Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Вампир Рама и революция

Вампир Рама и революция

Свершилось одно из долгожданных событий – вышел новый роман литературного затворника и озорника Виктора Пелевина. Как и положено, по договору (автор издает по роману в год) пришло время высказаться.

Не секрет, что Пелевин уже десять лет как знаменит своим умением выхватывать из временного контекста самые абсурдные события, тонко высмеивать их и тем самым осчастливливать толпы своих поклонников. На сей раз к «гламуру» и «дискурсу» добавился «протест». И под раздачу попали горе-революционеры и участники событий на Болотной и Сахарова. Да и богатый халдей Салават Кадаев смутно напоминает отчего-то не то Кадырова (это если обращать внимание на происхождение фамилии), не то Прохорова (если принимать во внимание воспоминания персонажа о BDSM-оргии, чем-то созвучной Куршевелю). Впрочем, в биографии Кадаева была и тюрьма (очевидно, легкий привет и Ходорковскому). Однако, учитывая реальное дело Махнаткина, с уверенностью о прототипе сказать нельзя.

В остальном никаких нововведений. Автор честно сознается: «В книге действуют герои романа “Empire V”, но предварительное знакомство с ним не обязательно. Вы можете начать отсюда и прочесть “Empire V” потом». В качестве краткого экскурса в начале «Бэтмана Аполло» представлена небольшая выборка из предыдущего сочинения, популярно объясняющая основные принципы вампирского мироустройства. Критики не раз писали о том, что Виктор Пелевин некоторое время назад утратил свою невероятную писательскую мощь (так славно ощутимую в «Омоне Ра», «Чапаеве и Пустоте» и «Generation П»). И если раньше с этим утверждением можно было спорить, то нынешняя книга, кажется, стала серьезным подтверждением сему прискорбному факту.

До прошлого года Виктор Олегович хотя бы утруждал себя придумыванием новых миров (полноценных или не очень – вопрос другого порядка), но в этом, похоже, совсем заленился и решил лишь присочинить немного к некогда выходившему роману«Empire V».

Главный герой вампир Рама, ныне еще и Кавалер Ночи (ибо он не просто сохранил свои интимные взаимоотношения с новой Иштар – Герой, но и полностью подпал под ее покровительство) весь роман занимается чем-то непонятным. То запускает «золотой парашют» с богатым халдеем Салаватом Кадаевым (последнему процедура обещает гарантированное перерождение), то обращается в летучую мышь (впрочем, это он делает нечасто), то размышляет о магическом черве (как мы помним по прошлой книге, «червь переходит из одного человеческого тела в другое и практически бессмертен»). Вникает в качание баблоса, новый гуманизм с точки зрения Дракулы, пытается разобраться в том, что есть Щит Родины, ловит комаров (с капелькой крови Высшего Вампира внутри), периодически заводит интрижки с Софи (по совместительству и к разочарованию героя, оказавшейся существом высшего порядка – Бэтманом Аполло, в итоге пославшего Раму на Подвиг) и прочее, прочее.

Вампиры по-прежнему живут недалеко от Рублевки, носят божественные имена, «потому что по ряду обстоятельств мы ушли в тень – но по-прежнему сохраняем власть над миром». Потребляют красную жидкость в качестве источника информации, ныряют в лимбо, особое пространство, где можно встретить как мертвых, так и удалившихся из реальной жизни существ (но формально живых). И по сей день переживают как по поводу России, так и влияния «гламура» и «дискурса» на ее судьбу. «Протест», равно как и панк-молебен, и «дело Махнаткина», становится частью новой системы и основным поводом для авторского стеба. И это не считая унылых разговоров о судьбах родины. Вроде: «Главная задача российского либерального истеблишмента <…> – не допустить, чтобы власть ушла от крышующей ее чекистской хунты. Именно поэтому все телевизионно транслируемые столпы либеральной мысли вызывают у зрителей такое отвращение, страх и неполиткорректные чувства, в которых редкий интеллигентный человек сумеет признаться даже себе самому». Утверждения, вроде: «Начинаешь понимать, что в сегодняшней России слово “революция” означает только одно – кроме ржавых челюстей Гулага, которые они уже распилили и продали, они хотят переписать на себя всю землю, воду и воздух – подготовив нас к этому, как и в прошлый раз, каскадом остроумных куплетов. Viva la liberte» вполне резонны. Хотя уж очень неактуальны.

Как бы парадоксально ни звучало, Виктор Пелевин устарел в своем стремлении идти в ногу со временем и писать невероятно популярные книжки. Его толстый роман зануден именно из-за желания автора потрафить обывателю увлекательной историей про то, как именно вампиры (которые, как водится, ничем не лучше прочих) разжигают революции, лишь бы выкачать из людей побольше эмоций. Да и пелевинский юмор давно устарел. Мартин Бубер, Гай Фокс, Озирис, «Occupy pussy» и так далее… «Женщина будущего – это одетая шлюхой феминистка под защитой карательного аппарата, состоящего из сексуально репрессированных мужчин…» Или «Коррупция, конечно, отвратительна. Но самая омерзительная из форм коррупции – это борьба с коррупцией по отмашке. Вероятно, новая Россия вберет в себя все худшее, созданное историей, и соединит власть пожилых пацанов с элементами африканского опыта в рамках новой, еще не изведанной криптоколониальной модели, осененной кадением Святаго Духа». Все это не то что не смешно, но даже не забавно. Абсолютно предсказуемо, скучно и без пелевинских пятисот страниц ясно.

Не приходится говорить и о стилистике. Вроде бы и неплохо написана книжка, но из-за обилия иронии (применяемой к месту и не к месту), кучи имен, понятий, которые автор и разъясняет и разъясняет, тем самым утомляя читателя все больше и больше, воспринять текст сколько-нибудь внимательно и серьезно не представляется возможным. Но и про то нам уже рассказывали в романе: «Для большинства людей это слишком сложно. Вампир не стремится объяснить им все до конца. Так, разве что попугать по укурке самых умных».

Десять лет кряду Виктор Олегович погонял своего золотого тельца, высмеивая в каждом новом романе события прошедшего года. Иногда у него это выходило оригинально, иногда – не очень. Но нынче получилось уж совсем тухло. Часть «юморных» моментов либо не считывается вовсе, либо воспринимается как общее место.

А сюжетная галиматья, замешанная на понятиях 1990-х, лексике компьютерных игрушек 2000-х и фильмах того же периода, вроде «Матрицы» (кстати, и ей в книге нашлось место), английских словечках (как правило, матерных) и претензиях автора на высшее знание, оставляет скорее мутное ощущение, нежели чувство просветленности. Но тут, как известно: «На все прочее не предусмотрено грантов, так что и распространяться про современную философию особенно нечего».

Похоже, Виктор Олегович не по-вампирски заигрался в великого писателя. Может, пора и честь знать? Так сказать, покинуть пароход современности добровольно и по-тихому…

Источник: Читаем вместе

 

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".