Хасидские притчи
Немного о хасидизме
(очень популярное введение)
В конце 30-х годов XVIII в. в Подолии (на границе с Бесарабией) возникло новое религиозно-мистическое движение, не имевшее аналогов по своему размаху за всё время существования иудаизма. Оно стало называться хасидизмом (буквально — «учение благочестия»). Начало этому важному в истории иудаизма движению было положено рабби Исраэлем бен Элиезаром, прозванным Бештом, соединявшим в себе восторженное религиозное чувство, одухотворённое мистической экзальтацией, с глубоким знанием психологии и настроений народных масс. В течение весьма короткого времени хасидское движение охватило еврейское насечение Подолии, Волыни, Галиции, Украины, а затем с необыкновенной быстротой распространилось по Литве. Белоруссии, Румынии и Венгрии.
Своим необыкновенным успехом хасидизм в значительной мере обязан тому, что его основатель Баал Шем Тов сумел придать практический характер своему учению, метафизическими основами которого были религиозный пантеизм и признание непрерывного взаимодействия между человеком и Богом, а также сумел найти для своей системы форму, в полной мере отвечавшую принципам демократизации иудаизма — построения религии на началах сердечной, интимной привязанности человека к Богу и оптимистического отношения к жизни и людям. Сущность его учения сводилась к религиозному пантеизму.
В корне «учения благочестия» лежит идея, что мир есть не эманация Божества (как говорит учение Каббалы), а лишь проявление Божества. Из этого вытекают следующие принципы:
1. Добро и зло. Раз в мире есть только Божество, то ничто не может считаться абсолютным злом. Зло представляет особую, временную форму проявления Божества; самостоятельно зла в самом себе нет.
2. Грех и благочестие. Всякий человек, как бы низко он ни пал, всегда в состоянии подняться до Божества, ибо ничто и никто не может быть абсолютно плохим. Бог присутствует в плохом человеке так же, как и в праведнике.
3. Служение Богу. Цель человеческой жизни состоит в слиянии с Божеством — Источником жизни. Человек должен стремиться к познанию Божественной тайны, которая есть чувство слияния с Божеством, после всех объяснений остающееся столь же непонятным человеку, не испытавшему этого чувства, как слепому — цвета.
Слияние человека с Божеством достигается не путём изучения Закона, доступного лишь немногим, а путём восторженной молитвы, при которой человек чувствует себя слитым с Источником — Божеством.
Эта истинная цель существования человека достигается также путём исполнения заповедей, причём верующий должен обращать внимание не на обрядовую скрупулёзность, а на то, чтобы исполнение каждой заповеди сопровождалось восторженностью и было проникнуто религиозным чувством.
Но не только молитвой и исполнением заповедей достигается высшая цель существования человека, она требует непрерывного служения Богу всей жизнью. Раз всякий жизненный акт есть проявление Божества, то человек обязан жить таким образом, чтобы и земные его дела превращались в Божественные. Это достигается посредством сосредоточения всех мыслей и чувств на Боге и сведения к Нему всех жизненных явлений.
4. Пути служения. Аскетизм, как и страх Божий, суть менее совершенные пути служения Богу, чем бодрое и радостное служение Ему, исполненное ответственного взгляда на жизнь и людей.
5. Грешник не должен скорбеть о прошлом, ибо следует радоваться тому, что в его душе зазвучат небесный глас, призывающий его к раскаянию. Следует вообще относиться к грешнику как к праведнику, ибо такое отношение возбуждает добрые чувства о людях, заставляя их возвышаться до Бога.
В настоящее время хасидизм совершенно потерял свой сектантский характер и как равноправный член вошёл к ортодоксальный иудаизм.
Хасидские притчи
ЛЮДИ ЗАБЫЛИ НИЗКО СКЛОНЯТЬСЯ
Молодой человек спросил старого рабби: "Мы слышали, что в прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими собственными глазами, люди, бывало, встречались с Богом. Бог, бывало, ходил по земле, Бог, бывало, называл людей по их именам. Бог был очень близко. Что же случилось теперь? Почему мы не можем видеть Его? Почему Он прячется? Куда Он ушел? Почему Он забыл землю? Почему Он больше не ходит по земле? Почему он больше не поддерживает за руку людей, спотыкающихся во тьме? Раньше Он, бывало, делал это".
Старый рабби посмотрел на ученика и сказал: "Сын мой, Он и сейчас там, где был, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы увидеть Его".
ТРЕТИЙ МИНИСТР
Однажды случилось так: принц своим дурным поведением разгневал отца. И уж так принц повел себя неделикатно, так не по-царски, что отцу пришлось изгнать его из королевства.
Но отец думал, что принц раскается, попросит прощения и вернется обратно. А принц просто исчез. Он не пытался искать связь с отцом. Можно было подумать, что он только того и ждал, как бы сбежать из царства, как бы сбежать от дворца и от отца. Он бродил поблизости от царства, связался с компанией пьяниц, картежников и проституток -- худшим сбродом, какой только можно найти. Он стал одним из них. Но не только -- постепенно он стал их вожаком.
Прошло много лет. Отец все старел и старел и все тревожился о благополучии своего единственного сына. Видя приближающуюся смерть, он послал одного из самых умных своих министров вернуть сына обратно.
Министр отправился в роскошной золотой карете, с множеством слуг. На некотором расстоянии от лагеря оборванцев была раскинута величественная золотая палатка. Министр послал гонца к принцу, сам же не стал себя утруждать. Он остался вне лагеря: войти в него было ниже его достоинства. Нищий лагерь; немыслимо было войти ему в эту грязную дыру, в которой жил принц и эти падшие люди. Министр пытался найти контакт с принцем, но общение было невозможно: расстояние уж слишком велико. Так ничего у него не получилось, и он вернулся обратно.
Тогда послали другого, более мужественного. Он был отважен, он понял причину неудачи первого посланца: первый министр не мог общаться. И он поступил по-другому; он отправился одетый, как простолюдин, и без всяких слуг. Он просто пришел и смешался с этой компанией. Он стал у них своим; и постепенно, мало-помалу, ему самому полюбилась их свобода. Во дворце было, как в тюрьме: никакой свободы. А здесь каждый был абсолютно свободен. Никто никому не мешал, каждый был предоставлен сам себе.
Второй министр тоже не выполнил поручения: он сам больше не вернулся во дворец дать отчет царю. Царь очень обеспокоился. Казалось -- делать нечего. Он обратился с просьбой к третьему министру, не только мужественному, но и мудрому. Это была последняя попытка. Третий министр попросил трехмесячный отпуск, чтобы подготовиться. Только тогда, не раньше, он сможет отправиться в путь. Царь спросил: "К чему ты собираешься готовиться?" Он ответил: "К тому, чтобы помнить себя". И ему был дан трехмесячный отпуск. Он отправился к цадику, чтобы достигнуть большей полноты сознания. Вести себя, как первый министр, было абсолютно бессмысленно: общение невозможно. Второй поступил лучше, но тоже потерпел неудачу: не сумел помнить себя. Поэтому он сказал цадику: "Помоги мне, чтобы я мог помнить себя и помнить, что я пришел из дворца, чтобы выполнить очень важное поручение".
Три месяца прошло в обучении. Затем он отправился. Он повел себя так же, как второй. Оделся простолюдином и отправился к ним пьяницей. Но он только делал вид: на самом деле он не был пьяницей. И он жил со всей этой честной компанией, делая вид, что он пьяница, делая вид, что он картежник, и даже делая вид, что влюбился в проститутку. Но все это была видимость: на самом деле он действовал. И постоянно, как подводное течение, он спрашивал себя: "Кто я? Зачем я пришел сюда? Для чего?" Он наблюдал себя. Он был наблюдатель. И добился чего хотел.
ГЛУХОЙ
Однажды стояли музыканты и играли на своих инструментах, сопровождая игру пением. Под их музыку в такт со звуками и аккордами танцевала, маршировала и двигалась масса людей.
Один глухой от рождения смотрел на все это зрелище и дивился. Он спрашивал себя: "Что это значит? Неужели потому только, что те люди проделывают со своими инструментами разные штуки, наклоняют их то туда, то сюда, поднимают, опускают и тому подобное, вся эта толпа людей дурачится, прыгает, производит разные странные телодвижения и вообще приходит в такой азарт?"
Для глухого человека все это зрелище было неразрешимым вопросом, потому что ему недоставало слуха, и вследствие этого ему было непостижимо то восторженное, двигающее чувство, которое возбуждается в нормальном человеке звуками музыки.
ОБЕД
Однажды царь сообщил придворным о предстоящем у него обеде, на который их и пригласил. При этом, однако, царь не объявил, когда именно этот обед состоится, а просил их быть наготове по первому зову. Одни из придворных, более умные, подумали, что у царя недостатка на приготовления к обеду не бывает, а потому могут быть позваны ежечасно. На этом основании они, не откладывая ни минуты, позаботились о том, чтобы предстать к царскому обеду в приличном виде. Другие же, менее умные, рассудили, что никогда обеда без особых приготовлений не бывает, а потому они еще успеют позаботиться о своем костюме. Между тем приглашение последовало совершенно неожиданно.
Первые обрадовались своей предусмотрительности и явились к царю в подобающем виде, за что были допущены к обеду. Вторые же были вынуждены явиться в неприличном виде, и в наказание за это им оставалось только глядеть на то, как другие обедают.
МИРАЖ
Некий могущественный царь построил громаднейший дворец с бесчисленным множеством комнат, расположенных так, что одна находилась внутри другой по форме концентрических квадратов. Сообщались между собой комнаты дверьми, которые находились в одном продольном направлении и приходились одна против другой так, что через них, когда они были открыты, можно было видеть все убранство комнат внутри. Царь обыкновенно сидел в самом отдаленном внутреннем покое, далеко от зрителей.
Когда постройка этого волшебного дворца была закончена, царь созвал своих вельмож и приближенных для осмотра чудного здания. Но как только они собрались и остановились в первых наружных дверях, закрылись все двери, все ходы и выходы дворца -- и гости увидели перед собой лишь ряд стен, за которыми ничего не было видно. И стояли они долго, дивясь сему странному зрелищу. Тогда вышел к ним сын царский и сказал: "Разве вы не знаете, что мой отец -- величайший из мудрецов и обладает всевозможными искусствами волшебства? Так знайте же, что никакого дворца тут нет, а все это -- лишь обман зрения, мираж. Перед вами -- открытое со всех сторон место, незастроенное и незагороженное; перед вами же и отец мой, великий царь, которого вы не видите только потому, что вы очарованы его волшебством, и ваши глаза покрыты как бы пеленой. И такова уж ваша доля -- видеть разные дворцы, стены, картины, вещи там, где нет никого и ничего, кроме самого царя. Таков и видимый мир. Все, что мы видим, есть сплошной мираж, один только оптический обман. Вне и кроме Бога нет ничего; вся видимая материя -- только одно из Его проявлений, это волшебная одежда, через которую мы Его постигаем, но которая на самом деле не существует".
ЦАРЕВИЧ
Некий ремесленник очень возлюбил своего царя и, чтобы быть к нему ближе, нанялся истопником во дворец. Чтобы непрестанно наслаждаться лицезрением любимого царя, он проделал отверстие в стене, отделявшей доступную ему комнату от недоступного царского кабинета и через это отверстие тайно любовался своим кумиром.
Однажды царский сын за какую-то оплошность в разговоре впал в немилость и был заключен в ту же комнату, где сидел истопник Тоскуя по своему отцу, царевич выпросил позволения у истопника уступить ему отверстие и отводил себе душу тем, что хоть издали смотрел на своего отца. Тогда истопник сказал ему: "Горе тебе! Я, человек простой и бедный, не могу быть допускаем к царю и вынужден любоваться им хоть издали, хоть через маленькое отверстие. Ты же, человек умный и воспитанный, способный заседать в царском совете и постоянно нужный царю, теперь обречен на ту же участь лишь потому, что не сумел вести себя хорошо и внимательнее взвешивать свои слова перед царем. Послушай меня: исправь свое поведение -- и ты всегда будешь восседать около царя!"
ПЫШНО ЦВЕТУЩАЯ РОЗА
Некто, имея сад, насаженный аллеями смоковниц, яблоней и гранатовых деревьев, сдал его в аренду. Придя туда через некоторое время, он нашел сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтобы вырубить терновник, но в это время среди колючих зарослей заметил пышно цветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: "Ради одной этой розы я готов оставить все в этом саду нетронутым".
УЧАСТОК ЗЕМЛИ
Некто имел участок земли, покрытый кучами мусора, и решил его продать. Купивший эту землю очистил ее от мусора и нашел на том месте родник превосходной воды. Насадил он виноград и гранатовые деревья, остальное место разбил на грядки под ароматические растения; посадки свои подвязал на тычинах, построил тут же башню и приставил к месту надежного сторожа.
Прохожие не могли налюбоваться. Случилось побывать там прежнему владельцу. Видя, во что превратилась прежняя пустошь, он воскликнул: "Горе мне! Такое место я продал! Такой благодати я лишился!"
ГЛУХОЙ, СЛЕПОЙ И БЕДНЫЙ
Был огромный город. Он казался огромным тем, кто там жил. На самом деле он был не больше маленького блюдца. В этом городе были только дома-небоскребы. Люди, что там жили, утверждали, что крыши их почти касаются неба. Но не введенные в заблуждение видели, что город не выше луковицы. В городе было столько жителей, что не собрать и в десяти городах. Но для тех, кто умел считать, в этом городе жило только три дурака, и больше никого.
Первый дурак был великим мыслителем. Он мог говорить обо всем, и у него были на все готовы ответы. Он осуждал обычный мир, но очень ценил невидимое, которое мог видеть только он. Он был слепой.
Второй человек слышал музыку сфер. Он слышал танец атомов и гармонию существования, но был совершенно глухой.
А третий дурак был абсолютно голым. У него ничего не было. Он был самый бедный человек из существовавших на земле. У него был только меч, который он всегда носил с собой. Он всегда боялся, что кто-то ограбит его однажды.
Как-то они все собрались вместе, потому что прошел слух, что их город в глубоком кризисе. Поэтому их попросили ответить на вопрос: "Какая грядущая катастрофа?" Слепой человек посмотрел вдаль, на горизонт и сказал: "Да, я вижу тысячи солдат из вражеской страны. Они наступают".
Глухой послушал в молчании и сказал: "Да, я могу слышать, что они говорят. Я даже могу слышать, что они не говорят, а прячут в своих сердцах".
Нищий подпрыгнул, взял меч в руку и сказал: "Я боюсь, что они собираются ограбить нас".
ДВА ВЗГЛЯДА
Некий великий царь посетил хижину бедняка. Простолюдин, увидев царя в роскошном наряде и среди блестящей свиты, любовался этим наружным блеском и дотоле невиданным им богатством и роскошью. Присутствовавший же при этом другой простолюдин восхищался не внешним царским блеском, ибо знал, что для царя богатство и роскошь ничего не значат, а восторгался он мыслью, что столь великий и могущественный царь удостоил своим посещением хижину бедняка, что он снизошел к маленькому, слабому человечку и интересуется его житьем-бытьем.
ДЕРЕВО НА ТОПОРИЩЕ
Деревья впервые увидели железо и затрепетали в страхе за свою жизнь: "Вот придет человек, -- подумали они, -- наделает железных топоров и погубит нас всех".
Но железо сказало: "Чего вы испугались? Живите в мире, не изменяйте друг другу -- и я не в состоянии буду вредить вам: ибо где возьму я тогда дерево на топорище?"
СОЛНЦЕ И ЛУНА
Солнце и луна вначале одинаково ярко и сильно освещали землю. Но луна захотела первенствовать.
"Господи! -- сказала она. -- Нехорошо, что свет солнца равен моему свету, так как никто теперь не может отличить солнце от луны". "Хорошо же! -- изрек Всевышний. -- Отныне всякий отличит вас, ибо за твою спесь и зависть я уменьшаю твой свет".
ПРАВДА
Когда Господь, окруженный сонмом небожителей, провозгласил: "Сделаем человека по образу нашему", к Божественному престолу явилась Правда, преклонилась и сказала: "Не создавай человека, ибо он будет преисполнен лицемерия и лжи". Но вслед за нею предстала Милость и просила создать его -- милосердного и доброго. Затем явился Мир и взмолился: "На что Тебе этот злой и коварный человек?" Но представшее Правосудие сказало: "Сотвори его, ибо он заступится за бедного, защитит сирого и убогого". Выслушав все это, Господь взял Правду и сбросил ее на землю. "Зачем ты это делаешь? -- спросили ангелы. -- Ведь Правда Твоя печать!" И Господь ответил: "Человек будет ходить стезями Правды, полюбит ее всею душою -- и тогда она снова взойдет ко Мне".
МЕЛОЧЬ
Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодочник заметил дырку в днище, заделал ее, закончил покраску, получил деньги и ушел. А на другой день к нему примчался хозяин лодки.
-- Вот вам деньги за починку, -- сказал он и протянул кошелек с золотом.
-- За что, -- удивился мастер, -- я получил сполна!
-- Да, -- подтвердил хозяин. -- Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ремонт.
-- За такой пустяк? -- изумился лодочник -- Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь...
-- Эта мелочь, как вы ее называете, -- ответил хозяин лодки, -- спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и ушел по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я был в отчаянии, думал, они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам...
ВЗГЛЯД И ВЗДОХ
Жили по соседству два еврея. Один из них был знатоком Торы, а другой -- бедным работником.
Ученый сосед вставал до зари и спешил в бейт-мидраш. После нескольких часов занятий он долго и беззаветно молился, отправлялся домой, наскоро завтракал и возвращался в дом учения, чтобы заниматься до обеда. Затем он шел на рынок, где заключал небольшие сделки, обеспечивавшие ему средства для удовлетворения насущных потребностей, и возвращался в бейт-мидраш. Вечером, после молитвы и трапезы, он снова засиживался над священными книгами до глубокой ночи.
Бедный сосед также вставал рано. Но его положение не позволяло ему уделять много времени изучению Торы. Несмотря на то что он много работал, ему едва удавалось заработать на хлеб. Поспешно помолившись на рассвете с первым миньяном, он приступал к работе, которая отнимала у него весь день и большую часть ночи. В субботу, когда у него наконец появлялась возможность взять книгу в руки, он быстро засыпал от усталости.
При встрече во дворе ученый сосед бросал удовлетворенный взгляд на бедного работника и спешил к своим праведным занятиям. Бедный вздыхал и думал: "Какой я несчастный и какой он счастливый. Мы оба спешим, он в бейт-мидраш, а я -- по своим земным делам". Но вот эти два человека завершили свое пребывание на земле и их души престали перед Небесным Судом, где жизнь каждого человека взвешивается на чаше весов Божественного правосудия. Ангел-адвокат положил на правую чашу весов главные добродетели ученого: многочисленные часы изучения Торы, молитвы в состоянии медитации, умеренность, честность. На левую чашу ангел-обвинитель положил единственный предмет: удовлетворенный взгляд, который ученый время от времени бросал на соседа. Левая чаша медленно начала опускаться, сравнялась с правой, а затем перетянула ее, хотя груз на ней бьш весьма тяжелый.
Когда бедный работник предстал перед Судом, ангел-обвинитель положил на левую чашу весов его жалкую, духовно ничтожную жизнь. Ангел-адвокат мог предложить лишь один груз: печальный вздох, издаваемый работником при встрече с ученым соседом. Но именно этот вздох и уравновесил все, что лежало на левой чаше, поднимая и оправдывая каждое мгновение тяжкого труда и нищеты, которые испытал при жизни этот работник.
МАЛЕНЬКИЙ КУСОЧЕК ВЕРЕВКИ
Однажды купец купил себе в дом дорогую люстру. Хрустальная, украшенная драгоценными камнями, она стоила целое состояние. Люстру повесили в гостиной, а другой конец веревки зацепили за крюк на чердаке.
Однажды в дом купца пришел бедный мальчик и попросил старую одежду. Его отправили на чердак, где хранились ненужные вещи, и сказали: выбирай, что понравится. Мальчик набрал в мешок одежду и начал оглядываться -- чем бы перевязать его. Он заметил натянутую веревку и, недолго думая, перерезал ее.
Раздался страшный грохот, и мгновение спустя хозяин примчался на чердак.
-- Идиот, -- закричал купец, -- что ты натворил?!
-- Ничего, -- ответил растерянно мальчик, -- я только хотел отрезать маленький кусочек веревки.
-- Ты получил свой кусок веревки, -- мрачно ответил купец, -- и разорил меня. На другом ее конце висела драгоценная люстра...
ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ
У короля заболел его единственный сын. Отец обращался ко многим врачам, но те ничем не могли помочь царевичу. Однажды во дворец заехал выдающийся врач, который заявил, что царевича можно излечить. Он поведал королю, что один из имеющихся в его короне драгоценных камней обладает прекрасными целебными свойствами. Этому камню нет аналогов в мире, другой такой найти невозможно. Если его растереть в порошок, растворить в воде и полученное лекарство дать выпить больному, он выздоровеет. Король, однако, не поспешил воспользоваться советом врача.
Между тем здоровье царевича ухудшалось, вскоре он был уже при смерти. Только тогда король распорядился извлечь из короны тот драгоценный камень, подобного которому не было в мире, приготовить из него раствор, силой открыть царевичу рот и влить ему несколько капель целительного лекарства, авось удастся еще спасти сына...
ДВА СПОСОБА СОГРЕТЬСЯ
Однажды весьма уважаемый раввин навестил младшего коллегу, известного своей исключительной набожностью. На старого человека произвела сильное впечатление погруженность молодого раввина в молитвы, в изучение древних книг, и его заинтересовала причина такого непоколебимого благочестия. Как объяснил радушный хозяин, полностью сосредоточившись на своих занятиях, он отгородил себя от внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание. Действительно, гость заметил, что многие соседи молодого раввина занять! делами, весьма далекими от благочестия. Его комментарий к услышанному и увиденному прозвучал так: "Когда на улице холодно, можно согреться двумя способами. Первый -- надеть меховую шубу, второй -- разжечь огонь. Но теплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится".
ПЛАЧ РЕБЕНКА
Как-то вечером, когда раввин был всецело погружен в свои занятия, в соседней комнате его грудной ребенок выпал из колыбели, залился громким плачем и плакал до тех пор, пока с верхнего этажа, прервав свои занятия, не спустился отец раввина, дедушка младенца. Старый раввин поднял ребенка и долго его убаюкивал, ожидая, когда он окончательно успокоится. Молодой раввин так ничего и не заметил, ни плача ребенка, ни появления отца. Последний объяснил своему сыну: "Независимо от того, насколько возвышенны твои цели, ты не должен углубляться в молитву или в учебу, если рядом плачет ребенок".
МИНУТА ЖИЗНИ
Отец, обеспокоенный тем, что сын растрачивает свою юность, пригласил его на прогулку. Был ясный, безветренный день. Когда они пришли к озеру, отец обратился к сыну: "Посмотри на весь ландшафт, и небо, и солнце, и горы отражаются в воде". Окунув руку в озеро и стряхнув капельки воды с пальцев на землю, он предложил сыну внимательно посмотреть на одну из них, упавших на землю: в ней отражался весь ландшафт. "То же происходит и со временем, -- продолжил отец. -- Одна минута обладает всеми свойствами всей твоей жизни. Она есть макрокосм, отражение твоего целого дня, а один день есть микрокосм всей твоей жизни. Поэтому ты должен ценить каждую минуту этой жизни".
ЛОШАДКИ ОДНОЙ МАСТИ
Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через самую трясину. Магнат изумился и спросил крестьянина: "В чем сила твоих лошадей?" И тот сказал ему: "Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все они разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти -- кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом".
ВЕРА В БОГА
Молодой человек, ответивший на просьбу раввина совершить доброе дело отказом, заявил, что считает подобные дела бесполезными: "Знаете, я ведь не верю в Бога", -- напомнил он о себе. "И я не верю в того Бога, в которого вы не верите", -- поддержал его раввин.
ЧУДО
Несколько путников, гревшихся у огня придорожной гостиницы, хвалили каждый своего раввина. Один из них рассказал, что в течение 15 лет у него с женой не было детей и только благодаря благословению раввина меньше года назад родилась дочь. Другой поведал о том, что благословение раввина вернуло домой непокорного сына. Третий сообщил, что раввин благословил его рискованную сделку, он вложил в нее большую сумму денег, но потерял абсолютно все.
-- А в чем же заключается чудо? -- спросили слушатели третьего путника.
-- Чудо в том, -- ответил тот, -- что я сохранил веру в Бога и в своего раввина.
КУДА ДЕЛСЯ КОНЬ?
Царевич купил чистокровного скакуна и, чтобы уберечь его от воров, поместил в конюшне из кирпича, охраняемой вооруженным сторожем. Как-то ночью царевич не мог заснуть и решил прогуляться. Проходя мимо конюшни, он обратил внимание на сторожа: тот, казалось, был чем-то взволнован.
-- Эй! -- окликнул его царевич. -- Что с тобой?
-- Меня тревожит один вопрос. Когда вбивается в стену гвоздь, куда девается известка?
-- Вопрос важный, -- заметил царевич. -- Хорошо, что ты думаешь об этом.
Он вернулся во дворец, но час спустя, не сумев заснуть, снова отправился на прогулку. Сторож сидел у конюшни, обхватив голову руками, погруженный в раздумье.
-- А теперь, -- обратился к нему царевич, -- о чем ты думаешь теперь?
-- Ну, понимаете, это похоже на мой первый вопрос. Когда вы едите бублик, что происходит с дыркой?
-- Это сложный вопрос, -- задумался царевич. -- Хорошо, что ты интересуешься этим.
Страдающий бессонницей царевич в третий раз пришел к конюшне и снова застал сторожа в затруднительном положении.
-- Еще вопрос? -- спросил царевич.
-- Да, и вот о чем. Я говорю самому себе, что конюшня -- здесь, стены -- здесь и я здесь. Но конь, куда же делся конь?
ДВОЕ ПРИГЛАШЕННЫХ
Два человека были приглашены к царю, один -- богатый и образованный, другой -- простой крестьянин. Первый явился во дворец раньше и попал в большой зал, где было много книг, картин, музыкальных инструментов. Он имел представление о ценности этих вещей, увлекся ими, так что даже забыл о назначенной встрече с царем. Крестьянин, который пришел позднее, направился прямо в царские покои и провел весь вечер с царем.
Я СМОТРЕЛ ВВЕРХ
Один любимый прихожанами раввин вспоминал, как в детстве играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по лестнице. Все, кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее дедушка спросил его: "Почему ты не боялся залезть выше других?" -- "Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, -- объяснил мальчик. -- Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались. Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение".
МОЙ НАСТОЯЩИЙ ДОМ
Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не бьшо ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:
-- Где живет мудрец?
-- Это вы меня ищете, -- объяснил ему старик. -- Что вас так удивило?
-- Я не понимаю. Вы -- великий мудрец, у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.
-- А где живете вы? -- спросил старик.
-- Я живу в особняке, большом, богатом доме.
-- А как вы зарабатываете на жизнь?
Гость рассказал хозяину лачуги, что он бизнесмен и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает местным купцам. Старик слушал его внимательно, после чего поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.
-- В маленьком номере маленькой гостиницы, -- сообщил бизнесмен.
-- Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы спросить: "Почему вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?" А вы могли бы ответить: "Я здесь проездом и ненадолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой". То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. В моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и вы увидите, что я живу во дворце.
ГЛОССАРИЙ
Дом Учения -- обычно объединен с Домом Молитвы. Это место учения и почитания Бога. Путешественники, не нашедшие другого пристанища, останавливаются в Доме Учения.
Йом-Кипур (День Искупления) -- последний из Дней Благоговения, которые начинаются Новым годом. Это день поста и непрерывной молитвы об искуплении.
Каббала -- религиозно-мистическое учение в иудаизме, возникшее в XII в. в Провансе и в Испании.
Маггид -- проповедник Понятие "маггид" указывает также на тот дух, которым отмечены избранные и благодаря которому им открываются тайны учения и завеса будущего.
Меламмед -- учитель детей.
Митнагдим -- явные противники хасидизма.
Тора -- учение и закон как писаный (библейский), так и устный.
Цадик (праведник) -- лидер хасидской общины.
Шофар -- рог, в который трубят в синагоге, в основном на Новый год.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубер М. Избранные произведения. -- Библиотека-Алия, 1979.
2. Бубер М. Хасидские предания. -- М.: Республика, 1997.
3. Еврейские афоризмы. -- М.: Ротация, 1991.
4. Ицхак Брейтер. Семь столпов веры. День жизни Браславского хасида. -- СПб.: Госпринт, 1992.
5. Бубер М. Два образа веры. -- М.: Республика, 1995.
6. Дубнов С.М. История евреев в Европе. Т. 4. -- Рига, 1937.
7. Городецкий С.А. Садагорская династия. Т. 2. -- Еврейская старина, 1909.
8. Городецкий С.А. Рабби Леви-Ицхок Бердичевский. Т. 2. -- Еврейская старина, 1909.
9. Дубнов С.М. Вмешательство русского правительства в антихасидскую борьбу. Т. 3. -- Еврейская старина, 1910.
10. Зангвиль И. Баал Шем. Т. 10. -- Еврейская жизнь, 1904.
11. Дубнов С.М. Возникновение хасидизма. Кн. 8. -- Восход, 1888.
12. Дубнов С.М. Возникновение хасидизма. Кн. 9. -- Восход, 1888.
13. Кандель Ф. Очерки времен и событий. Т. 1. -- Иерусалим: Тарбут, 1988.
14. Дубнов С.М. Возникновение хасидизма. Кн. 11-12. -- Восход, 1889.
15. Дубнов С.М. Возникновение хасидизма. Кн. 1. -- Восход, 1890.
16. Штейнзальц А. Творящее слово. -- М.: Институт изучения иудаизма в СНГ, 1996.
17. Бубер М. Путь человека по хасидскому учению. -- СПб.: Высшая ре- лигиозно-философская школа, 1995.
18. Сафир Й. Хасидизм и терапевтический парадокс. -- Возрождение. -- 1990. -- В. 12.
19. Каплан А. Еврейская медитация. -- АВИВ. -- 1996. -- В. 5.
20. Рабби Шнеур-Залман из Ляд. Ликутей Амарим (Тания). -- Вильнюс: Гешарим, 1990.
21. Ошо. Медитация: искусство экстаза. Истинный мудрец. -- М.: ИПА "ТриЛ", 1993.
22. Визель Э. Нахман из Брацлава. -- Ковчег. -- 1990. -- В. 1.
23. Учение Раби Нахмана из Браслава. "АМАНАХ".
24. Свет. -- 1983. -- Ноябрь-декабрь.
25. Рабби Шнеерсон И.И. Мемуары Любавичского Ребе (Летопись ХАБАДа). Ч. 1. -- Бруклин: КЕОТ, 1973.
26. Возрождение. -- 1987. -- № 10.
27. ШВУТА МИ. -- 1987.
28. Лехаим. -- 1997. -- Ноябрь.
29. Лехаим. -- 1997. -- Октябрь.
30. Лехаим. -- 1998. -- Апрель-май.
31.Лехаим. -- 1998. -- Май-июнь.
32. Сказочные истории раби Нахмана из Браслава. -- SHAMIR, 1989.
33. Еврейская энциклопедия. Т. 1 -16.
34. Отцы и дети. -- 1994. -- Вып. 23.
35. Цдака. -- Иерусалим, 1993.
36. Кандель Ф. Очерки времен и событий. Ч. 2. -- Иерусалим: Тарбут, 1990.
37. Десять ступеней. Хасидский высказывания. -- Иерусалим -- Москва: Гешарим, 1991.
38. Восход. -- 1888. -- Май-июнь, июль, август.
39. Восход. -- 1889. -- Сентябрь, октябрь, ноябрь-декабрь.
40. Отцы и дети. -- 1997. -- Вып. 28.
41. Алеф. -- 1996. -- Вып. 638.
42. Алеф. -- 1998. -- Вып. 746.
43. Алеф. -- 1995. -- Вып. 599.
44. Алеф. -- 1997. -- Вып. 705.
45. Алеф. -- 1997. -- Вып. 699.
46. Алеф. -- 1997. -- Вып. 696.
47. Алеф. -- 1997. -- Вып. 695.
48. Алеф. -- 1997. -- Вып. 714.
49. Алеф. -- 1997. -- Вып. 715.
50. Алеф. -- 1998. -- Вып. 719.
51. Алеф. -- 1996. -- Вып. 616.
52. Алеф. -- 1995. -- Вып. 605.
53. Алеф. -- 1995. -- Вып. 604.
54. Алеф. -- 1996. -- Вып. 635.
55. Алеф. -- 1996. -- Вып. 652.
56. Алеф. -- 1996. -- Вып. 648.
57. Алеф. -- 1996. -- Вып. 643.
58. Алеф. - 1996. -- Вып. 649.
59. Лехаим. -- 1998. -- Июль-август.
60. Отцы и дети. -- 1994. -- Вып. 18.
61. АВИВ. -- 1995. -- Вып. 3.
62. АВИВ. -- 1996. -- Вып. 5.
63. Лехаим. -- 1995. -- Вып. Зб.
64. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 37.
65. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 38.
66. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 39.
67. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 40.
68. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 41-42.
69. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 43.
70. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 44.
71. Лехаим. -- 1995. -- Вып. 45.
72. Лехаим. -- 1996. -- Вып. 47.
73. Лехаим. -- 1996. -- Вып. 48.
74. Лехаим. -- 1996. -- Вып. 49.
75. Лехаим. -- 1996. -- Вып. 50-51.
76. Лехаим. -- 1996. -- Вып. 53.
77. Лехаим. -- 1996. -- Вып. 54.
78. Лехаим. -- 1996. -- Вып. 55.
79. Лехаим. -- 1997. -- Вып. 59.
80. Лехаим. -- 1992. -- Вып. 4.
81. Лехаим. -- 1992. -- Вып. 8.
82. Лехаим. -- 1994. -- Вып. 23.
83. Лехаим. -- 1997. -- Вып. 63-64.
84. Лехаим. -- 1998. -- Вып. 77.
Источник: Библиотека Якова Кротова
В круге
Шимон Перес, экс-президент Израиля. Слово мудрости
|
Фрагмент романа "Записки Мальте Лауридса Бригге"
|
Исповедь матери шестерых детей
|
|
Одна страница из наследия Кафки
|