Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Задача дирижера - предстать обнаженным…"

Теодор Курентзис: "Я считаю, что задача дирижера - предстать обнаженным, доказав собственную жертвенность. Это же почти язычество, мастерство дирижера требует работы на пределе эмоций..."
ТЕОДОР КУРЕНТЗИС
Дирижер, композитор
Текст: Влад Поляковский, Ксения Щербино

 

Теодор Курентзис - один из самых молодых и самых известных современных дирижеров - рассуждает о будущем классической музыки.

  
- Как вы полагаете, есть ли будущее у оперы и у классической музыки? 
- Я очень оптимистично смотрю на будущее оперы. Опера ведь - искусство ритуальное, старинное, оно не может просто взять и исчезнуть или выйти из моды. Я скорее сомневаюсь в будущем театра - посмотрите на театр после Гротовского. Люди в театре все больше поют, а не играют, поэтому мне кажется, что уж чье-чье, а будущее оперы не стоит волнений.
 
- Первого октября, меж тем, отмечается Международный день музыки. Увы, это явление явно не носит медийный характер - его освящением всерьез занят, кажется, только телеканал "Культура". Что бы вы как дирижер хотели пожелать любителям музыки в этот день?
- Русским? Прежде всего, любить и ценить русских дирижеров, великую школу дирижирования. Я считаю, что русская школа - по-настоящему великолепна, это реальный повод для гордости, наряду с великой русской литературой. К сожалению, у нас больше любят громкие западные имена...
 
- Которые совсем лишены причин для подобной славы? А как же, скажем, Караян?
- А что - Караян? Кто сказал, что Караян был хорошим дирижером? Это абсолютно механическое отношение к музыке.
Я, кстати говоря, совершенно не уверен, что имя Караяна останется в истории музыки. И недоверчиво отношусь к фразам вроде "уже осталось" - пока еще слишком рано судить.
Кто сейчас, кроме специалистов, помнит имена трагических поэтов IV века до нашей эры? Композиторов XVII- XVIII вв.? Но все знают, кто такой Бах. Чимароза был все еще известнее Моцарта спустя уже довольно много времени после окончания их эпохи.
Я не имею в виду себя, что я буду более известен, нежели Караян, просто мне надоели раздутые имена. Впрочем, я не хочу никого критиковать.
 
- Вы проводите параллель между "западным" дирижированием и отечественным. В чем принципиальная разница?
- В подходе к материалу. Он совершенно разнится: по сути, это разные искусства. Нельзя судить, кто лучше или хуже, выше или ниже; это даже не арбуз и дыня, а арбуз и линолеум.
 
- Неужели вам никто не нравится из современных западных дирижеров? Баренбойм, Мути, Нагано, Маазель?
- Нет, это совершенно не мое, полагаю, то, что они делают, не имеет никакого отношения к тому, чем занимаюсь я. Они мастера, они предлагают качественный продукт, но это совсем другое.
 
- Коопман?
 - Ну нет, вот это мне совсем не нравится. Коопман - это такой крайне западный вид кальвинизма, до предела формализованный, систематизированный в духе протестантизма. Короче говоря, ни о чем и без чувства, да еще, к тому же, все время одно и то же, одно и то же. Скучно.
 
- И каким вы видите будущее дирижирования? Той школы, к которой вы принадлежите?
- Вполне радужным. Как это ни странно прозвучит, но искусство дирижирования очень молодо, ему от силы - пятьдесят лет, все еще только начинается. Я бы хотел видеть современных дирижеров совсем другими, вполне возможно даже стоило бы отказаться от палочек.
Понимаете, я считаю, что задача дирижера - предстать обнаженным, доказав собственную жертвенность. Это же почти язычество, мастерство дирижера требует работы на пределе эмоций. А если все время думать о технике, до эмоции не работают, ведь невозможно испытать эрекцию, если у вас стресс. Если в постели вы все время думаете о том, насколько вы красивы, вы просто не сможете испытать возбуждение. Так и в музыке.
 
- Музыка вообще чем-то похожа на любовь, это не ново. Но как обычно относятся музыканты к вашим идеям?
- Я заставляю их работать, как тут можно относиться? Но со мной они играют лучше, играя так, как хочу я. Мне не кажется правильной распространенная манера дирижера идти на поводу одновременно у публики и оркестра. Мне гораздо интереснее вызов, скандал, экстаз - пограничные состояния. Не нужно стараться быть и выглядеть великим, это все портит.
 
- Вы пишете музыку сами?
- Да, пишу. Но, предупреждая ваш вопрос, сам себя исполнять я бы не взялся, побоявшись быть не вполне адекватным. Многие дирижируют собственными сочинениями, однако, мне кажется, в целях сохранения адекватности должна существовать некая дистанция между тобой и твоей музыкой, как между родителем и ребенком.
 
 - Кто ваши любимые композиторы?
- О, их очень много. Но если вы попросите назвать важнейших, думаю, отвечу. На первое место без каких-либо колебаний я ставлю Чайковского. Это не обсуждается: Чайковский - то же самое, что Достоевский или Рублев, один из трех китов, на которых держится культура России.
На втором расположится Стравинский - он совершил в музыке революцию такого калибра, какие до него случались лишь в области политики.
Третье и четвертое - Мусоргский и Шостакович соответственно. Пятое, - видимо, все же Римский-Корсаков, очень уж важную роль он сыграл. Хотя при такой раскладке за бортом остаются композиторы, ничуть не меньшего класса: Скрябин, Прокофьев...

 

Источник: chaskor.ru

 

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".