Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

"Благодаря айкидо человек ощущает себя цельным..."

"Благодаря айкидо человек ощущает себя цельным..."
ИЛЬЯ КАЗАКОВ
Исполнительный директор Межрегиональной уральской федерации айкидо
Текст: Юлия Руднева

Заниматься боевыми искусствами сегодня невероятно модно. Многие стремятся заняться единоборствами, чтобы научиться защищать себя, дамы часто чтобы похудеть, кто-то за компанию. Но при этом мало кто из новоявленных адептов боевых искусств задумывается над тем, что древнее искусство мастеров Дальнего Востока – не фитнес и не спорт, а нечто гораздо большее.

Об истории появления айкидо, о его сути, духовной и физической составляющей мы беседуем с исполнительным директором Межрегиональной уральской федерации айкидо Ильей Казаковым.

 

Не ради победы

Илья Юрьевич, расскажите, почему в айкидо нет соревнований?

– Есть традиционные виды боевых искусств Японии, где соревнований как института нет в принципе. Айкидо относится к безсоревновательным боевым искусствам. Основатель этого вида боевого искусства Морихей Уэсиба в свое время категорически запретил своим последователям проводить какие-либо спортивные состязания по айкидо.

В айкидо нет агрессии. Занимаясь айкидо, адепты стремятся к достижению внутренней гармонии, учатся искусству управления не только телом, но и разумом. Стремясь к совершенству, они не сковывают себя целью победы. Когда человек ставит перед собой цель победить на каком-то соревновании или коммерческом турнире, он ограничивается этой маленькой целью и не видит возможностей для своего дальнейшего развития. В айкидо этих ложных целей нет. Здесь человек делает все только для собственного развития.

Если человек мотивирован к самопознанию, если он почувствовал вкус преодоления самого себя, проявления новых качеств, ощущения центра в себе, он становится более спокойным, в течение практик у него меняется восприятие мира. Для большинства современных людей жизнь делится на победы и проигрыши, взлеты и падения. Вас на вашем сайте тоже наверняка мотивируют всевозможными соревнованиями, наградами?

Верно, мы ежемесячно выбираем лучший текст и лучшего журналиста.

– Видите, вы все время в соревновании друг с другом. С одной стороны, это нормально. Но очень часто это причина возникновения стресса. Человек все время думает: как бы мне стать лучшим? Он постоянно в напряжении, что, конечно, выгодно компании, но не выгодно ему.

Айкидо учит совершенно по-другому воспринимать мир. Исчезает само понятие проигрыша и мотив победы над кем-то. Человек учится понимать, что он уже лучший. Все, кто занимается айкидо, выигрывают.

В айкидо нет соревновательного момента, поэтому человек меньше нервничает и меньше стареет.

Какие перспективы открываются перед занимающимися айкидо?

– Что касается перспектив… В большом спорте карьера действующих спортсменов окончательно завершается лет в 40-45, к этому времени они приобретают профессиональную усталость тела. А для айкидо возраста нет в принципе. Многие сегодняшние сэнсэи, которым уже за 40 лет, двигаются гораздо сильнее и быстрее, чем молодежь.

 

Путь айкидо

Вы преподаете классическое айкидо?

– Да, айкидо айкикай.

Как зародилось айкидо?

– Зарождение айкидо приходится на двадцатые годы двадцатого века. В 1915 году Морихэй Уэсиба стал учеником Сокаку Такеды, мастера секретного боевого искусства Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, самурайского клана Айдзу. Принципом этого боевого искусства было максимально быстро убить человека.

Это имеет какое-то отношение к ниндзя?

– Не совсем. Ниндзя (в переводе с японского «скрытый в ночи». – Прим. ред.) считаются шпионами, они никогда не вступали в открытый бой. Им гораздо проще было убить человека, когда он спит, быстрее его задушить и убежать или спустить по ниточке яд в рот спящему человеку.

У ниндзя совсем иная философия и иные цели, чем у самурая. По сути, они просто профессиональные убийцы. Это уже потом, благодаря Голливуду, они обрели имидж романтических героев. Айкидо восходит к древним боевым искусствам самураев. Самураи – элита Японии, люди, которые охраняют своего господина. Это слуги с большой буквы.

Вы побывали на практике в Японии. Расскажите, пожалуйста, чем вас впечатлила эта страна.

– Впервые посетив Японию, я был просто поражен их отношением к окружающему миру. Кому-то церемонность японцев, все эти ритуалы, поклоны, кажутся лишними. Но, пообщавшись с японцами дольше, понимаешь, что ритуалы направлены на то, чтобы раскрывать отношение к тебе. Это особенное, сердечное, а не потребительское отношение к миру очень сильно в японцах. Поэтому сказать, что в них осталась какая-то воинственность, агрессивность я не могу.

Японцы по-настоящему ценят все, что их окружает. Как вам известно, у них нет таких многокилометровых территорий, занятых лесами. Вот мы сейчас с вами вдвоем сидим в помещении, где айкидо могли бы заниматься минимум тридцать человек. Для японца было бы шоком, что такое большое помещение пустует большую часть суток. Они действительно умеют ценить то малое, что у них все-таки есть.

 

Не женское дело?

С какого возраста лучше отдавать в айкидо детей? Стоит ли женщинам заниматься айкидо?

– Первоначально отношение к женщинам в айкидо было скептическим. Об этом в своей книге писал Киссемару Уэсиба, сын основателя айкидо. Уже позже (в период 1970-80-х годов) айкидо стало приобретать массовую популярность. Открылись двери для женщин и детей. Причем инструктора отмечали у себя положительный эффект: когда они занимаются с детьми, то сами больше учатся у детей, нежели дети у них… Это взаимный процесс.

Женщины в айкидо – это отдельная история. Мужчины часто используют мышечную силу, а в айкидо идет отказ от использования мышечной силы верхнего плечевого пояса. Чтобы что-то познать, нужно опустошить свою чашу. Например в качестве эксперимента отказаться от «верхней» силы. Отказавшись от «верхней» силы, человек начинает работать всем телом, у него задействуются все суставы и центр. Женщины по природе своей в среднем физически слабее мужчин, и им не надо от чего-либо отказываться, у них уже все есть для айкидо. В женщинах есть особый природный ритм, который так важен в айкидо. Многие женщины движутся плавно и непрерывно, что собственно тоже способствует объединению тела посредством осознания своего центра.

В Японии сейчас есть специальные классы, они проводятся два раза в неделю только для женщин. Это не означает, что женщинам запрещено ходить на остальные тренировки. Наоборот, они ходят и на смешанные тренировки, где есть мужчины. В Японии есть сэнсэи, особенно популярные среди женщин. Айкидо очень популярно среди француженок. Их часто можно встретить на мастер-классах в Японии.

 

Айкидо и макробиотика

Что вы можете рассказать о системе питания в айкидо, если в учении предусмотрена такая составляющая?

– Здесь можно говорить о такой серьезной системе питания, распространенной в Японии, как макробиотика. Ее разработал Осава-сэнсэй.

Макробиотика органично сочетается с айкидо. В макробиотике существуют определенные схемы питания. Все на самом деле достаточно просто. Вся пища делится на «инь» и «ян». Где-то есть больше «янской» энергии, где-то больше «иньской». И вот этот баланс все время нужно держать.

Вы не придерживаетесь макробиотической системы питания?

– Я прислушиваюсь к тому, чего хочет мой организм, исключаю мясо.

Но вы не веган?

– Нет. Я ем рыбу, яйца, молоко. Основные постулаты макробиотики: человек должен быть максимально здоров, максимально использовать собственное тело и жить во благо всех живых существ.

 

Обретение учителя

Как вы в свое время начали заниматься айкидо?

– Тогда я был еще очень мал, айкидо я выбрал в более сознательном возрасте самостоятельно. Именно айкидо как искусство единоборства всегда привлекало меня. Больше всего мне нравилось оставаться после тренировки и бороться, вставать в спарринги. Потом я увидел в айкидо ту динамику, которой мне прежде недоставало. В айкидо действительно очень амплитудные и мощные приемы. На тот момент я начал изучать так называемую высотную страховку, когда человек прокручивается в воздухе. Затем я отправился на свой первый семинар. Там мне посчастливилось поработать со, скажем так, элитой айкидо. Миамото-сэнсэй, у которого я тренировался в ходе первого в моей жизни семинара, впоследствии и стал моим сэнсэем.

– В каком возрасте вы начали заниматься айкидо?

– С тринадцати лет. Сначала начал заниматься мой младший брат, потом мой отец и затем я. Решение заниматься айкидо я принял, когда увидел, как работает японец, как тренируются его ученики. Меня заворожила техника айкидо, казалось, что происходит какая-то магия.

– Расскажите подробнее о вашем сэнсэе?

– Это Миамото-сэнсэй, 7 дан, айкидо айкикай. Он преподает в Токио, в Хомбудодзю, и ежегодно посещает Россию вот уже на протяжении 13–14 лет, а может и больше.

– Вы общаетесь по-английски?

– Да, он говорит по-английски. Вокруг моего сэнсэя очень много учеников-американцев. Я хочу подчеркнуть, что ученики моего сэнсэя из США – это далеко не те недалекие «америкосы», о которых любит рассказывать Михаил Задорнов. Они сильно отличаются от стереотипного образа американцев, к которому мы привыкли. Это очень умные, сильные, высококультурные люди разных профессий (например журналисты), по-японски они говорят так же, как мы с вами по-русски. С ними и с мастером я общаюсь по-английски, поэтому особенных затруднений с языком в Японии у меня не было, но в ближайшем будущем я собираюсь выучить японский, чтобы лучше понимать своего учителя.

– Сэнсэя выбирают на всю жизнь?

- В Японии есть поговорка: ищи учителя три года. Есть несколько подходов к этому вопросу: консервативный и путь сердца. Если вы выучились у одного сэнсэя и считаете, что вы у него все приняли, почему бы вам просто не сказать ему спасибо, отдать дань уважения и идти дальше искать другого сэнсэя? Сэнсэй не имеет права притязать на учеников. Он не имеет права сказать: «Слушай и делай только так». Он говорит: «Дам тебе один совет…» или: «Ты бы лучше сделал вот так…» Настоящий сэнсэй никогда не будет довлеть над человеком, используя свой авторитет.

– Со своим сэнсэем вы познакомились, когда поехали в Японию?

– Это долгая история… Мы встречались на татами. Потом я продолжительное время приезжал на его семинары, изучал его технику и добивался того, чтобы он обратил на меня внимание. Здесь уже такое личное мистическое переживание: когда человек видит определенного сэнсэя и понимает, что хочет учиться только у него. Это желание сродни тому, что вы очень долго шли по пустыне, хотели пить и вот видите воду и, наконец, утоляете жажду… Примерно так же и с выбором учителя.

– Чем еще вы увлекаетесь кроме айкидо?

В будущем я хотел бы заниматься разведением бонсай (маленькие, искусственно сформированные деревья, растущие в декоративном контейнере. – Прим. ред.). Я думаю, в дальнейшем бонсаи будут очень популярны и в России. Настоящие японские бонсаи, которым лет по десять, а то и по сто, очень красивы, если смотреть на них вживую, а не на картинках.

 

Тайны управления энергией

– Какова роль энергии (Ки) в айкидо?

– Ки – это концепция энергии, которая течет везде. Аналог термина ки – в китайском языке – энергия ци, в индийском языке – прана. Живительная энергия ки есть везде, и в нашем теле тоже. Если энергетические каналы забиваются, то начинаются болезни.

Чем уникально айкидо? Здесь идет проработка блоков, которые есть в теле, через динамику, через броски. Наше тело начинает само подстраиваться под внешние обстоятельства и входить в гармонию с ними. При броске в айкидо по телу идет энергия и разбивает блоки.

Когда я начал заниматься айкидо, через некоторое количество лет, я понял, что энергия мысли может через руку переходить в другого человека. Здесь главное – мое намерение помочь человеку, стоящему со мной в паре, чтобы у него ушли блоки, правильно встала спина, расслабились суставы, опали и стали свободными плечи, выстроилась осанка. Это и есть гармонизация ки. И я начал тренироваться, через руки посылая энергию другому человеку. Когда человек начинает страховаться и падать, он эту энергию пропускает через свое тело, он ее не забирает себе и не сбивает, она просто проходит через него и очищает.

Все наши страхи, комплексы, стрессы имеют свойство задерживаться в теле и проявляться на физическом уровне. Когда мы начинаем действовать, разбивая физический уровень, то психологический также проходит. Это взаимный процесс. Человек снова начинает ощущать течение энергии через тело. Мы являемся проводниками между энергией Неба и Земли. Как только мы начинаем что-то себе присваивать с помощью стрессов и различных пестований эго, то все это копит в нас негативную энергию, и начинают образовываться блоки. Как только мы начинаем отдавать энергию в Землю, то наше тело очищается.

Человек, познавший азы страховки, и начинающий ощущать, как благотворно на него действует айкидо, чувствует себя суперменом, это ощущение ни с чем не сравнимо. Я это говорю и по своему опыту, и по опыту своих учителей.

– Если у человека проблемы со спиной, ему стоит заниматься айкидо, или есть ограничения?

– Тут надо смотреть, какие именно проблемы со спиной, что у человека болит. На тренировках мы прогибаемся за счет центра и за счет работы ног. В Японии я видел глубоких стариков, которые продолжают заниматься и демонстрируют удивительную гибкость.

– Не опасно ли падать на спину?

– В айкидо нет падений плашмя на спину. Человек падает, должным образом сгибая ногу и амортизируя падение. Это не опасно. На тренировках айкидо отрабатываются техника падения вперед и назад, техника всей страховки, наработка правильных кондиций в теле и наработка чувства центра. Это основные вещи в айкидо, которые дают человеку полную безопасность. Некоторые приемы имеют скорее оздоровительное значение. Человек принимает волну энергии в своем теле. И эти приемы (когда ты силой дыхания бросаешь человека) в основном представлены только в айкидо. В других боевых искусствах это тоже есть, но в айкидо есть, например, бросок, который так и называется «бросок с помощью силы дыхания».

– Если человек далек от боевых искусств, это звучит довольно таки фантастично.

– Все очень реально, настолько реально, что мы на самом деле все это используем в повседневной жизни. У каждого из нас в жизни бывали моменты просветления, когда все легко, четко, нет лишних мыслей, и двигаешься цельно. Благодаря айкидо человек ощущает себя цельным, он органически вписывается в природу, действительно пропускает через себя энергию неба и Земли. Но это мои ощущения, возможно кто–то другой, занимающийся айкидо, испытывает ощущения иные. Но в любом случае, сила гравитации действует на всех одинаково, соответственно тут нет ничего фантастического. Просто на тренировках, в начале, когда человек ничего не знает и не умеет, для него это звучит фантастически. Через месяц он понимает, что все это вполне реально.

 

Развитие айкидо в Челябинской области

– Какие перспективы есть для развития айкидо в Челябинске?

– В Челябинской области восемь школ айкидо-айкикай, то есть классического айкидо. Помимо этого, у нас есть и другие направления. В апреле 2010 во Дворце спорта «Динамо» состоялся первый фестиваль айкидо в Челябинске. На следующий фестиваль планируется пригласить в Челябинск сэнсэя из Японии. На эту тему сейчас ведутся переговоры.

– Этот фестиваль будет иметь характер всероссийского?

Мы постараемся привлечь ближайшие регионы, потому что «айкидисты» – дружный народ. В Новосибирске был семинар по айкидо, и туда стянулся народ со всей страны.

– Если детей принимают в секцию, у них должны быть какие-то перспективы. В каких фестивалях они смогут участвовать? Как вы можете заинтересовать родителей, рассказав им о перспективах айкидо?

– Дети, в первую очередь, начинают проходить аттестацию, они выступают на фестивалях, в частности, дети, с которыми я занимаюсь, уже три раза участвовали в фестивалях айкидо. Нас приглашали выступать на мотофестиваль Wings. Также школа «Конас» пригласила нас на показательное выступление в ходе областных соревнований по каратэ.

Клуб активно сотрудничает с другими секциями восточных единоборств в Челябинске. Восточные единоборства очень полезны для детей, особенно для мальчиков, так как они учатся защищать себя и своих близких.

Айкидо подразумевает не только физическое, но и духовное развитие, становление личности. К тому же восточные единоборства не так травмоопасны, как, например, хоккей. В Японии будо (боевое искусство) было дополнением ко всем остальным дисциплинам, которыми должен заниматься самурай, чтобы стать благородным человеком. В эти дисциплины входила и каллиграфия, и сочинение стихов, и чайная церемония. В каждой из этих дисциплин самурай должен достичь совершенства. Это дисциплинирует и гармонизирует личность.

– С какого возраста лучше отдавать ребенка в айкидо?

– В основном детей отдают заниматься с пяти лет, последнее время некоторые стараются отдать ребенка в четыре – в четыре с половиной года. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, потому что сегодня многие ребята быстро развиваются психологически, это так называемые дети-«индиго». Ребенок в четыре года уже способен сконцентрироваться как семилетний. Самое главное, в ребенке должна присутствовать способность к концентрации.

– Группы смешанные, или дети разделены по гендерному признаку?

– Нет, мальчики и девочки занимаются вместе.

– Расскажите подробнее о клубе, в котором проходят тренировки айкидо.

Наши секции распределены по районам города, я преподаю в Центральном районе. Зайдя на сайт, вы можете выбрать секцию в своем районе, где вам будет удобнее заниматься.

– Какую литературу по айкидо вы можете рекомендовать начинающим заниматься?

– Есть очень хороший автор Джон Стивенс. А для начинающих я порекомендовал бы «Дух айкидо». Эту книгу написал сын основателя айкидо Киссемару Уэсиба , который впоследствии стал «хранителем пути». Полезна и книга «Будо», которую написал основатель. Она переведена на русский, но читать ее очень непросто. Мысли, которые я прочел в книге «Будо», я понял только много позже, в течение пятилетней практики.

Источник: cheldiplom.ru

 

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами и заказать их доставку в любую точку России. Добро пожаловать!

Шесть книг Издательского дома "Мой Город" стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Теперь каждый желающий может познакомиться с книгами ИД "Мой Город" (Издательство Игоря Розина) и купить их в электронном виде. Для этого достаточно пройти по ссылке.

Издательский дом «Мой Город» выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

Украшения ручной работы

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Со страниц этого сборника звучит голос одного сада. Одного из многих. Потому что он жив и существует – благодаря одному человеку, автору этой книжки. И в то же время через эти стихи словно бы говорят все сады, все цветы, все деревья и травы мира. Может быть потому, что подлинная поэзия – универсальна и не имеет границ.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".