Джозеф Антон по имени Рушди
И вот ожидаемая во многих странах мемуарная книга вышла! Ее автор Салман Рушди (р. 1947), британский писатель индийского происхождения, несколько лет назад за роман «Сатанинские стихи» был приговорен к смерти аятоллой Хомейни. По мнению последнего, писатель сочинил нечто «против ислама, Пророка и Корана», а один из героев явно напоминал Мухаммеда. О фетве (религиозном руководстве к действию) возвестило BBC, а британские журналисты, точно с цепи сорвавшись, принялась осаждать дом писателя. С этого дня у Рушди (а вернее, уже Джозефа Антона – псевдоним, придуманный для связи с полицейскими, образованный от имен двух любимых писателей Джозефа Конрада и Антона Чехова) началась новая жизнь. Полная угроз, ненависти и скитаний. Десять лет писатель прятался от правоверных мусульман всего мира, жил в доме, набитом сотрудниками полиции, в любую минуту, готовыми достать оружие и пристрелить агрессора, объявись тот на пороге. Писатель переезжал с места на место, беспокоился о своих близких и пытался жить дальше.
Эта книга – итог многолетних размышлений о себе, окружающем мире, своей истории, исламе и отдельных людях, по поводу которых автор высказывается порой нелестно. Мемуары, как и большая часть из написанного Рушди, не коротки. 859 страниц небезынтересного чтения. Но как это ни странно, писаны они от третьего лица. Однако рассказ, ведущийся якобы не о себе, а о некоем Джозефе Антоне, не делает книгу менее достоверной. В тексте даже представлены реальные документы, впрочем, их немного.
Итак, все начинается с того дня, когда писатель подумал: «Я мертвец», но все же отправился на похороны своего друга Брюса Чатвина и выслушивал остроты товарищей по кружку, будто и ему недолго осталось. К тому моменту его сыну от первого брака было девять лет, а отношения со второй женой напрочь разладились, хотя в свете новых событий она и пообещала остаться с ним.
На страницах этого увесистого тома есть все биографические детали с рождения до того дня, когда полицейские машины отъехали от дома уже известного писателя, на тот момент женатого четырежды. Истории из детства и юности – часть сюжета (мемуары Рушди строятся по законам романа и даже сохраняют интригу), но годы скитаний – композиционная основа и ключ ко всей книге. Хотя особенно трогательно пишет Рушди о родителях и своем ребенке.
Страницы полны размышлений о том, кто такой художник в наше время, возможна ли его свобода и на что он вообще имеет право: «Да, в 1986 году писателям еще вполне естественно было претендовать на звание, по словам Шелли, “непризнанных законодателей мира”, верить, будто литературное творчество способно выступить противовесом государственной власти, видеть в литературе благородную наднациональную и культурную силу, которая может, как прекрасно выразился Беллоу, “еще немножко приоткрыть Вселенную”. По прошествии двадцати лет в оболваненном и напуганном мире ремесленникам пера труднее будет заявлять столь высокие претензии. Труднее, но от этого, наверно не менее важно». Собственно, в этом основная идея книги.
Конечно в России особые умники тут же попытались связать историю многолетней давности с сегодняшними событиями, панк-молебном и внутрицерковными проблемами, что имеет место быть, но это не главное.
КНИГА:
Рушди С. Джозеф Антон /пер. с англ. Л. Мотылева, Д. Карельского. – М.: Астрель: CORPUS, 2012. – 859 с.
Источник: Читаем вместе