Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

В «Манекене» премьера - «Чацкий-Камчацкий» по пьесе Анны Яблонской

В «Манекене» премьера - «Чацкий-Камчацкий» по пьесе Анны Яблонской

 

В театре «Манекен» премьера спектакля «Чацкий-Камчацкий» по пьесе Анны Яблонской.

«Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?» – вопрос, который можно задать и сегодня нашей стране… Или нет, стойте, это где-то уже было. Гоголь, школьные уроки, исцарапанная парта и строгий учитель. Помните? Из этой дальней тьмы памяти к нам порой забредают Базаров, Онегин, Чичиков, Чацкий… И иногда думаешь: да что они, архаичные, бумажные, понимают в нашем сегодня? Что если бы хоть один из них оказался… да хотя бы в сегодняшней Москве, а? Со своим «Карету мне, карету!» Какой был бы номер! Какова потеха! Вот и драматургу Анне Яблонской показалось интересным провести эксперимент: поместить Чацкого из века XIX прямиком в XXI и посмотреть: что получится?

Театр «Манекен» начал работу с пьесой Яблонской еще в прошлом сезоне: режиссер и художественный руководитель театра Юрий Бобков обнаружил ее в глобальной сети, ознакомился и не преминул написать автору, немало ее удивив. На тот момент текст был совсем «свежим», и как попал в Интернет, а значит, на глаза Бобкову, непонятно, но это явно отдавало тем, что мы называем «судьба»: Анна позволила «Манекену» работать с пьесой.

В длинных переписках режиссер и драматург видоизменяли, отделывали, оттачивали тест, и даже название превратилось в странную дразнилку «Чацкий-Камчацкий»… А 24 января 2011 года Анна Яблонская погибла во время теракта в Домодедово, и постановка оказалась для «Манекена» важной вдвойне: премьера стала для труппы той встречей с драматургом Яблонской, которой воочию уже не состояться.

Итак, место действия: Москва, дом Фамусова-олигарха, баллотирующегося в депутаты, и его дочери-наркоманки Софьи. В этом, с позволения сказать, доме все по Шварцу: «за стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат… Словом, идет повседневная, будничная жизнь». Софья бьется в ломке и спит с помощником отца подлизой Молчалиным, который, как и Фамусов, пристает к приехавшей из глубинки и не поступившей в столичный вуз служанке Лизе. И все это на фоне предвыборной гонки, пресс-конференций и телесюжетов, где Фамусовым надо держать лицо… Обычное дело, не так ли? И вот среди этой-то кутерьмы появляется Чацкий, который в своем-то XIX веке несколько не ко двору, а уж в современной Москве…

Сначала кажутся забавными все эти неловкие моменты, которые вызваны странным поведением человека из прошлого. Но вот глупое и чуть растерянное «Не понимаю!» Чацкий становится все более злым и упорным, потому что до него начинает доходить, что именно происходит вокруг – вся подлость, мерзость и абсурдность происходящего. Он понимает, ЧТО происходит, но не может понять, КАК такое возможно.

Забавная юмореска перерастает в черный фарс, в месиво, где чудовищные гротескные образы высшего общества накладываются на образ Чацкого, который суть есть «идиот» по Достоевскому… А всю эту кутерьму, все это мракобесие бала уродов, «покемонов и гоблинов», которые очевидно особенно дотошно прорисованы режиссером и подчеркнуты костюмами, венчает жуткая по своему накалу и сложности актерской работы сцена, где наконец доставшая свой кокаин Софья (Анастасия Сорокина) сквозь наркотическую пелену пытается прорваться к тому, что говорит Чацкий (Алексей Тетюев) – нет, уже не тот смешной мальчик, пришедший в их дом вначале, а Чацкий, готовый бороться со злом его оружием, заготовивший диктофон с компроматом… Они смеются, кричат, пытаются полюбить друг друга… Но грязь, грязь, грязь… Из этого ничего не выйдет, как не получится союз у принципа и беспринципности. Эта сцена вызывает моральный ужас, заставляет одновременно и отворачиваться, и все же через дрожь смотреть-смотреть-смотреть …

Залу было тяжело и плохо, он «набряк» как туча перед грозой. Было очевидно, что нравится далеко не всем. Этот жесткий, хлещущий по щекам постмодернизм, в котором не только Грибоедов, но полпантеона русских классиков, неудобен публике. В антракте перешептывались – кто-то был готов прорваться бурей эмоций и впечатлений, а кто-то лишь скорбно качал головой, не понимая, что можно найти для себя в этой мешанине…

Вызвали отклик и вполне бытовые моменты: молодежь освистала сцену, где Софья принялась нюхать кокаин с портрета высокопоставленного чиновника, а старшее поколение изнемогало от мата, которым полно повествование. Ненормативная лексика – всегда больной вопрос, но именно в сцене, где она доминировала (допрос Чацкого представителем полиции), она была как нельзя более на месте. Представьте беседу интеллигентного и образованного Чацкого, тычущего под нос представителю власти в отчаянии компромат, умоляя – «спасите Россию», и мента (иначе тут не скажешь), который не в состоянии сказать и предложения без мата…

Но именно этот диалог переворачивает всю постановку с ног на голову: для полицейского Россия – это его комната в коммуналке, жена и маленький сын. И если ради них ему надо брать взятки, поддерживать ненавистных олигархов, преступать закон, то он будет – ради своей России. И он насмешливо спрашивает Чацкого: «А что такое твоя Россия?» И тот не находит, что ответить…

«Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?» – нет ответа. И у актеров, режиссера, драматурга его не нашлось. Вместо этого – романс Пушкина в конце постановки, надрывный и светлый… И тоска. Тоска по красоте, чистоте и добру человеческому. И вот эта самая тоска, которая отозвалась в сердце хотя бы некоторых зрителей, и стала, если разобраться, ответом.

 

Алина Казачихина

Источник: mediazavod.ru

 

Еще события

18.09.2015

Ночь с Марлен - это и премьера нового спектакля, и два ее лучших фильма, живой звук и сюрпризы от «Голубого ангела», «Белокурой Венеры» и «Женщины-дьявола».

29.04.2015

С апреля текущего года в помещении театра «Манекен» открылась новая выставочная площадка. Первой экспозицией стала выставка «Фотоакварели». Автор работ – фотограф-любитель, бывший осветитель театра «Манекен» Дмитрий Алешко.

5.02.2013

В программе «Арт-Бессоницы» - совместный концерт челябинца Александра Деревягина и москвича Юрия Визбора-младшего, выступления самых популярных музыкальных команд Челябинска, разнообразная кинопрограмма и всевозможные веселые сюрпризы.

26.11.2012

Это одна из самых трудных, как признавался сам Островский, его пьес. И одна из самых негромких по своей сценической биографии. Впервые «Дикарка» была опубликована в 1880 году, а годом раньше поставлена под наблюдением Александра Островского на сцене Малого театра.

15.10.2012

В преддверии своего 50-летнего юбилея Челябинский театр «Манекен» решил возобновить некогда знаменитый фестиваль «Театральные опыты». Первый форум прошел в 1988 году и был приурочен к 25-летию коллектива.

11.04.2012

В челябинском театре «Манекен» состоялась премьера спектакля «И.А. Крылов. Басни». Предназначенный для юных зрителей спектакль является частью цикла «Театральные уроки», созданного в помощь школьной программе.

20.10.2011

Челябинский театр «Манекен» представляет очередной спектакль из цикла «Театральные уроки» – в ближайшее время зрители увидят постановку «Маленький принц» по одноименной повести Антуана де Сент-Экзюпери.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".