Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Вопрос-ответ

Александр Кузнецов, Министр образования и науки Челябинской области
АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ
Министр образования и науки Челябинской области

На некоторые проблемные вопросы относительно системы образования на Южном Урале ответил министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

 

Вопросы и ответы:

 

В: Наша семья – атеисты. Мы категорически против того, чтобы в школе нашим детям замусоривали мозги. Но вот уже несколько раз дочери приносили из школы сказки на тему "Дарвин не прав, мир создал Бог, ангелы есть". Говорили, что об этом им рассказывали учителя. Хочу узнать алгоритм действий в таких случаях- кому жаловаться, как составить заявление, как вообще законными методами решать эту проблему.

 

Согласно Конституции Российской Федерации церковь отделена от государства, а в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 "Об образовании" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. В связи с вышеизложенным, факты, описанные Вами, недопустимы. В сложившей ситуации Вам необходимо обратиться к руководителю школы и/или к начальнику муниципального органа управления образованием с письменным обращением. Они должны Вам дать письменный ответ в течение 30 дней. Можете обратиться и в министерство.

 

В: Меня как родителя интересует несколько ответов на вопросы, думаю, что они будут актуальны для абсолютного большинства родителей детей школьного возраста: 1. Почему так мало лагерей в списке по льготной стоимости? Обзвонил несколько, путевок, говорят, уже нет! А за полную стоимость - пожалуйста. 2. Слышал, что выделены деньги на покупку учебников для школ, тогда почему с нас опять собрали деньги на учебники по 2,5 тысячи? 3. В свете новых стандартов образования уверяли, что дополнительные уроки будут все равно бесплатными, а я точно знаю, что в некоторых школах города уже ввели платные уроки (выдают даже квитанции об оплате!), или учителя вынуждают учеников заниматься с ними репетиторством, конечно, платно.

 

В соответствии с российским законодательством (ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) полномочия по организации отдыха детей в каникулярное время закреплены за органами местного самоуправления, поэтому Вам необходимо обратиться в Управление по делам образования г. Челябинска. Субсидии из областного бюджета на организацию отдыха детей в каникулярное время в загородных оздоровительных лагерях в 2011 году направлено для г. Челябинска из расчета 9 500 руб. на 11 118 путёвок. В г. Челябинске количество детей от 7 до 15 лет 82 707 тыс. В связи с этим количество мест, субсидируемых из областного бюджета, ограничено. Такой объем льготирования оплаты загородного отдыха детей сохраняется на протяжении уже нескольких лет и не уменьшается. В соответствии с ст.29, 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) определение списка учебников, использующихся в образовательном учреждении, относится к компетенции образовательного учреждения. Выделение субвенции местным бюджетам в размере, необходимом для обеспечения образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, а так же техническими средствами обучения, расходными материалами и хозяйственными нуждами (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. Размер выделяемой субсидии определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Заказ на учебную литературу для комплектования фондов школьных библиотек формируется ежегодно в январе-феврале месяце в соответствии с запросами Министерства образования и науки Челябинской области, в которых определен перечень (список) издательств и учебников, а также суммы, выделяемые на учебники из средств областного бюджета (в соответствии со ст. 29 п. 6 Закона РФ «Об образовании»). В 2011-2012 учебном году сумма, выделенная Правительством Челябинской области на приобретение учебников, составляет на 1 ребенка 112 руб. 50 коп. Почему с вас собирают именно по 2,5 тыс. руб., надо спросить у администрации школы. Если бы Вы указали ее номер, спросил бы сам. На основании пункта 8 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.2011 №3266-1 образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Привлечение дополнительных финансовых средств осуществляется только в добровольном порядке, на цели и в сумме, определенные по согласованию сторон. В части введения «новых стандартов» отмечу, что планируется помимо основной нагрузки (от 20 до 36 часов в неделю в зависимости от класса) ввести внеурочную деятельность учащихся в размере до 10 часов в неделю, которые будут бесплатными для детей. Поэтому точно могу сказать, что платных уроков в пределах госстандарта в школе быть не может (это повлечет серьезные санкции по отношению к школе и к ее руководителю, вплоть до уголовной ответственности), а вот сверх нормативные занятия могут организовываться на добровольной основе, как дополнительные платные образовательные услуги. 

 

В: В прошлом году сын пошел в первый класс, в 67-ю школу. В параллели три класса, в каждом из которых более 30 детей, хотя это противоречит нормам. В нашем – 32 ребенка, из них 20 мальчишек. Сын с трудом справляется с программой (школа 2100), да и поведение оставляет желать лучшего, и учитель предлагает подыскать другую школу, чтобы и программа была другая, например "Школа России", и класс поменьше, поспокойнее. Учителя сами были не готовы, что будут такие переполненные классы. Каким образом можно перевестись в другую школу? К тому же, при поступлении мы заплатили приличный (по моим меркам) взнос - 15 тыс. рублей. Теперь придется снова изыскивать средства, чтобы попасть в другую школу?

 

Вам необходимо обратиться с письменным заявлением о приеме Вашего сына во второй класс к директору интересующей Вас школы. Согласно действующим нормативным документам единственным основанием для отказа в приеме в школу может являться отсутствие свободных мест. При этом школа, которая закреплена за микрорайоном Вашего проживания, не может отказать в приеме Вашего сына ни при каких условиях. Информацию о закреплении микрорайонов за школами города Челябинска Вы можете найти на сайте Управления по делам образования: chel-edu.ru. Привлечение дополнительных финансовых средств осуществляется только в добровольном порядке, на цели и в сумме, определенные по согласованию сторон.

 

В: Мой ребенок учится в начальной школе № 28 городок-11, все ребята жалуются на питание в школе, повара отвратительно готовят, даже учитель возмущен, пшенную кашу дают горькую, в кашу начищают яблоки (но такое ощущение, что кожуру от яблок, невозможно прожевать), дети просто оставляют свои тарелки полные, а ведь в нашей школе не очень-то дешевое питание:за один день мы платим 30 рублей, за неделю 150 рублей, когда в других школах (например, школа № 70 на ЧМЗ - 450 рублей в месяц). Интересно, директор сама пробует обеды, и как позволяет кормить такой едой наших детей, и почему в нашей школе цены на обеды завышены?

 

В разных районах города действуют разные организаторы питания. Где-то питание организует сама школа, где-то прибегает (на конкурсной основе) к услугам специализированной организации (комбинат школьного питания). Стоимость питания зависит так же от количества питающихся детей. А качество приготовления пищи надо брать на родительский контроль. Думаю, что у вас есть в школе родительский комитет, который способен наладить достаточно регулярный общественный контроль за качеством детского питания и высказывать администрации школы и руководству комбината школьного питания не мнение отдельного ребенка и/или его родителя (на вкус и цвет, как известно, товарищей нет), а консолидированное мнение родительской общественности. Для информации сообщаю, что в 2011 году в областном бюджете предусмотрены средства на обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях из расчета 6,18 руб. в день.

 

В: О каком повышении зарплаты учителям, интересно, идёт речь? На всю страну рассказывают как много получают и будут получать ещё больше наши учителя. На самом же деле зарплата педагогов просто унизительная подачка! Реформа образования направлена на то, чтоб грамотных людей становилось с каждым годом всё меньше, особенно в небольших населённых пунктах?

 

4 апреля 2011 года на заседании Правительства Российской Федерации было дано поручение Председателя Правительства Путина В.В. о модернизации системы общего образования и повышении заработной платы учителей. Главной целью данного поручения является постепенное, начиная с 1 сентября 2011 года, доведение средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации к 1 сентября 2013 года. Средняя заработная плата по экономике в Челябинской области на 1 января 2011 года по информации Росстата по Челябинской области за 1 квартал 2011 года составляет 18763,9 рублей. Уже в 2011 году фонды оплаты труда учителей области вырастут не менее чем на 30%. Небольшое повышение, как и у всех бюджетников, будет с 1 июня, а с 1 сентября – более солидное повышение.

 

 

В: Александр Игоревич, скажите, пожалуйста, почему такая разница в зарплатах учителей Челябинска и Москвы. На свою зарплату я могла купить один сапог. Проработав в школе 12 лет, я уволилась. Когда учителя будут получать достойную зарплату?

Все просто. Бюджет Москвы – более 1,3 трлн. руб., на 10 млн. жителей, а бюджет Челябинской области – 94 млрд. на 3,5 млн. жителей. От того, как будет работать экономика области, будет зависеть зарплата бюджетников, в том числе учителей. Сейчас экономика постепенно «оживает» после кризисных лет и появляется возможность достаточно радикального повышения зарплат учительства. К 1 сентября 2013 года средняя зарплата учителей поднимется до уровня средней по экономике области. Но до московских зарплат, боюсь, мы не дотянемся.

 

В: Уже третий год подряд вынужденны закупать полный комплект учебников, в этом году школа собирает на учебники 3 300 на пополнение библиотечного фонда. И это общедоступное бесплатное образование? Помимо сборов на учебники, собирают на охрану 1 400р, фонд школы 1 500р, фонд класса 1 200р, нужды класса 1 000 р и пр. Даже олимпиады ВСЕ платные! Я обратилась в Министерство образования Челябинской области, там ответили что они только занимаются выделением денег, в Управлении образования Челябинска сказали, что они занимаются только распределением денег, в информационном центре - сбором заказов со школ... Итого: никто не отвечает за такую плачевную ситуацию с финансированием школ на закупку учебников... Знаю, что во многих областях, к примеру, в Пермской нет такой проблемы, школьный библиотечный фонд вполне укомплектован. Почему в Челябинской области все так плачевно в этой сфере?

 

За стоимостью учебников, которые каждый год дорожают, действительно невозможно угнаться. Поэтому наше министерство в прошлом году стало одним из инициаторов федерального проекта «Электронный учебник», который с успехом был осуществлен на базе двух школ в Челябинске и Магнитогорске, а также в Томске и Москве. Думаю, что в ближайшие годы мы все активнее будем переходить на электронные носители учебной информации. Сейчас, покупая учебник, мы более половины суммы платим за бумагу. Наличие у ребенка всего одного специального учебного "планшетника" заменит не только кипу учебников вплоть до 11 класса, но и, во многих случаях, тетради. По крайней мере, опыт текущего учебного года это продемонстрировал.

 

В: У меня 3 вопроса: 1) Назовите 3 проекта в образовании, которыми Вы гордитесь, реализовав их в жизнь в г. Челябинске и 3 проекта, которые на Ваш взгляд осуществить не удалось? 2) Объясните честно, почему Е.А. Коузову, не справившуюся с ситуацией в городе Челябинске, Вы приняли к себе Первым зам.министра? 3) Какие изменения в структуре Вашего Министерства будут проведены до конца 2011 года?

 

Я далек от самолюбования или самобичевания. Оценку пусть дают люди. Кроме того, я не могу что-либо из сделанного однозначно отнести к своим заслугам или неудачам. Я командный человек и достичь чего-либо могу только в команде, как с со своим руководством, так и с подчиненными. Но, вообще-то, неплохо удалось продвинуться с развитием дошкольных учреждений Челябинска. Охват дошкольным образованием в городе в 2009 году превысил советский уровень и является на настоящий момент самым высоким (более 80%) из всех российских городов-миллионников. В то же время неудачей можно считать то, что полностью ликвидировать очередь в детские сады не удалось. Неплохо продвинулись с информатизацией образования. Челябинск одним из первых в стране создал образовательную интранет сеть, охватывающую все муниципальные образовательные учреждения. Это позволило, например, пару лет назад начать сначала городские, а теперь и областные интернет-олимпиады, которым в России по количеству участников найдется не так уж и много конкурентов. А это серьезное подспорье в процессе выявления одаренных детей. Недаром наша область много лет входит в пятерку лучших регионов по числу победителей и призеров Всероссийской предметной олимпиады школьников и среди этих победителей львиная доля - дети Челябинска. Была серьезно оптимизирована и переведена на нормативно-подушевое финансирование вся сеть образовательных учреждений города, что позволило направлять средства туда, где больше детей и где выше качество образования. Что касается Елены Александровны Коузовой, то никогда не считал, что она с чем-то серьезным не справилась в городе. Знаю ее очень давно как очень грамотного руководителя и замечательного человека. Поэтому и работаем мы с ней в тандеме уже лет двадцать, начиная со школы, где я был директором, а она моим заместителем. А в министерстве сейчас идет создание двух новых управлений. Одно будет заниматься лицензированием, аккредитацией, надзором и контролем в сфере образования, как того требует Рособрнадзор, выделяющий нам на это соответствующие федеральные ассигнования, а второе займется вопросами воспитания, дополнительного образования и здоровьесбережения, что особенно актуально в рамках перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения.

 

В: Мой ребенок учится в школе № 14 Металлургического района. Школа замечательная, опытные педагоги, наши ученики постоянно становятся победителями научных конкурсов. Но к огромному сожалению, у школы нет спортивной площадки. Двигательная активность детей не может реализоваться в полной мере, а сейчас столько говорят о здоровьесбережении наших детей. Возможно ли содействие в этой проблеме?

 

Благоустройство прилегающих территорий образовательных учреждений города выполняется в рамках реализации отраслевой целевой программы «Подготовка образовательных учреждений города Челябинска к новому учебному году на 2011-2013 годы» за счет средств городского бюджета. Перечень объектов на выполнение данных работ в 2011 году утвержден. При условии выделения дополнительных финансовых средств вопрос по благоустройству территории в МОУ № 14 будет рассмотрен городскими властями. Не забывайте, что в городе более сотни школ, многие из которых гораздо многочисленнее 14-й. Невозможно сделать современные спортплощадки сразу у всех школ.

 

 

В: Как оплачивается классное руководство, если наполняемость класса больше 25 человек?

 

Классным руководителям осуществляется фиксированная доплата из федеральных средств в размере 1000 руб. в месяц за класс с наполняемостью 25 чел. и выше. Кроме того, самой школе никто не мешает устанавливать процентные или фиксированные доплаты из своих школьных средств в соответствии с действующим в школе Положением об оплате труда. Что во многих учреждениях и делается.

 

© 2008–2011 Агентство новостей «Доступ». Новости Челябинска и Челябинской области.

АН «Доступ»

Интервью с министром образования Челябинской области
18.04.2013

"Страхи были всегда – у студентов, выпускников школ и при советской власти, и до нее. Любой выпускник боится итоговой аттестации. Однако я думаю, сейчас ни один здравомыслящий человек не будет оспаривать необходимость ЕГЭ. Ведь это независимая оценка качества знаний в обучении школьника".

Борис Кагарлицкий - о реформировании высшего образования
25.07.2012

"Почему-то никто не оценивает качество работы министерства. Качество образования стремительно падает, рейтинг российских вузов опустился катастрофически. Вот результат их работы. Чем больше КИМов и всякой дряни они придумывают, тем хуже всё работает".

15.06.2012

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов пришел на "Эхо Москвы" и ответил на важные вопросы, рассказав о том, как будет меняться ЕГЭ, о бесплатных местах в вузах и военной подготовке в школах.

Свободный взгляд. Куда ведет "реформа" образования
5.06.2012

Корпорация «Министерство образования» давно уже высасывает деньги из государства, а фактически – из скромных бюджетов налогоплательщиков, многие из которых платят дважды: сначала налоги на содержание чиновников от образования, потом – взносы в кассы вузов за обучение детей.

7.06.2011

На некоторые проблемные вопросы относительно реформ в системе образования страны ответил министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".