГБ преследовать боялись, поэтому вариант забвения был самым оптимальным. Тем не менее, находились настоящие ценители живописи, которые приобретали работы не рекомендованного художника.
В поисках Коктебеля
– Не знаю почему, но Харьков меня не вдохновлял, – с грустью вспоминает С. Шляхтин. – Я мечтал о загранице. Мне хотелось побывать в лучших музеях мира. Полюбоваться шедеврами мировой живописи, но в советское время это было невозможно. Я просто грезил поездкой в Лондон, воображение рисовало встречу с королевой Великобритании. Даже мечтал эмигрировать, так как очень не любил Советский союз за закрытые границы.
Однажды Станиславу посчастливилось увидеть маленькую акварель Максимилиана Волошина, которая навсегда отложилась в памяти живописца.
– На работе было указано, что изображен Коктебель, – пояснил художник. – Я страстно захотел туда попасть. Название по созвучию напоминало французское слово, поэтому я решил, что эта местность находится во Франции.
Станислав Михайлович накупил географических карт, на которых были изображены наимельчайшие населенные пункты этого государства. Однако даже пристальное изучение карты Франции не помогло отыскать Коктебель.
Живописец стал читать стихи и другие произведения Максимилиана Волошина, там часто упоминалось о Франции и Париже, а также о Коктебеле. Стас Шляхтин даже не подозревал, что долина грез находится не так уж далеко. И вот случайно ему попалась повесть Константина Паустовского «Черное море», в которой он прочитал, что Коктебель находится в Крыму в 20 км от Феодосии.
– В то время поселок ведь назывался Планерское, а старое название упоминалось только узким кругом людей, – рассказал художник. – Я искал Коктебель 13 лет. В 1979 году я приехал в Коктебель, и тогда произошел мощный прорыв в моем творчестве. Я жадно окунулся в работу. Будучи марафонцем, обошел все окрестности. Вскоре я почувствовал, что не смогу жить ни в каком другом месте на планете, кроме Коктебеля. С той поры я стал коктебельцем.
К тому времени Станислав Шляхтин расстался со своей первой женой, которая теперь живет в Германии. Сейчас бывшие супруги поддерживают дружеские отношения, а сын Ян почти каждое лето гостит у отца. В Коктебеле С. Шляхтин встретил другую женщину, которая в 1990 году подарила ему второго сына Антона: "Москвичке не нравилось коктебельское межсезонье, поэтому мы расстались. Однако я благодарен ей за многое в моей судьбе".
В своем отечестве талантов нет
Знакомые и друзья активно занялись участием живописца во всевозможных выставках. За годы плодотворного труда картин накопилось множество. Впервые работы Стаса Шляхтина демонстрировались в 1992 году на выставке живописи «Фьера ди Верона», организованной городской торговой палатой в Италии. Критики отзывались о неизвестном художнике из Коктебеля очень лестно. О нем заговорили в богемных кругах России. В 1993 году в московском выставочном зале «На Солянке» состоялась его первая персональная выставка «Коктебель. Сад. Свет». Все работы, представленные на выставке, купил Центральный Банк России.
– На открытие пришло более ста человек, и один из посетителей заявил, что покупает все картины, – вспоминает С. Шляхтин. – Я был крайне удивлен, а организаторы попросили разрешения, чтобы выставка доработала до конца. Хотя продавать было уже нечего.
После этого были еще восемь выставок. Последней из них была персональная выставка «Экспрессия образа», которая с большим успехом прошла в этом году в Центре искусств им. С.Дягилева. Это была первая демонстрация работ Стаса в Санкт-Петербурге. Однако украинские галеристы пока не обращают внимания на отечественного художника.
Станислав Михайлович выглядит намного моложе своих лет, полон сил и энергии. Он предпочитает работать под звуки вальса. Стас большой поклонник музыки Хачатуряна, Глинки, Свиридова и особенно обожает полонез Огинского.
– Еще в юности я мечтал о чуде и продолжаю мечтать о нем сейчас, – рассказал Станислав Михайлович. – Я страстно желаю создать шедевр и обязательно это сделаю, если получится.
Феодосийский портал "Вся КАФА",
июль-август 2006 г.
Вокруг
В мастерской у чебаркульского художника Василия Дьякова
|
В мастерской у челябинского художника Павла Ходаева
|
В круге
Интервью с художником Стасом Шляхтиным
|
Джозеф Тёрнер (1775-1851)
|