Владимир Боже. Метаморфозы: Одуван-серия
Из интервью с Владимиром Боже:
"Однажды я оказался на поляне, где было очень много одуванчиков. Я сел снимать какое-то насекомое и увидел, что одуванчики совершенно разные по форме. Причем увидел такое, что я никогда не думал, что увижу и обращу на это внимание. Например, если спросить человека, одуванчик – он какой? Что человек ответит? Ну, какой… смотря когда… бывает желтый одуванчик, бывает как белый шарик… Я же со временем обнаружил, что чего только с этим одуванчиком не происходит. Вот он цветет, вот на нем образуются какие-то навершия, а когда улетают все семена – мякоть, которая находится в центре, лопается, и там внутри обнаруживается что-то похожее на граммофонную трубу. Кроме того, эти пуховые шары – это принадлежность не только одуванчика, но и козлобородника, и существует еще ряд растений, устроенных схожим образом. И вот, когда я увидел все это, еще только в первом приближении, я подумал: а надо попробовать его снять… И я стал, проходя мимо интересных экземпляров, снимать, разработал свою методику обработки, и в результате у меня эта серия продолжается, я ее по-разному развиваю, и мне это никак не надоест.
...А вообще эта серия – это своего рода попытка понять мир. Потому что я в свое время думал, скажем, о шаткости мира… Вот люди в свое время строили гипотезы о том, на чем держится мир… Три кита в океане, на спине черепахи, и т.д. А у меня была своя модель, что эта жизнь построена на ветре, потому что нет ничего такого, что в принципе здесь стабильно. Это я четко знаю, и четко понял… Допустим, у человека всё есть: он здоров, имеет нормальную работу, хорошую семью, квартира, благосостояние… И вдруг – что-то меняется, чуть-чуть… и выясняется, что ничего этого нет…
А что изменилось? А вот, совсем ничего, какая-то мелочь… И вот этот ветер… И вот одуванчик, он в этом смысле как образ, как некая форма, которая позволяет мне выразить свое отношение к миру, к его процессам. То бишь он очень восприимчив, он более восприимчив ко всему этому, чем человек. И что еще важно – одуванчиков много. Ведь чтобы осуществить такой замысел, должно быть большое количество возможностей, вариаций, должно быть много исходного материала. Это одна составляющая. А вторая – это момент творчества. Если я что-то такое увидел, я могу это усилить и в результате могу получить то, что мне надо. И от этого я испытаю удовольствие и буду жить дальше (смеется). Потому что это выражено. Потому что для творческого человека выразить то, что он хочет выразить, – это главное… И совсем не важно, будут ли люди ходить вокруг и охать и ахать над тем, что ты сделал. То, что ты сделал, в первую очередь нужно для тебя, чтоб ты не скукожился, не скочевряжился, и не швандалыкнулся. Чтоб у тебя было ощущение свободного развития, чтоб ты чувствовал, что нет такого для тебя понятия, что этого мне сейчас нельзя или уже нельзя… Это всегда можно, если ты этого хочешь, и если это не противоречит уголовному кодексу (смеется)".
Целиком интервью можно найти здесь.