Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

«Правильный чай помогает установить гармонию с самим собой»

«Правильный чай помогает установить гармонию с самим собой»
ПАВЕЛ ПОПКОВ
Старший преподаватель кафедры биохимии ЧелГМА
Текст: Галина Абакумова

Павел Попков – старший преподаватель кафедры биохимии ЧелГМА, куратор отдела лекарственных и пряно-ароматических культур ботанического сада ЧелГУ. О чае и чаеподобных напитках он знает, кажется, все. Своими знаниями охотно делится с окружающими.

- Павел Николаевич, ваш интерес к чаю и чаеподобным напиткам потребительский или научный?

- Я интересовался биологией с детства, в школе стал посещать областную станцию юных натуралистов. Потом был естественно-технологический факультет педуниверситета, затем аспирантура по биохимии в медакадемии. Именно тогда, 10 лет назад, нам прислали для испытаний экстракт дальневосточного растения маакии амурской, являющегося мощным гепатопротектором. Так начался мой научный интерес. Когда ты долгое время находишься вблизи растений, бываешь в экспедициях, формируется особое сознание. Ботаником или садоводом может быть только человек, который близок к природе.

- И все-таки, почему именно чай и чаеподобные?

- Все знают о пряно-вкусовых свойствах мяты, мелиссы, которые выращивают в садах и на подоконниках, о чайном грибе и хлебном квасе. Однако уровень научных знаний об этих объектах у непрофессионалов достаточно низок. В последнее время в связи с расширением номенклатуры доступных растительных средств возникает все больше интереса к напиткам функционального назначения. Из них наиболее известны травяные чаи, применяемые в адаптотропной терапии. Тут огромная заслуга традиционных этномедицин Востока и Запада и отечественных травников. Задача ученого – раскрыть профилактический и корригирующий потенциал отдельных видов растений, обосновать полезность этнических напитков, в том числе чая.

- Обычный человек очень мало знает о чае и чайной традиции. О том, что есть виды чая и сорта. Белый чай, желтый, улун, пу-эр – что это?

- У нас только в двухтысячные годы наладился экспорт чая серьезных сортов. Они различают по стране происхождения и степени обработки. Доминирует на рынке черный цейлонский, несколько меньше качественного черного индийского. Одновременно с этим активно растет потребление зеленого китайского чая. Популярность зеленого напитка связана с антиоксидантным действием полифенолов, однако не стоит забывать, что его усиленное употребление может привести к камнеобразованию в почках.

Кроме китайского зеленого чая начинают встречаться более ферментированные белые, желтые чаи, средне и сильноферментированные улуны, практически полностью ферментированные красные и черные чаи. Пу-эр – это особый продукт постферментации зеленого чая с участием определенных видов микроорганизмов. Такой чай, как правило, прессуется и хранится годами до созревания. Лучшими считаются чаи, достигшие 35-50-летнего возраста. После 70 лет хранения качество и физиологическая ценность начинают падать и угасают к 100 годам, повторяя жизненный цикл человека.

- Что такое улун?

- Этот вид чая по китайской классификации находится между зеленым и красным. При его обработке ферментацию до конца не доводят: ей подвергается не весь лист, а лишь его края и часть поверхности. Некоторые сильно скручивают – в катышки, благодаря чему внутри сохраняется большая концентрация эфирных масел. Улунов великое множество. Одни слабо обжарены, другие – сильно, третьи – многократно обжаривают, четвертые – выдерживают, пятые – ферментируют в вакууме, шестые – коптят, седьмые – ароматизируют и так далее. Это тонкости технологии.

- Все-таки о видах и сортах…

- Разновидностей камелии китайской с ботанической точки зрения всего две – китайская и ассамская. Однако чаеводами выведено множество культурных форм. По внешнему виду листа и цвету настоя определяют классы. Белый, желтый, зеленый, бирюзовый, красный и черный – все это собирательные понятия. Сочетание типа сырья, включая разновидность чайного куста, используемые части, местность происхождения, сезон сбора и технологии его последующей обработки рождают конкретный сорт, который часто делится по категориям качества. Разные производители используются от 9 до 12 уровней качества. Из одного типа сырья в силу различий обработки может быть получено несколько сортов. В то же время существуют купажные сорта чая из нескольких видов исходного сырья, обработанных по одной технологии. Сортов только в Китае выделяют до 10 тысяч. Каждая деревня и даже малое фермерское хозяйство может производить уникальный чай, так ценимый коллекционерами.

- Культура потребления появляется и формируется только в странах, где чай произрастает?

- Да, в странах, которые поставляют продукт на мировой рынок. Чайный куст хорошо себя чувствует только в субтропическом и тропическом климате. Сейчас эта культура возделывается примерно в 20 странах, но исторической родиной является Юго-Восточная Азия. Китайцы не так давно отмечали 2000 лет чаеводства. Вначале чайное растение распространилось по соседним с Китаем странам Азии, в Японию оно проникло в VI веке вместе с буддистскими монахами. В Индию и на Цейлон кусты китайского происхождения были завезены англичанами в XIX веке, в Кению – в XX веке. Дикие ассамские чайные кусты фигурировали в древних источниках по аюрведе и были переоткрыты англичанами в XIX веке. Совсем недавно, в 2001 году, в Великобритании на юго-западе страны начали выращивать чайные кусты. В царской России кавказский чай стали выращивать на территории Грузии и Азербайджана в XIX веке. Краснодарский чай известен с начала XX века. В 30-е годы наши чайные кусты были также завезены в Турцию.

- Можно ли сказать, что в России существует культура потребления чая?

- Собственной никогда не было. Все, что выработано, – с началом контактов с Китаем, с XVI века. Много месяцев его везли из Китая через Монголию, и стоил он на вес золота. С XII века у нас употребляли кипрейный напиток из иван-чая, который в большом количестве изготавливался в селе Копорье. Даже Европа закупала у нас этот чай, называемый «русским». Впоследствии им разбавляли китайский чай.

- Что важнее для чая: сама заварка – сырье, вода, чайник или технология заваривания?

- В Китае в древние времена говорили: «Свойства чая исходят из воды». Считается, что из чая, качественного на 80 процентов и заваренного водой 100-процентного качества, получится чай, качественный на 100 процентов. В то время как вода с 80-процентным качеством, которой заварен 100-процентный чай, даст всего лишь 80 процентов качества. Там существуют профессионалы, которые всю жизнь занимаются поиском правильных ручьев, где камни на дне должны быть определенного цвета.

У нас в Челябинске плохая вода, ни угольные фильтры, ни колончатые ионообменники не дают необходимого результата – только мембраны, которые задерживают грязь, либо приходится использовать бутилированную воду. С традиционной точки зрения артезианская и колодезная вода не подходят, потому что считаются мертвыми – подземными водами. Предпочтения отдаются открытым, в том числе текучим водоемам. Допускается использование талой воды.

Как правило, применяется несколько сосудов: для кипячения воды, оживления чая, заваривания и разливания настоя. К каждому сосуду предъявляются особые требования. Чайник для воды должен быть стеклянным, металлическим или из гуандуньской белой глины. Чайник, в котором заваривается напиток, должен быть из нефрита, цзиндэчженьского фарфора, пятицветной исинской глины или японской керамики. Только в методе Лу Юя чай заваривают в там же, где закипает вода, путем его внесения в определенную фазу кипения.

- В чем культура чаепития?

- Чай способен наладить диалог между людьми. Правильный напиток помогает установить гармонию с самим собой. Существует понятие чайного пути, когда человек постепенно приходит к осознанному завариванию чая, учится понимать восточный символизм и философские категории, зашифрованные в этом таинстве. Это делает чайное искусство инструментом самовыражения, наведения порядка в собственной голове.

Поэтому обучение чайных мастеров начинают с наведения абсолютной чистоты. Затем нужно воспитывать свои язык и небо, чтобы выделять вкусовую палитру, различать температурный режим, время настаивания, свежесть сырья. Считается, что практикующий становится «человеком чая» после 10 тысяч чайных сетов.

- Как вы применяете ваши знания для укрепления здоровья?

- Я делаю купажи. Задача – получить продукт, приятный на вкус и по возможности обладающий какими-то свойствами, к примеру, противовоспалительными. Некоторые чайные добавки приносят свой вклад, усиливают действие напитка – тот же чай с малиной. На Востоке нет монотерапии как таковой, эффективны растения только в сочетании! Там это представляют иносказательно: лекарство – полководец, он бьет по болезни, настраивая весь организм; у него есть советники, которые сами не имеют такой силы, как генерал, но направляют и усиливают его действие и есть солдаты, которые реализуют комплекс лечебных операций в нужном месте. Результат может развиваться от микродозы, может быть отдаленным по времени, может протекать незаметно для нас. До сих пор наука не может объяснить многие поразительные эффекты древних прописей восточных мастеров.

- Значит, вы владеете всеми секретами и можете себя привести в состояние, какое захотите?

- Боюсь, что всеми секретами не владеет никто из современников. Но кое-что и я могу. Благодаря использованию чаев и бальзамов купирую состояние предболезни во время эпидемий. При этом ведущим фактором является сохранение настроя, а чайное погружение помогает поддержать дисциплину тела и духа.

Источник: mediazavod.ru

 

В круге

"Каждую неделю, как зачарованная, наблюдала я этот процесс. В каком-то смысле выпечка хлеба была моим «домом». Всякий раз, когда готовили хлеб, я чувствовала себя уютно. Это было похоже на таинство, в котором участвовали Господь и крест Его и Благословенная Матерь Его".

Фрагмент из книги "ПрадедушкаАркаим"

"Аркаимская цивилизация являет нам совершенно уникальный тип альтернативного развития человечества безгосударственного типа. Здесь совершенно иные приоритеты и критерии оценки «развитости». На первое место выступает натуралистическая зоркость, основанная на невыделении себя из природного мира".

Из автобиографии Махатмы Ганди

"Я больше не слепец, не влюбленный до безумия муж и уже не наставник своей жены. Кастурбай могла бы при желании быть со мной теперь столь же нелюбезной, каким я прежде бывал с нею. Мы - испытанные друзья, и ни один из нас не рассматривает другого как объект похоти".

"В русском языке отчества сохранились лучше, чем в подавляющем большинстве европейских. Мне представляется, что традиция отчеств в российском величании может быть даже усилена, если в дополнение к ней и в развитие ее мы введем свободный выбор матчеств, т.е. позволим величать себя и по имени матери".

"Поскольку мир будет становиться в ближайшее время всё более контролируемым и усложнённым, всё сильнее будет развиваться шаманизм и другие исконные верования и религии. Ведь шаманизм - это один из немногих действенных способов вернуться к себе. Вспомнить, что реальный мир намного больше, ярче и разнообразнее, чем мы привыкли об этом думать…"

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".