Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Разногласия духовенств дают экстремистам почву для процветания

Разногласия духовенств дают экстремистам почву для процветания
ГАБДУЛЛА ХАЗРАТ ШАЙМАРДАНОВ
Имам-хатыб

В Челябинске дело пяти членов запрещенной террористической группировки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», задержанных летом 2012, выходит на финишную прямую и скоро будет передано в суд. Пока арестованные знакомятся с обвинением, их родственники пытаются развернуть в местных СМИ информационную войну, обвиняя правоохранителей в беспределе по отношению к якобы невинным мусульманам. Об угрозах и заблуждениях Исламской партии освобождения, а также о том, как на сегодня обстоят дела в мусульманской общине, рассказал председатель Исламского объединенного центра мусульманских организаций России по УрФО, имам-хатыб Озерской мечети «НУР» Габдулла хазрат Шаймарданов.

- «Хизб ут-Тахрир» организована в середине ХХ века пакистанцем и видит своей целью строительство Халифата – исламского государства. Руководство Партии освобождения, как они себя называют, находится в Великобритании и курирует ее деятельность по всему миру. По сути, это секта, признанная исламскими учеными в России террористической.

Подчеркну: это западная организация. А западная идеология всегда была против российского государства. Хоть царскую эпоху возьмите, хоть СССР, хоть Россию. Запад никогда не был другом и использовал нашу страну в угоду себе.

Есть хадис, где Пророк сказал, что «моя умма разделится на 73 группы, и только одна будет призывать к добру и остерегаться соблазнов». Так вот члены «Хизб ут-Тахрира» как раз причисляют себя к тому сообществу, которое будет возрождать ислам и якобы станет движущей силой. Но само по себе существование этой политической партии уже противоречит Корану. В исламе нет понятия партии – в аятах из Корана Аллах сказал: «Не разделяйтесь в партии».

Кроме того, идея создания Халифата, особенно на базе других государств, сама по себе фантастична. Халифат потерялся в исламе в 20-х годах ХХ века. Сегодня власти всемирного правителя, Халифа, нет, а потому невозможно выбирать амира (предводителя мусульман. – Прим. ред.).

- Участники «Хизб ут-Тахрир» говорят, что они относятся к мирной организации. Есть ли в них опасность?

- На сегодня они не призывают к вооруженному джихаду и внешне больше похожи пока на Свидетелей Иеговы, которые читают проповеди. Но опасность в том, что они намерены создать Халифат, в котором они будут руководить, а остальные, в том числе мусульмане, если не пойдут за ними, будут считаться неверными.

Мы никогда не говорим кому-либо, что нужно становиться мусульманином, – у нас есть такое понятие, как «непринуждение к религии». Но «Хизб ут-Тахрир» навязывает людям ислам, они воздействуют на людей, убеждая их стать мусульманами.

Партийцы приходят в мечети, выискивая тех, кто только начал изучать ислам, и строят с ними работу. Как только человек «созревает», они заставляют его дать клятву на верность амиру и написать соответствующую расписку. Причем в исламе клясться кому-либо, кроме Аллаха, запрещено. Но члены «Хизб ут-Тахрира» говорят, что есть амир, и что они будут следовать только его приказам. То есть если государство издает закон, а амир запрещает им подчиняться ему, они не будут его выполнять. Сегодня у них мирный призыв, а завтра амир сказал им идти убивать, и они не смогут ослушаться приказа. Вот это уже пугает.

- Что будет с теми, кто нарушит клятву?

- Его будут считать предателем со всеми вытекающими последствиями.

В МЕЧЕТИ ХОДЯТ ВЫБИРАТЬ, А НЕ МОЛИТЬСЯ

- А как происходит вербовка в партию?

- Те, кто занимается проповедческой деятельностью, как правило, хорошие психологи, юристы, политологи. Они касаются всех вопросов и используют происходящие вокруг события, чтобы выставить себя в хорошем свете. Они говорят мусульманам, что их унижают, а был бы Халиф – он бы их защитил. На этом они психологически играют и затягивают людей к себе.

Однако на деле оказывается, что никто их не защищает. Яркий пример: когда людей арестовывают за участие в этой запрещенной организации, никто из руководителей не оказывает им помощи. Я еще ни разу не видел, чтобы в России их английское руководство, имеющее такое значительное финансирование, помогало бы задержанным. Взять тех же ребят, арестованных в Челябинске, – только одному из них наняли адвоката, причем родители. Возникает вопрос: если они действительно члены правильной партии, почему же ее верхушка, располагающая большими денежными потоками, их «кидает»?

- Жертвами «исламских освободителей» становятся преимущественно новички?

- Когда люди только приходят в ислам, у них еще нет сложившейся картины, что главенствующее, а что второстепенно, и они не могут сразу понять, что кто-то пытается их ввести в заблуждение.

Отсутствие единогласия среди духовенств мусульман играет здесь негативную роль. К примеру, когда я приезжаю в какую-либо мечеть, меня спрашивают, откуда я, имея в виду от какого духовного управления. И это как раз большая ошибка – указывать, что есть различные ДУМ. Если в 2004 году было всего три крупных духовных управления, то сегодня их уже шесть.

К тому же, у нас сейчас нет нормального российского муфтия, который мог бы призвать мусульман к согласию и единству. Члены «Хизб ут-Тахрир» видят разногласия духовенства и пользуются этим. Мы даем им почву процветать. Они говорят: «Видите, как они не ладят друг с другом? Какие же они братья? А мы никого не обижаем и ничего плохого не говорим». Молодежь восприимчива к таким речам, и это подталкивает ее к партии.

- Можно ли как-то противостоять такой методике?

- Во многом это зависит от имама, к которому попал человек. Если он сможет сразу грамотно разъяснить ситуацию, рассказать о подводных камнях таких провокационных речей, научить его понимать ислам, человек начнет осознавать попытки втянуть его в заблудшую организацию.

Сегодня молодежь, которая обучается и знает основы традиционного ислама, видит, что хорошо и что плохо. Здесь надо больше работать на уровне государства, чтобы была открытость. «Хизб ут-Тахрир» боится такой открытости, она им не нужна. Ведь они могут вести свою деятельность, только пока широко не говорят о том, кто они есть на самом деле.

- Родные могут в этом посодействовать – распознать, что человек попал в «заблудшую организацию»?

- Только если сами знают ислам. Со стороны все действия участника «Хизб ут-Тахрир» выглядят так же, как в традиционном понимании нашим народом ислама. А что касается убеждений – чужое сердце ведь не откроешь и не посмотришь, что там.

- Членам «Хизб ут-Тахрир» вход в мечети заказан?

- Как только люди больше погружаются в партию, они сами уходят от мечети, потому что их амир говорит, что за тем или другим человеком нельзя молиться. Большинство из них в мечети уже не ходит, а организует свои: снимают квартиру или дом и там совершают все то, что должно происходит в молельном доме. В обычные мечети они приходят лишь выбирать людей, а не молиться.

ИГРАЮТ КОРАНОМ В СВОЮ ПОЛЬЗУ

- Пытается ли «Хизб ут-Тахрир» дискредитировать основы традиционного ислама?

- У них такого понятия вообще нет. Эта партия изначально считает, что мы неправы.

В самой их идеологии значится, что если, например, я подчиняюсь закону России, уже на этом меня можно дискредитировать, так как в их понимании нет других законов, кроме закона Всевышнего. Однако мы живем в светском государстве, у которого есть свое законодательство, и неподчинение ему – опять же неподчинение воли Всевышнего. В традиционном понятии: если закон не противоречит закону Всевышнего, мы принимаем его. Разве правила дорожного движения противоречат ему? Или та же Конституция, статьи которой выстраданы и защищают людей?

Кроме того, у нас многие мусульмане живут от праздника до праздника, а в обычные дни не придерживаются основ ислама. Участники «Хизб ут-Тахрир» же говорят, что этот муфтий поддерживает тех, кто не всегда читает намаз или не всегда выполняет предписания Всевышнего, чтобы показать, что они-то якобы лучше и правильнее.

- Если говорить об идеологии, в чем принципиальное различие традиционного ислама и убеждений «Хизб ут-Тахрир»?

- Они говорят, что возрождают шариат, но своими действиями отрицают это. У них много того, что не соответствует учению ислама, начиная со стремления править государством. Они утверждают, что все пророки до получения ими пророчества были грешниками, и говорят, что невозможно управлять исламом, не возрождая Халифат.

Согласно их убеждениям, тот, кто всю свою жизнь не призывал к Халифату и не присягнул ему, умрет смертью эпохи невежества, хотя исламские ученые утверждают, что до смерти можно исправить свое положение.

Верный человек или нет, решает только Всевышний. «Хизб ут-Тахрир» же считает любого, кто не придерживается их идей, неверным и не следующим закону Аллаха.

Они всегда играют сурами Корана, говорят: это беру для себя, а это нет, – и истолковывают все в свою пользу, игнорируя аяты, им противоречащие.

О ПРОВОКАЦИЯХ И АГРЕССИВНОСТИ

- Можно ли сказать, что деятельность партии создает впечатление обо всем исламе как об агрессивной религии? Если рассмотреть реакцию исламского общества на тот же фильм «Невинность мусульман», английская ячейка «Хизб ут-Тахрир» была в числе тех, кто подогревал народные волнения по этому поводу.

- Наша главная боль – они занимаются призывами и своими действиями отпугивают власти и людей от ислама в целом. Вот выступили в Крыму по фильму с посылом наказать его создателей, и у людей уже возникает страх по отношению к мусульманам. Они формируют неправильное понятие о том, каким должен быть ислам. Человек совершил грех – по их законам, уже нужно убивать.

- Касаясь самого фильма, что Вы можете сказать по поводу его появления в российском интернете?

- Это в любом случае провокация. Такие события всегда чередуются. Я имею в виду то, что происходит или появляется в интернете. Сперва идут нападки на РПЦ, проходит месяца два – и начинаются нападки на мусульман.

Есть люди, которым это выгодно. Они пытаются разжечь вражду внутри самой Российской Федерации. Им надо раздуть проблему до такого масштаба, чтобы заставить людей проявить свои темные стороны. Но реакция на это должна быть другой. Как в Чечне сделали: не стали проводить митинги, а организовали субботник возле церкви.

Такими провокациями нас хотят разделить, разобщить. Но пока Россия является единым государством, она сильна.

О ЗАПРЕТНЫХ КНИГАХ И ЕДИНСТВЕ

- Возвращаясь к «Хизб ут-Тахрир» в Челябинской области: родные задержанных партийцев утверждают, что те являются добропорядочными мусульманами, которые просто изучают ислам и читают книги, но не знают, что они запрещенные…

- Сегодня найти список запрещенной литературы несложно – он доступен в интернете. К тому же, если бы они ходили в те места, где собирается сообщество добропорядочных мусульман, то знали бы о запрете той или иной литературы.

Обычно когда запрещают какую-либо книгу, я сразу говорю об этом прихожанам. Мы даже учебную программу меняем, ориентируясь на список запрещенной литературы. В прошлом году какие-то книги были дозволены, в этом – их запрещают.

- Ваше отношение к массовым запретам книг?

- Это своего рода какая-то идеологическая борьба. Для мусульман она не приносит пользы. Государству и сообществу мусульман было бы лучше сесть за стол с профессорами и академиками и выбрать единую методику обучения исламу. На сегодня такой программы в России нет. Поэтому каждое духовное управление утверждает собственную программу для своих учебных заведений и говорит, что она лучше, чем у другого ДУМ. Таким образом, опять происходит столкновение лбами.

Думаю, если мы являемся гражданами одной страны, должен быть единый подход, в том числе, на государственном уровне. Такая программа необходима, чтобы не было разногласий, и чтобы приходящие в ислам видели, что везде учение одинаково, и не впадали в заблуждение. Так бы мы себя обезопасили – духовным управлениям необходимо выступить с такой инициативой и принять единый документ для своих вузов и мечетей.

«ОМОЛОЖЕНИЕ» МУСУЛЬМАН

- Габдулла хазрат, Вы обучаете жителей Озерска исламу с 2004 года. Какие изменения за это время претерпела мусульманская община?

- У мусульман в городе появился авторитет. К тому же, теперь они знают, куда можно обращаться в трудных ситуациях. Когда есть, куда приходить, – тоже хорошо.

Нами в городе создан татаро-башкирский культурный центр, Курултай башкир, Конгресс татар. Естественно, проводим обучение. У нас проходят курсы по основам ислама. Выпускаем бюллетени, рассказываем о себе. Это опять же открытость и профилактика против того же «Хизб ут-Тахрира».

Увеличилось число прихожан – в нашей мечети их уже 60. Для Озерска это значительная цифра. Если раньше на намаз человек пять-шесть приходило, то сейчас до 40 человек – в два ряда выстраиваются.

В 2004 году у нас были одни бабушки, а сейчас больше молодежи приходит. Уже целые исламские семьи растут, и это тоже хорошо.

Пользуясь случаем, хочу поздравить мусульман с наступившим месяцем Зуль-Хиджи. Особенно ценны его первые 10 дней, на достоинство и величие которых указывают Священный Коран и Пречистая Сунна. Завершится месяц праздником Курбан-байрам. Пусть будут приняты все наши молитвы, наши добрые дела. Мира нам и нашей стране.

Беседовала Дарья Невзорова

Источник: АН «Доступ»

 

15.11.2012

И вот ожидаемая во многих странах мемуарная книга вышла! Ее автор Салман Рушди (р. 1947), британский писатель индийского происхождения, несколько лет назад за роман «Сатанинские стихи» был приговорен к смерти аятоллой Хомейни

18.09.2012

Уже многие годы в Германии, в центре «славной либеральной» Европы, предмет «Религия» преподается во всех школах. И сомнений в необходимости такого курса там не возникает.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".