Инки - жизнь в гармонии
По образованию Максим Ладыгин (г.Москва) – инженер-физик, по профессии – режиссер ТК «Альтаир-ТВ», снимающий образовательные и документальные фильмы, в том числе и для телеканала «Культура». В активе М. Ладыгина ленты «Этруски: странники в вечности», «Флоренция. Звезда Возрождения», «Рим. Великий город сквозь века», «Людвиг Баварский. Возвращение Лоэнгрина» и другие. В челябинском культурном центре «Новый Акрополь» состоялся допремьерный показ последнего фильма Ладыгина «Священная долина инков» о культуре, традициях и загадках древнейшей цивилизации.
- Наша экспедиция проходила на территории современного Перу,- рассказывает М. Ладыгин.- Хотя в доколумбовой Америке империя инков захватывала не только Перу, но и Панаму, Эквадор, Аргентину, Боливию, Чили и, подобно древнему Риму, объединяла множество народов и культур.
В сознании перуанцев само слово «инка» ассоциируется со справедливостью и разумным мироустройством. Инки жили в гармонии с природой и принципами социального равенства, с почестями хоронили мертвых («сеяли» их), чтобы собрать урожай живых, украшали свои святилища золотыми пластинами с изображениями богов, дали миру картофель, мировой совокупный доход которого превышает стоимость сокровищ, вывезенных испанскими конкистадорами из священной долины инков, и оставили загадки, ответы на которые мы ищем до сих пор.
Неизвестно, как инки возводили свои циклопические постройки из монолитных каменных глыб, подгоняя их так, что между ними невозможно просунуть лезвие бритвы. В одной из стен мы нашли камень с 26 углами, на него положен другой камень, зеркально отражающий очертания первого, они подогнаны так плотно, что держат друг друга наподобие замка. Видимо, у инков были совсем иные, чем у нас, способы работы с материей. Поневоле вспомнишь легенду, гласящую, что камни пришли по воздуху на звучание труб…
- Сохранили ли жители Южной Америки культуру инков?
- Да, и это было для нас настоящим открытием. Жители Куско (бывшая столица инков) живут в тех же домах, занимаются теми же ремеслами, многие говорят на языке своих предков кечуа, хотя официальный язык испанский, и устраивают демонстрации, требуя от правительства запретить американскую кока-колу, потому что у них есть своя инка-кола.
В отличие от других туристических мест, где шагу нельзя ступить, не заплатив деньги, перуанцы, особенно из числа тех, кто живет в глубинке, больше настроены отдавать, чем брать. Они оставляют простодушные подарки духам своей земли на месте древних святилищ, при встрече обмениваются друг с другом щепотками коки, которую носят в маленьких мешочках на поясе. В Боливии я увидел большую очередь людей, которые хотели пожертвовать свои деньги бедным соотечественникам. Механизм, запущенный в древности (инки считали, что стыдно иметь еду, если сосед голоден), работает, и он не насильственный.
Связь с традициями предков прослеживается и в верности перуанцев национальной одежде: они носят пончо, накидки, сотканные так плотно, что не пропускают влагу, Стоят пончо очень дорого, их можно носить всю жизнь.
- Жилеточка у вас не перуанская?
- Да, приобрел по случаю… Местное население любит вещи из альпаки, это родственница верблюдов. Альпакам разрешено ходить по территории архитектурных памятников, так как у них, как и у верблюдов, мягкие подушечки на лапах, и они не разрушают каменную кладку в отличие от лошадей европейцев, практически уничтоживших дороги инков.
Продолжая тему животного мира, нельзя не сказать о священных кондорах. Это огромные птицы с размахом крыльев 3,5 метра, в представлении инков соединяющие мир земной с миром небесным. Чтобы запечатлеть эти величественные создания, мы отправились в самый глубокий в мире Колько Каньон, где на восходе солнца кондоры поднимаются вверх с восходящими потоками воздуха. По дороге молились все инкским богам, чтобы была хорошая погода. Но солнце быстро ушло, появился туман, съемка стала невозможной. Пришлось доснимать эпизод в парке, где выхаживают больных и раненых птиц. Кондоры кусали и клевали штатив, но мы завершили работу. Хотя ощущение полета стерлось…
- Какие отношения у перуанцев с испанцами, нет ли конфликтов на этнической почве?
- Нет, столько лет прошло. Одно время страна была испанской колонией. Потом после множества войн перуанцы получили независимость. Сейчас основная масса населения – католики, вместе с христианством люди приняли и новый образ жизни. Можно сказать, что это уже другое государство, но оно сохранило свои традиции. Символично, что многие испанские сооружения, в том числе храмы, воздвигнуты на фундаментах инков.
- Максим, мы видели ваш фильм о Древнем Египте. У египтян и инков поразительно много общего – те же непонятные для нас способы обработки камня, похожие мифы, божества. Откуда эта общность, может быть, существовала какая-то протокультура? И как вы относитесь к легенде об Атлантиде?
- У древних египтян и инков действительно много общего в культуре, жизненном укладе, символах (крест, свастика и т.д.), архитектурных принципах. И теоретически можно допустить существование Атлантиды, находившейся как раз между Египетом и Южной Америкой и являвшейся предшествующей цивилизацией. Возможно, до того как опуститься под воду, правители Атлантиды попытались спасти знания, каким-то образом передав их инкам…
- Чем отличаются жители Северной Америки от жителей Южной?
- На эту тему написано много книг, они есть в Интернете. Северные индейцы, которых поработили англичане, придавали большое значение невидимому, считали его важнее видимого, а потому не строили храмов. Храмом для них была природа. Исследователи пишут о них как о носителях бескомпромиссного теизма. То есть их отношения с богами не требовали компромиссов, доказательств, подтверждений, их вера была безоговорочной. Иисус, как мы помним, вынужден был прибегать к чудесам, чтобы ему поверили…
- Какой главный урок древней культуры?
- Умение выстроить гармоничные отношения с миром, в котором ты пребываешь. Перед древними, в том числе инками, не стояло вопросов, что такое счастье, в чем смысл жизни. Они знали, что надо прожить жизнь полно, ярко, благородно и были готовы потом перейти в царство мертвых. У аргентинского философа Хорхе Анхеля Ливраги есть выражение: «Блажен, кто живет в Фивах, блажен, кто в Фивах умирает». Человек классической древности умел найти гармонию не только в своей повседневной жизни, но и за пределами земного существования.
Источник: mediazavod.ru