Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Загадки каменного "лося"

Загадки каменного "лося"

Археолог Станислав Григорьев считает, что зюраткульский «лось» был создан в период с 6-го до 3-го тысячелетия до нашей эры. Более точную дату поможет установить взятый спорово-пыльцевой анализ. Об этом известный ученый рассказал журналистам в ходе пресс-тура, прошедшего в минувшие выходные в окрестности озера Зюраткуль, где был обнаружен российский геоглиф.

Геоглиф – нанесенный на землю узор большого размера обнаружил в прошлом году краевед Александр Шестаков. Он в течение нескольких лет работал на строительстве и благоустройстве экологической тропы в национальном парке «Зюраткуль» и обратил внимание – трава на поляне, расположенной у подножия горного хребта, растет неравномерно, а на поверхности земли заметны каменные глыбы.

Объяснить явление удалось только в 2011 году, когда краевед увидел снимки, сделанные спутником системы навигации Google, на них просматривается силуэт копытного животного, похожий на лося.

Находка Александра Шестакова стала сенсацией. Несмотря на то что основные исследования геоглифа еще впереди, ученые уверены уже сейчас: зюратульский «лось» – это действительно древний памятник, сотворенный руками человека, а значит, пока единственный найденный геоглиф на территории России.

По мнению археолога Станислава Григорьева, памятник имеет религиозное, сакральное предназначение, это обращение к богам, о чем свидетельствует тот факт, что очертания лося во всех подробностях можно рассмотреть только с высоты птичьего полета.

Первые раскопки начались в прошлом году. В этом работы были продолжены, и результаты исследований позволили установить датировку памятника: он был создан в период с 6-го до 3-го тысячелетия до нашей эры – в эпоху неолита либо энеолита.

Ученые установили еще несколько любопытных фактов о южноуральском геоглифе, которые, правда, пока никто объяснить не может. Так, памятник намного сложнее, чем это предполагалось ранее.

- Если раньше казалось, что объект, хоть и большой по размерам, но достаточно примитивный, то есть состоит из двух линий больших камней, между которыми навалены камни меньшего диаметра, то теперь уже ясно: здесь использовались, помимо прочего, дробленые камни и формовочная глина. Зачем это делалось, пока загадка, – говорит Станислав Григорьев.

Не меньше вопросов поставили найденные орудия труда, большая часть которых это не орудия дробления камней, а мотыги, с помощью которых, возможно, снимали верхний почвенный слой и отрывали камни.

И главная загадка: где же находится стоянка древних уральцев – первобытных предков, которые строили геоглиф? Это пока тоже остается неясным.

Единственное, в чем на сегодняшний день уверены археологи, помимо датировки памятника, – что от первоначального проекта музеефикации геоглифа придется отказаться, поскольку зюраткульский «лось», по их мнению, намного интереснее, чем казалось первоначально.

Сергей Белковский

Источник: mediazavod.ru

 

Еще события

29.05.2013

Как рассказал археолог, кандидат исторических наук Станислав Григорьев, удалось существенно сузить временные рамки и более точно узнать дату создания геоглифа.

2.07.2012

В национальном парке «Зюраткуль» сносят туристический городок «Китову пристань». От некогда популярного среди иностранных гостей, жителей Челябинской области и соседних регионов места отдыха осталось лишь два полузатопленных корабля.

7.09.2011

Аналогичные памятники культуры известны только в странах дальнего зарубежья.  Зюраткульский геоглиф сопоставим, например, со знаменитыми изображениями в пустыне Наска в Южном Перу.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".