«Искусство, в любых его формах, должно зажигать сердца»
***
Последователь школы Куинджи, друг и ученик Николая Рериха, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий писал в своем дневнике: «Искусство, в любых его формах, должно зажигать сердца». Наверное поэтому у художника нет ни одной мрачной картины. Смирнова-Русецкого называют мастером прозрачности, отдавая должное его неповторимой технике.
Борис Смирнов-Русецкий – продолжатель традиций русского космизма, член группы художников "Амаравелла", возникшей в России в 20-х годах ХХ века. В своих необычайно смелых по мысли картинах эти художники-космисты воплощали то, о чем писали ученые К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский.
Одно из положений Манифеста группы "Амаравеллы" звучит так: "Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира". Художники настаивали на "несказанности" своего искусства, его проникновении в "нездешнее". Они пытались соединить земное и небесное, реалистическое и фантастическое. Именно эта попытка синтеза, поиск гармонии мира так интересны в их творчестве. Большое влияние на творчество художников "Амаравеллы" оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами.
К сожалению, члены группы "Амаравелла" разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. В 30-х годах группа была репрессирована. Космическое искусство на долгие годы оказалось под запретом.
И лишь самый молодой из всех художников, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993), смог дожить до нового перелома в истории своей страны, хотя на его долю тоже выпало немало испытаний. В 1941 году он был арестован и пробыл в заключении долгих десять лет, прикасаясь к карандашу лишь несколько раз за все это время. Затем пять лет художник находился в ссылке. Арестовали Бориса Алексеевича не за его живопись, а за то, что в конце 1930-х годов он примыкал к остаткам московских тамплиеров и розенкрейцеров. Вероятно, сыграло свою роль и то, что при обыске в квартире художника были найдены письма от З.Г. Фосдик, сотрудницы Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Преданность идеям, заложенным в Учении Живой Этики, помогла Борису Алексеевичу мужественно перенести все удары судьбы и не сломаться. На свободе он вновь вернулся к любимому творчеству, к общению с молодыми друзьями-художниками. Бесчисленное количество замыслов ждало своего воплощения. "Оставить людям то, что будет жить, будет воздействовать и помогать им духовно - это так важно", - записывал он в своем дневнике. Его глубоким убеждением было то, что "искусство, в любых его формах, должно быть исполнено духовности, должно зажигать сердца".
Борис Алексеевич родился и вырос в Петербурге, в 1917 году его семья переехала в Москву. В юности он испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А.П. Иванова, познакомившего племянника с художниками "Мира искусства" и "Бубнового валета". Особенно запомнились ему рассказы о Н.К. Рерихе, с которым впоследствии довелось познакомиться лично. Именно Н.К. Рерих посоветовал Борису продолжить художественное образование (после трех лет обучения в студии Ф. Рерберга) в Высшем государственном художественно-техническом институте и написал рекомендательное письмо А.Щусеву, в то время возглавлявшему Третьяковскую галерею.
Огромную роль в творческом становлении молодого Бориса сыграл также В.Кандинский, с которым он переписывался в 1922-1927 годы. И если Н.К.Рерих был его проводником в миры горние, в тонкие планы Реальности, то В.Кандинский помог ему прикоснуться к архаическим пластам самостоятельного бытия форм-существ. Осмысливая открытия в области абстрактной формы, изложенные В. Кандинским в книге "О духовном в искусстве", художник стал более остро и глубинно ощущать природу, космичность любого патриархального уголка России.
Художник оставил огромное наследие – 1 800 картин и 2 000 этюдов, он автор более 40 циклов картин.
***
Особенность живописи Б.Смирнова-Русецкого в том, что он воспринимает природу не только как часть Земли, но и как часть Вселенной. Отвечая на призыв Н.К.Рериха осознать красоту Космоса, Б.Смирнов-Русецкий стремится передать в своих картинах единство Космоса, выразить Беспредельность в великом и в малом. Поэтому его пейзажи становятся не просто изображением природы, а отражением человеческой души. Природа на его картинах живая, думающая, размышляющая о вечном… Луч интуиции художника высвечивает небывалые дали. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей Вселенной брезжат иные миры. Художник мастерски передает это чередование планов, сквозящих друг в друге, открывая перед зрителем прозрачный образ Беспредельности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, притягивает, настраивает на сосредоточенное внимание, которого нам так не хватает в сегодняшней суматошной жизни.
"Главная задача, - писал художник, - углубление духовности в жизни и в искусстве".
Мудрость, одухотворенная любовь к жизни, людям, природе, светят нам с его полотен. И будут светить до тех пор, пока не иссякнет в человеке жажда Красоты, что помогает ему совершенствоваться…
***
Николай Ефремов
Выставка работ Бориса Смирнова-Русецкого
Этим летом в Москве, в филиале Государственного Литературного музея прошла выставка работ Бориса Смирнова-Русецкого «Знаки Неба и Земли», организованная Государственным Литературным музеем и галереей «Веллум».
В экспозиции были представлены около 100 работ - в основном пастели, это излюбленная техника художника. Также на выставке были представлены документы о жизни Смирнова-Русецкого, его фотографии, посвященные ему книги.
В рамках открытия состоялась презентация нового издания автобиографической книги художника - «Идущий», изданной галереей «Веллум». Она включает полный авторский вариант, а также 33 фотоиллюстрации работ художника из коллекции галереи.
Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993) - выходец из знаменитой петербургской дворянской семьи, входившей в круг символистов рубежа ХIХ-ХХ веков, - поэтов и философов. На его становление как художника большое влияние оказало творчество Чюрлениса и Рериха.
Именно по настоянию и рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступил во ВХУТЕМАС, где учился у И. Нивинского, П. Фаворского и Н. Купреянова.
В 1927-28 годах его работы участвовали в выставках общества «Маковец» и в Америке - в Нью-Йорке и Чикаго. 24 июня 1941 года художник был арестован, а 8 декабря 1941 года приговором Особого совещания при НКВД СССР был осужден на 10 лет лагерей. Причина - «Участие в разговорах антисоветского содержания, переписка с Нью-Йорком в 1926-1930 годах». Хорошее основание для приговора в декабре 1941 года - переписка пятнадцатилетней давности, да еще при том, что Америка была союзником СССР по антигитлеровской коалиции.
Выйти на свободу Смирнов-Русецкий должен был в июне 1951 года, однако этого не произошло - и опять без какого-либо законного основания. В лагерном документе об этом говорится так: «Дата освобождения» - «Не освобожден», «Причина освобождения» - «Был арестован вторично».
Сам он писал, что после пересмотра его дела решением Особого совещания от 10 ноября 1951 года был приговорен к высылке без срока в Акмолинскую (Целиноградскую) область. В августе 1954 года высылка была отменена, однако художнику не разрешили жить в столице и областных городах. Он поселился в Угличе.
В октябре 1956 года Смирнов-Русецкий был полностью реабилитирован - оба решения Особого отдела были отменены за отсутствием состава преступления, и он вернулся в Москву. За время заключения и ссылки большинство его работ были утрачены.
За четырнадцать лет лагерей и ссылки Смирнов-Русецкий не перестал быть художником. В последние годы в лагере на Алтае он старался работать в ночную смену, а днем писал. Сохранились его миниатюрные эскизы на пачках от папирос, из которых в 1954-1956 годах родился самый красивый его цикл - «Снегурочка», - запечатленная на холстах первозданная красота зимы тех суровых мест.
Смирнов-Русецкий подчеркнуто пренебрегал формальными исканиями в период между мировыми войнами, на которые пришелся пик его творческого становления. А в шестидесятые годы и позже дистанцировался и от советского официоза, и от нонконформистской среды.
К сожалению, полностью воссоздать творческий путь Смирнова-Русецкого сегодня вряд ли возможно. Однако на выставке в филиале Государственного Литературного музея собрано достаточное количество его произведений разных лет, чтобы зритель мог получить представление об этом замечательном художнике, настоящем профессионале, оставившем заметный след в изобразительном искусстве России.
Жалко, что сегодня внимание больше привлекают дебилы, дегенераты, олигофрены, которых теперь положено называть вовсе и не так, своим именем, а - «альтернативно одаренные», так что впору даже позавидовать, что сам не олигофрен и что тебя так романтично не величают.
Когда им, «альтернативно одаренным», приходит вдруг идея поковырять в носу не пальцем, а карандашом или кистью, либо слепить из какого-нибудь мусора ни на что не похожую зюзюку, - они сразу же попадают в категорию «современные художники». После чего получают всемерную поддержку от тех, кому такое искусство понятнее и ближе, чем творчество профессионалов: премии, гранты, выставки в самых престижных государственных музеях, выставочных залах и галереях...
А выставка такого вот замечательного художника, профессионала, устроена, увы, в маленьком литературном музее.
Хотя, с другой стороны, - устрой-ка выставку работ Бориса Смирнова-Русецкого в ином музее или выставочном зале, так ведь люди же сравнят с тем, что было там до, и с тем, что будет там после, и скажут... - нет, лучше не надо об этом, даже подумать страшно, что скажут. Пусть уж лучше и не сравнивают.
А Литературный музей - туда ходят люди интеллигентные, они если и подумают что-то, то из вежливости этого вслух не скажут, а скорее всего, просто тихо порадуются, что пока еще в Москве можно увидеть работы такого вот замечательного художника, как Борис Смирнов-Русецкий.
***
См. также: Б.А.Смирнов-Русецкий. Творческий путь (Автобиография)