Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Увидеть будущее можно различными способами..."

"Увидеть будущее можно различными способами..."
ТУБТЕН НГАДУБ КУТЕН РИНПОЧЕ
Оракул Далай-Ламы
Текст: Татьяна Правоторова

 

Слово «оракул» вызывает у нас в памяти прежде всего Древнюю Грецию, знаменитый оракул в городе Дельфы. Далеко не все знают, что были оракулы и в Тибете – были и есть сейчас. Оракул – живой и вполне «нормальный» человек, с ним можно общаться. Корреспондент журнала «Наука и Религия» беседует с ламой Тубтеном Нгадуб Кутен Ринпоче – оракулом Его Святейшества Далай-Ламы XIV.

- Кутен Ринпоче, в России никогда не было такого явления, как оракул. Наша история знала святых, обладавших пророческим даром; сейчас у нас появилось много различного рода предсказателей, утверждающих, что они тем или иным способом могут увидеть будущее. Чем они отличаются от оракула?

- Увидеть будущее можно различными способами. Астролог, например, узнаёт о нём благодаря своим вычислениям. Пророк благодаря своему особому дару моет увидеть или как-то по-иному воспринять картины будущего. Оракул – это Дух (иногда несколько Духов), который выбирает определённого человека свои проводником. То есть это как бы две составляющие: Дух и его проводник.

- Может быть, читатели лучше поймут вашу мысль, если вы расскажете историю Оракула, которого вы представляете?

- Я – проводник Нэйчунгского Оракула, который всегда был теснейшим образом связан с Авалокитешварой. Есть несколько традиций его истории: некоторые из них настолько священны, что для того, чтобы их услышать, необходимо получить особое посвящение. Я расскажу вам общепринятую версию.

Впервые этот Оракул проявил себя во время правления царя Сонгцен Кампо, который первым предпринял попытку распространить в Тибете буддизм. Но в этот период силы зла имели над Тибетом слишком большую власть, и попытка Сонгцен Кампо не удалась. Лишь почти два века спустя царь Тисонг Деуцен решился возобновить её и пригласил из Индии знаменитого буддийского мастера Ачарью Шантаракшиту. Прибыв в Тибет, он ощутил, что для победы нал злом необходим другой, более великий Учитель и посоветовал пригласить из Индии Падмасамбхаву.

Падмасамбхаве действительно постепенно удалось усмирить злые силы и утвердить в Тибете буддизм. В центре Тибета он основал монастырь Самье, который должен был стать оплотом Учения. Но он видел, что язычество и злые не побеждены окончательно и Тибет нуждается в могущественном защитнике Дхармы, который имел бы связь с Авалокитешварой. Он решил, что им может стать царь Пехар, находившийся тогда в Захоре, недалеко от границы современной Монголии. Однако подчинить его Дхарме было трудно. Падмасамбхава понял, что сделать это сможет только сын Тисонг Деуцена – Муниценпо. Для этого он должен будет поднести особые дары (коралл, бирюзовую статуэтку Тары и некоторые другие), которые пленят ум царя. Но одних человеческих сил было недостаточно, и принцу Муниценпо помог Тумерзин (манифестация Намтэ), вручив ему своё Красное Копьё для подношения царю Пехару. Миссия Муниценпо увенчалась успехом, и царя Пехара удалось привлечь в Тибет.

Монастырь Самье был построен в виде большой мандалы, вокруг каждого из концов которой было выстроено по храму. В одном из них должен был обитать Пехар, став Оракулом. В монастыре переводили книги с санскрита на тибетский, и лучшим переводчиком был Вайрочана. Однажды во время прогулки в окрестностях монастыря он увидел дерево ивы, из которого возникали разнообразные видения. Вернувшись, он описал их Падмасамбхаве, и тот на их основе сделал предсказание, что на этом месте в будущем должен быть построен новый храм для Пехара. Поскольку дерево ивы было небольшое, он назвал это место Нэйчунг: «Маленькое место», то есть небольшая обитель для Пехара.

Примерно три века спустя лама Шанг из небольшого монастыря школы Кагью, поклонявшийся Пехару, как-то отказался исполнить его волю и, более того, выбросил ящик с реликвиями Пехара в реку. (Впоследствии лама Шанг напишет книгу, в которой он раскается в своём непослушании Пехару.) В ту пору монастырь Дрейпунг, сыгравший огромную роль в истории Тибета, ещё носил название Деянг. Его настоятель Жанчунг Палдэн провидел поступок ламы Шанга и заранее послал слугу выловить из реки ящик с реликвиями. Настоятель предполагал, что благодаря им Деянг может стать новым местопребыванием Пехара. Однако слуга, доставивший ему реликвии, рассказал, что первоначально вытащенный из реки ящик был неимоверно тяжёлым, но когда он добрался с ним до ивового дерева, из ящика вылетел голубь и сел на ветвь, после чего ящик сразу утратил свой вес. Это было то самое место, о котором пророчествовал Падмасамбхава. Настоятель понял, что Дух Пехара остался на дереве, и подивился, что он выбрал для себя такую маленькую обитель, но основал на этом месте монастырь Нэйчунг. Таким образом, и возникла связь между монастырём Дрейпунг и Нэйчунгским Оракулом.

В дальнейшем эта связь укрепляется, так же, как и связь с Далай-Ламой, так как четыре первых Далай-Ламы были из монастыря Дрейпунг, и Нэйчунгский Оракул становится любимым защитником монастыря. Первый проводник, через которого вещал Нэйчунгский Оракул, появился при Далай-Ламе II. Великий Далай-Лама V объединил светскую и духовную власть в Тибете и закрепил за ним двух основных защитников – Нэйчунгский Оракул и Чёрного – Палдэн Лхамо. Тесная связь Нейчунгского Оракула и Далай-Ламы продолжается и по сей день.

- А как вы стали оракулом?

- Моя история доказывает, что Нэйчунгский Оракул сам выбирает, кому быть его проводником. В тибетском буддизме существует и другая традиция, в которой высокий лама приказывает человеку войти в транс и предоставить своё тело Духу… Я – четырнадцатый в линии преемственности Нейчунгского Оракула. После смерти моего предшественника в Дхарамсале в 1974 году стали пытаться, как это принято в нашей традиции, определить местонахождение нового проводника.

- Разве проводник не обязательно должен находиться в Нэйчунгском монастыре?

- Нет. Только я и мой предшественник уже были в этом монастыре, когда Оракул начал проявлять через нас свою волю. Другие проводники были из других частей Тибета, один даже был правительственным чиновником. Но как только кого-то признают проводником Нейчунгского Оракула, он обязан стать монахом Нейчунгского монастыря, а затем его настоятелем.

Я родился в Тибете в 1958 году, в 1966 году мне удалось бежать оттуда и через Бутан добраться до Индии. После этого я со своей семьёй поселился в Дхарамсале, где занимался строительством дорог и другими работами, как и большинство здешних тибетцев. Но в 1978 году у меня возникло сильное желание стать монахом Нейчунгского монастыря, который теперь находится в Дхарамсале, и меня туда приняли. К моменту смерти моего предшественника я был мастером религиозных церемоний Нейчунгского монастыря. Тем не менее, Оракул никак не проявлял себя в течение целых трёх лет, и Далай-Лама даже составил специальную молитву о скорейшем обретении нового проводника. В 1987 году Его Святейшество Далай-Лама XIV давал учение по всем направлениям Лам-Рима, поэтому в Дхарамсале собрались настоятель и монахи как монастыря Семье, так и монастыря Дрейпунг (теперь он находится на юге Индии). Как вы помните, оба они имеют особую связь с Оракулом. Представители монастыря Дрейпунг настояли, чтобы перед статуей Оракула были проведены все необходимые церемонии, так как, несмотря на отсутствие проводника, надеялись получить какой-либо знак. 31 марта 1987 года во время церемонии, в которой я отвечал за подношение благовоний, я неожиданно для себя вошёл в состояние транса. Это было подобно электрошоку. По-тибетски этот первый спонтанный транс называется Ше сик – «узреть лицо Оракула». Так что, как видите, меня и моих предшественников избрал сам Нэйчунгский Оракул.

- Вас сразу же объявили новым оракулом?

- Нет. Далай-Лама долго беседовал со мной. В частности, он расспрашивал о трансе и о знаках, которые были у меня перед ним, затем посоветовал мне провести особое трёхмесячное затворничество. Только 4 сентября 1987 года было официально объявлено, что найден очередной проводник в линии преемственности – единственный проводник, так как у Нейчунгского Оракула, в отличие от некоторых, проводник может быть только один.

- Вы не смогли бы рассказать о состоянии транса? Вы сохраняете связь с внешним миром? Каковы ваши ощущения, как вы воспринимаете Оракула?

- В начале транса я ещё слышу пение участников церемонии, затем оно пропадает, и у меня появляется ощущение полёта. Затем я полностью утрачиваю всякое ощущение внешнего мира и самого себя. В момент транса действую не я, а Оракул, поэтому я ничего не воспринимаю и ничего не помню.

- Кутен Ринпоче, это ваш второй визит в Россию за последние несколько лет (интервью взято в 1998 году. – Прим. ред.). Вы были в Москве, посетили традиционные буддийские районы России. Каковы ваши впечатления? Каким вам представляется будущее России и буддизма в России?

- Я думаю, что будущее России, так же как и будущее любой страны, связано не только с успехами в сфере экономического роста, но и с успехами в сфере роста духовного. Я заметил, что за последние годы в России ощутимо прибавилось религиозной свободы. Прибавилось также знаний о религии и уважения к ней. Вчера, когда я пришёл почитать лекцию людям, интересующимся буддизмом в Москве, я был приятно удивлён тем, что зал встал при моём появлении. Меня также радует тенденция к развитию взаимопонимания и сотрудничества между четырьмя традиционными религиями России. Различные религии могут быть уподоблены различным блюдам. Как вы можете судить о вкусе блюда, если даже не пробовали его? Поэтому очень важно изучать не только свою собственную религию, но и другие, чтобы суметь воспользоваться тем ценным, что несет в себе каждая из них. Если все эти процессы будут успешно развиваться, и Россию, и российский буддизм ждёт очень хорошее будущее.

Кроме того, я полагаю, ситуация с буддизмом в России и во всём мире связана с положением буддизма в Тибете. Обратите внимание: численность буддистов в мире в сравнении с численностью последователей других религий невелика, а ведь Учению Будды Шакьямуни более 2,5 тысяч лет! Но буддизму всегда было чуждо миссионерство. Буддийский мастер никому не предлагает своё учение, а тем более не навязывает ему. Он даёт его только по просьбе ученика. Поэтому буддистов так немного, и окончательное уничтожение буддизма в Тибете будет ощутимым ударом для буддистов всего мира. А ведь современному миру, полному конфликтов и противоречий, так нужно глубокое и миролюбивое Учение Будды, ставящее своей целью счастье всех живых существ. Поэтому мы, тибетцы, просим о помощи. Нам нужна и моральная, и политическая поддержка, подобная той, которую оказали парламентёры ряда европейских стран и Конгресс США. (Резолюции, призывающие Китай соблюдать права человека в Тибете, были приняты Европейским Парламентом, а также парламентами ФРГ, Италии и Австралии. 28 октября 1991 года президент США Дж. Буш придал силу закона резолюции Конгресса, согласно которой Тибет признаётся оккупированной страной, а его законными представителями – Далай-Лама и Тибетское правительство в изгнании.)

Помощь России имеет для нас особое значение, ведь между нашими странами существует давняя духовная связь. Бурятия, Калмыкия, Тува подарили буддизму много выдающихся мастеров. А ваш замечательный соотечественник Агван Доржиев был даже учителем самого Далай-Ламы XIII.

- Что бы вы, как буддийский мастер, могли посоветовать буддийским и не буддийским читателям нашего журнала?

- Любая буддийская практика всех уровней содержит в себе три этапа. Начало – это порождение в себе добродетельного помысла, правильной мотивации: вы развиваете в себе желание совершить что-то во благо всех живых существ. Затем следует само благое деяние… И на завершающем этапе – посвящение своих благих деяний благу всех живых существ. Любой человек может использовать это в своей повседневной жизни. Например, учитель перед началом своего рабочего дня может развить в себе сильное стремление сделать сегодня как можно больше полезного для своих учеников. Затем прийти в школу и постараться этого добиться. В конце дня вспомнить о всех своих поступках и похвалить себя за всё хорошее, что было совершено и пожелать, чтобы благодаря этому ваши ученики стали совершеннее и счастливее. Попробуйте практиковать это, и я уверен, что ваша жизнь и жизнь окружающих вас людей постепенно будет меняться к лучшему.

 

Приложение:

Кутен – «сосуд для духа»;

Ринпоче – достигший освобождения, но вновь воплотившийся в этом мире из сострадания к живым существам;

Дхарма – Учение Будды;

Авалокитешвара – божество любви и сострадания, покровитель и защитник Тибета; Далай-Лама – его земное воплощение;

Намтэ – Защитник Дхармы.

 

Источник: журнал «Наука и Религия», №6 1998 г.

 

Вокруг

Фрагмент книги Генриха Харрера «Семь лет в Тибете»

"Тибетские культура и образ жизни казались мне во многом ценнее достижений прогресса. Что Европа могла противопоставить истинной вежливости тибетцев? Здесь никого не унижали, а агрессивности просто не существовало. Даже политические противники общались уважительно, любезно приветствуя друг друга при встрече на улице".

Глава из книги Г.Харрера "Семь лет в Тибете"

"Я направился прямиком к кинотеатру. Как только подошел, дверь открылась изнутри, и перед моим взором предстал сам Живой Будда. Преодолев смущение, я низко поклонился и передал ему шарф. Он взял его левой рукой, а правой благословил меня. Это мало походило на церемониальное наложение рук, скорее на импульсивный порыв мальчика, наконец получившего желаемое".

В круге

Интервью, данное Далай-Ламой в день его 70-летия

"Я не отмечаю дни рождения. Мне кажется, что это пустая трата времени. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день – день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное".

Фрагменты книги «Мой сын Далай-Лама», повествующие о рождении и первых годах жизни Далай-Ламы XIV

"С самого начала Лхамо Дондуп отличался от других моих детей. Это был грустный ребенок, предпочитавший уединение. Он всегда убирал с глаз свою одежду и все свои вещи. На мой вопрос, что он делает, он отвечал, что пакует вещи, чтобы поехать в Лхасу и взять всех нас с собой".

Детство Далай-Ламы. Фрагмент автобиографии

Я родился 6 июля 1935 года и получил имя Лхамо Тхондуп... Я считаюсь воплощением каждого из предшествующих тринадцати Далай-Лам Тибета. Когда мне не исполнилось ещё трёх лет, в монастырь Кумбум прибыла поисковая группа, посланная правительством, чтобы найти новое воплощение Далай-Ламы. Сюда её привёл ряд знамений...

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".