Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Никаких репетиторов для меня никто не нанимал..."

"Никаких репетиторов для меня никто не нанимал..."
ИЛЬЯ УСТИНОВИЧ
Ученик 11 класса магнитогорской школы №5, победитель всероссийских и международных олимпиад по химии
Текст: Светлана Симакова

 

Этой весной Илья Устинович стал золотым медалистом Международной олимпиады по химии, которая проходила в Турции. Согласно правилам, он уже сегодня может выбрать университет, в котором хотел бы учиться, и будет зачислен без экзаменов. Однако Илья не спешит, потому что решил стать участником еще одной международной олимпиады, которая в июле 2012 года состоится в Вашингтоне. При этом утверждает, что не стремится в американские университеты. Обязательно ли победителю олимпиад быть «ботаником»? Интересны ли знатоку химии, физики, математики ТВ-передачи и развлечения в ночных клубах? За что он любит каникулы? Об этом и многом другом мы говорили с Ильей Устиновичем.

 

Школа как школа

– Илья, когда вы впервые стали участником  международной олимпиады и какие эмоции она вызвала?

– Чаще всего в международных олимпиадах принимают участие ребята из десятых-одиннадцатых классов. Но я попал в эксперимент. Меня включили в российскую сборную команду и отправили на Международную олимпиаду в Баку в 2010 году. Тогда я учился в девятом классе. Было страшновато, совсем немного.

– Что за эксперимент?

– Меня взяли только потому, что во Всероссийской олимпиаде я стал победителем с отрывом в 20 баллов. Говорят, это большая редкость. Обычно победители олимпиад идут друг за другом с минимальным отрывом, порой все решают один-два балла.  Поэтому преподавателям захотелось посмотреть, как я справлюсь с заданиями международной олимпиады. В Баку я стал серебряным призером. Но это была Международная олимпиада учащихся стран СНГ.  Второй раз я участвовал в Международной олимпиаде имени Менделеева в 2011году, она проходила в Москве. И тогда задания показались мне очень легкими.

– Выиграли золотую медаль?

– Нет, снова получил серебро. Сам виноват – думал, что всем участникам задания показались легкими, как и мне, начал спешить и  наделал кучу совершенно глупых ошибок, типа, запятую не там поставил, еще что-то...  Оказалось, ребята признали олимпиаду очень сложной, зря спешил. (Улыбается).

– Илья, вы учитесь в школе с математическим уклоном? Это был ваш выбор или желание родителей?

– В пятую школу я пришел в седьмом классе. Учителя рекомендовали. Я еще в 65-ой школе участвовал в олимпиадах и показывал хорошие результаты. Математику я любил, но уходить из прежней школы, которая была с музыкальным уклоном, не очень хотелось, потому что привык к ней,  там было много друзей. 

– Школа №5 считается в Магнитогорске элитной?

– Школа как школа. Просто в этой школе работают очень хорошие учителя, например, учитель математики Владимир Леонидович Дронов. Когда я поступал в пятую школу, туда набирали только одаренных детей. Это уже потом, когда школа прославилась, в ней захотели учиться все. Сначала я ходил в пятую школу  по субботам, на олимпиадную подготовку. Кошмар, что было, я понимал, что отстаю по математике на целый год. Они по алгебре изучали темы, к которым мы еще и не приступали. Пришлось догонять.

– Трудно было?

– Нелегко, но никаких репетиторов для меня никто не нанимал, сам занимался, потому что интерес к математике у меня был, а это главное.

 

Математика и футбол

– Почему же изменили математике, выбрали химию, став участником всероссийских олимпиад?

– Когда начал участвовать в областных олимпиадах по математике, меня пригласили на факультативные занятия по химии. И к олимпиадам по математике добавились олимпиады по химии. Но, когда я, выиграв городские олимпиады по химии и математике, вышел на область, то узнал, что там эти две олимпиады будут проводиться с разницей в два дня. Преподаватель убедил  меня, что нужно готовиться к одной из олимпиад, я выбрал химию.  Правда, в областной олимпиаде по математике тоже  участвовал и вошел в пятерку сильнейших. А по химии стал победителем.  

– Любовь к математике закончилась?

– Нет. Мне в равной степени нравятся химия, математика и физика. Я с удовольствием принимал бы участие в трех олимпиадах, но педагоги считают, что нагрузка слишком большая.  Прошлой зимой наши участники городской олимпиады по математике заболели и мне предложили их подстраховать. Я даже не готовился, но нечаянно выиграл городскую олимпиаду. Правда, на область не поехал, потому что надо было готовиться к олимпиаде по химии.

– Известно, что готовят вас к российским олимпиадам преподаватели Магнитогорского технического университета. Это олимпийское натаскивание не раздражает?

– Я не могу назвать это натаскиванием, потому что весь год мы изучаем химию по университетской программе. Школьную программу закончили, когда я учился в восьмом классе. Сегодня уроки химии в школе для меня – пройденный этап, ничего интересного.

– Для вас это уже букварь?

– Еще можно сравнить с уроком рисования: ребята  еще учатся правильно держать кисточку в руке, а я это давно умею и хочу рисовать. Но на уроки химии в школе все равно приходится ходить.

– Чем занимаетесь во время урока?

– Читаю книги по химии.

– То же самое происходит и на уроках математики?

– Нет, у нас очень сложная программа по математике, я занимаюсь с классом, мне интересно. Кстати, учитель года  Наталья Сергеевна Никифорова преподавала в моем классе, гениальные были уроки.

– Илья, а у Владимира Леонидовича Дронова пришлось учиться?

– Он преподавал у нас логику с пятого по восьмой класс. А еще Владимир Леонидович с нами в футбол играет, два раза в году мы  выезжаем в спортивный лагерь: тренировки, соревнования. Мне нравится такой отдых – три недели  с ребятами провести за городом. Без родителей. (Смеется). Очень люблю природу.

 

Олимпийский азарт

– Предметные олимпиады похожи на спортивные состязания?

– Спортивный азарт возникает только за несколько дней до олимпиады, все остальное время – просто интерес к науке, желание знать, идти дальше.

– А не возникает тревоги, что олимпиады по химии для вас становятся некой профессией?

– Часто слышу про себя: профессионал, умеешь участвовать в олимпиадах. Возникает, как минимум, недоумение, что значит «уметь»? Нужно химию знать, чтобы побеждать в олимпиадах. И, конечно, нужно уметь собраться. Никакого другого особенного умения здесь не требуется.

– Выбрали для себя направление  в науке?

– Химия и физика.

– Уже определились – прикладник вы или теоретик?

– Скорее, теоретик.  

– Поступать будете в московский вуз?

– Пока не знаю. Слишком широкий выбор. Призеры международной олимпиады могут поступить в любой университет стран-участниц, а их 76. Сложность в том, что я имею право подать документы только в один университет – таковы условия. Потому что победитель международной олимпиады в университет зачисляется автоматически.

– То есть вы хотите учиться за границей?

– По-моему, учиться лучше в России, но не отказался бы стажироваться и поработать на Западе. Считаю, что в России лучше поставлено академическое образование, в университетах США и Европы слишком  узкая специализация.

– А ваши университетские преподаватели какой вуз советуют выбрать?

– Преподаватели МГТУ не дают таких советов, считают, сам должен выбирать. А преподаватели других университетов после побед на олимпиадах, конечно же,  предлагают поступать к ним: в МГУ, в Казанский университет, в Новосибирский, даже в турецкие университеты приглашали. 

– Но сегодня выбирать вуз намного легче, все есть в интернете, заходи на сайт любого университета мира – смотри, сравнивай, решай...

– Так я и делаю. Поэтому могу сказать, что в России уровень преподавания химии в университетах очень высокий сегодня. К международной олимпиаде нас готовили преподаватели МГУ, но, если говорить о лабораториях, экспериментальной базе – она лучше в Новосибирском университете. Поэтому я пока на перепутье.

– Все-таки выбираете университет в России?

(Улыбается). Я с удовольствием поучился бы в университете американском, но для этого нужно хорошо знать английский язык...

– Есть проблема?

– Был момент, когда я его подзапустил. У меня, конечно, не двойка, но догонять не просто. Нужно хорошую память иметь, а у меня она обычная. Но очень хочу выиграть олимпиаду в Вашингтоне, которая состоится в июле 2012 года.

– Но вы же нынче выпускаетесь из школы?

– На выпускной вряд ли попаду, в это время буду на сборах по подготовке к олимпиаде. Я выбираю сборы.  Получается, что в олимпиадах мирового уровня можно поучаствовать всего лишь два раза, в 10-ом и 11-ом классах.  Не могу отказаться от такой возможности, после победы в Турции я автоматически был включен в сборную по подготовке к следующей олимпиаде.

– Хотите выиграть олимпиаду в Вашингтоне, чтобы все университеты США предложили учиться в их школе?

(Смеется). Надеюсь. Все наши лучшие преподаватели сегодня там читают лекции. 

– А вдруг вы станете в Вашингтоне вторым?

– Кстати, в Турции я тоже стал вторым в рейтинге золота, набрав 95 баллов из 100. Первым стал китайский школьник, у него было на два балла больше. 

– А перед олимпиадой в Турции страх был?

– Нет, страх приходит,  когда начинают зачитывать результаты снизу вверх, то есть от бронзы к золоту. А бронзовых медалей было, наверное, около 90 и более 50 – серебряных. Ты сидишь в ужасе: сейчас назовут, сейчас назовут! Уф,  среди бронзовых не назвали... Уф, нет меня и в списке серебра, хорошо. (Смеется).  И профессора наши страшно переживают. А потом уже ждешь – у кого золото золотее... Китайцы сегодня часто побеждают. Ходят разговоры, что у них сборы начинаются за полгода до олимпиады. Это нарушение правил. Сборы должны проводиться за две недели, мы следуем этому неукоснительно. Две недели готовимся, потом проводится небольшая отборочная олимпиада, по результатам которой от страны выбирают четырех самых успешных участников.  На сборах в Москве, перед поездкой в Турцию, нас было 18 человек – все призеры  всероссийской олимпиады. 

– К медалям полагаются премии?

(Улыбается) Нет, только ручка, кружка, бейсболка с символикой олимпиады. 

– Но сегодня по итогам олимпиады вы получили губернаторскую премию?

– Да, есть президентские и губернаторские премии. 

– И все-таки, олимпийская гонка не притупляет интереса к науке самой?

– Есть немного, но только непосредственно перед олимпиадой. Все остальное время мы очень серьезно занимаемся наукой. В МГТУ сегодня  довольно большая группа магнитогорских школьников, в которую набирают самых сильных ребят. Это бесплатные занятия. Нам читают самые настоящие лекции –  очень интересные и очень  серьезные. Нормальный творческий процесс. 

 

«Культура» в два часа ночи

– Илья, а в школе у вас по всем предметам пятерки?

– Нет, конечно, я не ставлю такой задачи.

– Есть школьные предметы, которые нагоняют на вас тоску?

– Да нет, наверное. Мешает только пробел в знаниях по английскому. Я раньше просто не понимал, что иностранный язык может пригодиться в реальной жизни. Учил слова, чтобы тут же их забыть. (Смеется).

– Но троек-то в аттестате не будет?

(Улыбается). Надеюсь, нет. Тройки я  себе позволяю только в начале учебного года, потом все исправляю.

– Это происходит, потому что летних каникул почти нет – сборы, олимпиады?

– Да нет, мне очень нравится работать летом, я не считаю это тяжким трудом. Даже радуюсь, когда все лето занято сборами.

– Как относятся родители к тому, что учиться сын уедет далеко?

– Нормально.

– Говорят, у магнитогорцев очень высокий градус патриотизма?

– Можно вернуться в Магнитогорск после окончания университета, но учиться здесь негде.

– Илья, в первой своей школе вы начинали заниматься музыкой, интерес к ней не утрачен?

– Играл на фортепиано, сегодня люблю играть на синтезаторе. Интерес к музыке пропадал года на два, но потом  я понял, что совершенно напрасно все бросил и захотелось заниматься музыкой. Музыка и математика – это как две родственницы, и там, и там есть дроби. (Улыбается). Но классику я слушаю редко, в основном, это джаз, рок. 

– На что еще хватает времени?

– На все. Люблю прогулки по городу,  собираемся с ребятами и просто бродим по улицам, разговариваем. Люблю и один гулять. А вот в театре ни разу не был, хотя слышал, что у нас очень хороший театр.

– А ночные клубы?

– Нет, это не интересно. Да и поздно уже, староват для ночных клубов. (Смеется). Хотя, если пойти туда с хорошей компанией, наверное, будет весело.

– И телевизор успеваете смотреть?

– Конечно. К примеру, включаешь в два часа ночи канал «Культура», а там идет разговор о проблемах физики, сидишь и смотришь.

– Какие предпочтения в литературе?

– Фантастика. Читаю, конечно же, книги по школьной программе.

– «Войну и мир»?

– Кусками. (Смеется).

– Есть увлечения, ради которых смогли бы отказаться от химии?

– Что-то не нравится мне такая формулировка. Я перед таким выбором пока не стоял. К тому же, я не фанат химии, не ботаник, который зубрит по ночам. У меня много увлечений и  на все хватает времени. Если бы я не выходил на международные олимпиады, то с удовольствием принимал бы участие в самых разных областных олимпиадах: по математике, физике, химии, астрономии... Но человек, победивший сразу в трех всероссийских олимпиадах по трем  предметам – это, наверное, уже гений! Не говоря о международных.

– Кроме олимпиады в Вашингтоне есть еще планы на ближайшие месяцы?

– Правильно выбрать университет, чтобы через год не жалеть о выборе.

– Говорят, все умники едят много сладкого. Это не про вас?

– Про меня. (Смеется). Если нет конфет, буду есть простой сахар ложками. 

Источник: cheldiplom.ru

 

Свободный взгляд. Куда ведет "реформа" образования
5.06.2012

Корпорация «Министерство образования» давно уже высасывает деньги из государства, а фактически – из скромных бюджетов налогоплательщиков, многие из которых платят дважды: сначала налоги на содержание чиновников от образования, потом – взносы в кассы вузов за обучение детей.

Айрат Галиуллин - о ценности человеческого капитала
16.05.2012

Экономист Гэри Беккер, получивший Нобелевскую премию за исследования человеческого капитала, считает, что «запасы» образования, профессиональной подготовки, навыков и здоровья населения составляют около 75% богатства любой современной экономики. 

29.03.2012

420 лет назад родился чешский педагог, основатель педагогической науки, изобретатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский. Несмотря на прошедшие столетия, идеи Коменского более чем актуальны. С наследием педагога-христианина стоит знакомиться не только студентам и учителям, но и родителям…

Александр Попов. Размышляя о Времени
27.05.2011

Имя – величина переменная, оно от тебя зависит. А время не дели: неделимо оно, неделимым и будет. Ибо время – это жизнь.

На главную    В начало раздела

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".